Работа со словарными словами на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме
Методика работы с новыми словарными словами на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа со словарными словами на уроках русского языка | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка
1. Савельева Анна Константиновна
2. МОУ «СОШ № 29» , учитель начальных классов, 13 разряд, I квалификационная категория
3. Домашний адрес: ул. Тренёва, д. 31, кв. 105
4. Телефон: 57-20-91 (дом.), 8-927-57-06-226 (сот.)
5. -
6. Тема выступления: «Работа со словарными словами на уроках русского языка»
7. Заочно
8. УМК «Школа России»
Работа со словарными словами на уроках русского языка.
Савельева А. К., учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 29»
Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи. Проблема заключается в трудности написания слов с непроверяемыми орфограммами. Она возникла на основе противоречий: необходимость запоминания предусмотренных программой словарных слов и трудность их запоминания, так как этот процесс основан на механической памяти ребёнка и не вызывает познавательного интереса.
Уровень творческой новизны: отработка написания слов с непроверяемыми орфограммами через разнообразие форм словарной работы.
Цель: повысить качество запоминания и правописания словарных слов, превратив рутинный процесс в интересный, увлекательный, творческий.
Разнообразие форм словарной работы на уроках русского языка в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определённых условий:
1. Заинтересованность. Легче запомнить то, что интересно.
2. Яркость восприятия. Легче запомнить все яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.
3. Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо легче механического запоминания.
В начальной школе целесообразно поэтапное введение и отработка грамматического написания слов с непроверяемым написанием.
I этап. Ознакомление. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, составление с данными словами словосочетаний, предложений.
Так же для запоминания детям предлагается создать свой зрительный образ слова (например, в слове яблоко безударная гласная о изображается круглым яблочком). Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умение связывать с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к словарным словам, чтобы они легче усваивали их написание.
II этап. Закрепление написания слов с помощью различных упражнений.
Наиболее распространённым видом словарно-орфографической работы являются диктанты.
- Зрительный диктант с предварительным разбором.
- Картинный диктант.
- Выборочный диктант: запись слов по теме; по частям речи; по орфографическим, морфемным признакам.
- Диктант по памяти.
- Диктант с комментированием: запись по алфавиту, просклонять слова, поставить в нужный падеж, по порядку возрастания слогов и наоборот, образование другой части речи.
- Творческий диктант: подбор однокоренных слов; заменить группу слов одним словарным словом; данные слова заменить по смыслу другим, синонимами или антонимами; составить предложение с однородными членами; восстановление деформированного текста или предложения, составление рассказа из группы слов.
- Самодиктант и взаимопроверка.
Словарные слова используются также в минутках чистописания.
Результатом такой разнообразной, систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...
Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....
Работа со словарными словами на уроках русского языка
Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал...
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Формирование навыков правильного написания непроверяемых орфограмм требует постоянной работы по разработанной методистами схеме, включающей следующие разделы:...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....
Презентации "Словарная работа " к методической разработке "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс
Презентации для работы со словарными словами...