Система оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал
В данном материале даны примеры оценивания из личного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Структура системы оценки:
В соответствии с ФГОС результаты образования включают:
– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
В педагогических измерениях выделяется три уровня результатов образования
Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.
Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.
Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.
Особенности системы оценивания образовательных достижений:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования.;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Методы и формы оценивания предметных результатов
Оценочные процедуры. Инструментарий
1.Стартовые (входные) диагностики по предметам на начало учебного года;
2.Текущее оценивание: стандартизированные письменные и устные работы,
контрольные работы, тематические проверочные
(контрольные, тестовые) работы, проекты,
практические работы, самооценка,
взаимооценка.
3.Итоговое оценивание. Итоговые контрольные работы по предметам.
Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию, в том числе на основе метапредметных действий.
На начальной ступени обучения особое значение имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение метапредметными действиями:
- речевыми, среди которых выделим навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией;
-коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Методы и формы оценивания метапредметных результатов.
В соответствии с ФГОС образовательном процессе оценивается уровень сформированности личностных результатов, которые проявляются в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном
учреждении;
участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
Оценочные процедуры. Инструментарий:
1. Стартовая диагностика. Стартовая комплексная работа
2. Текущее оценивание метапредметной обученности. Диагностика УУД.Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.
3. Наблюдение за выполнением учебно- практических заданий. Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД
4. Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта
5. Итоговая оценка метапредметной обученности. Итоговая комплексная работа на межпредметной основе
6. Защита итогового индивидуального проекта. Критерии оценки итогового индивидуального проекта. Инициатива и ответственность за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемых средствами различных предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
Формы представления оценочных результатов:
В оценке личностных результатов образования использую такие методы педагогической диагностики:
- анкетирование, наблюдение.
- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Вот один из примеров оценивания учащихся:
Оценочный лист (Ф.И.)___________________________
Прогностическая оценка (+,-)
Критерии оценки:2 балла – знаю, умею, могу помочь! 1 балл – сомневаюсь, не уверен! 0 баллов – не знаю, прошу помощи!
№ | Знания и умения | Дата | Дата | Дата | Дата | ||
1 | Знаю, что такое однозначные слова | ||||||
2 | Знаю, что такое многозначные слова | ||||||
3 | Умею отличать однозначные слова от многозначных слов | ||||||
4 | Знаю, что такое синонимы | ||||||
5 | Знаю, что такое антонимы | ||||||
6 | Знаю, что такое омонимы | ||||||
7 | Знаю, что такое паронимы | ||||||
8 | Умею находить в тексте синонимы | ||||||
9 | Умею находить в тексте антонимы | ||||||
10 | Умею находить в тексте омонимы | ||||||
6 | Умею находить в тексте паронимы |
Оценочный лист (Ф.И.)___________________________
Критерии оценки:2 балла – знаю, умею, могу помочь! 1 балл – сомневаюсь, не уверен! 0 баллов – не знаю, прошу помощи!
№ | Знания и умения | Дата | ||
Прогностическая оценка (+ --) | Бальная оценка 0-1-2 | |||
1 | Знаю, что такое приставка | |||
2 | Умею находить приставку в словах | |||
3 | Умею отличать приставку от предлога | |||
4 | Умею разбирать слова по составу | |||
5 | Знаю правописание ъ |
Работа с перфокартами
— Определите падеж выделенных существительных, отметьте ответ в таблице.
1) Разноцветное коромысло над рекой повисло. 2) Длинной шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце - головка. 5) Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух остался.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
И. п. | + | ||||||||
Р. п. | + | + | |||||||
Д. п. | + | ||||||||
В. п. | + | + | |||||||
Т.п. | + | ||||||||
П. п. | + | + |
(Взаимопроверка.)
В своей работе использую такую форму взаимооценивания. Во-первых, учащийся учится отстаивать свою точку зрения, во-вторых, учащиеся в диалоге находят правильный ответ, в-третьих, ответ запоминается лучше и надолго по принципу «равный-равному».
Ученик ответил на вопрос, класс знаком «+» показывает своё согласие или несогласие с ответом. Если есть несогласные, отвечающий спрашивает: «Почему ты со мной не согласен?». Ученик, который не согласен, объясняет, почему ответ неверный, доказывая правилами, приводит примеры на данную орфограмму или правило. Отвечающий соглашается, если ответ был убедительным и верным. Если ответ неверный, он отстаивает свою точку зрения.
Моим учащимся нравится такая форма оценивания, как самооценивание.
Например:
Математический диктант
- Запишите сумму чисел 1000 и 82
- Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 500, разность равно вычитаемому.
- Разность чисел 300 и 150 разделить на 3.
Учащиеся записывают ответ в строчку, если не знают ответ, ставят в клетку точку. Простым карандашом при проверке вписываются недостающие ответы, исправляются ошибки, ставится «+» при правильном ответе. В конце работы дети видят свои ошибки, сколько их. Ребята дают советы тем, кто допустил ошибки. Правильно выполненная работа радует ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."
Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений....
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...
Система оценивания образовательных достижений
Оценивание является постоянным процессом в образовании детей.В зависимости от этапа обучения я использую диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...