Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС
учебно-методический материал
В своей практике использую различные приёмы и методики здоровьесберегающей технологии. Сложив в единую систему приёмы технологии, составила комплекс упражнений для укрепления физического состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 121.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС
Быть здоровым – престижно, выгодно, разумно, приятно.
Когда речь заходит о современных образовательных технологиях, то в первую очередь обычно называют здоровьесберегающие. Это относительно новое понятие психолого-педагогической науки.
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье.
Никита Константинович Смирнов, профессор, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации, которого считают родоначальником понятия «здоровьесберегающие технологии», дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
- Обеспечивают достаточный двигательный режим.
В своей практике использую различные приёмы и методики здоровьесберегающей технологии. Сложив в единую систему приёмы технологии, составила комплекс упражнений для укрепления физического состояния.
дыхательная гимнастика гимнастика для глаз
упражнения для губ гимнастика для шеи
гимнастика для спины гимнастика для плеч
пальчиковая гимнастика гимнастика для поясничной
области
гимнастика для ягодичной области гимнастика для ног
гимнастика для стоп
Все упражнения относятся в основном к физкультминуткам, которые проводятся в начальной школе по мере утомляемости детей во время учебных занятий. На них отводится 2-3- минуты.
- Дыхательная гимнастика: медленный вдох –носом, резкий выдох через рот, отрывистые вдох и выдох, «надуваем воздушный шарик» и др.
- Гимнастика для глаз: ( по Э.Аветисову) для глазных мышц –
- Не двигая головой, переводим взгляд с потолка на пол 8-12 раз, фокусируя взгляд в верхней и нижней точке.
- Поглядеть вправо, затем по диагонали поднять глаза вверх, и по такой же диагонали опустить взгляд в левый угол внизу. Проделать все в обратном направлении. Голову не перемещать. Сделать это нужно до 12 раз.
- Переместить взгляд с правой фиксированной точки в левую сторону и обратно. 5-6 повторений.
- После этого вращать глазами по часовой стрелке и против часовой, не упуская из виду все, что видите. Всего нужно совершить 12 повторений.
- для тренировки зрения:
- Выбрать самую дальнюю точку на горизонте, вытянуть руку и выставить вперед указательный палец. 6 раз переместить свое зрение с этой дальней точки на кончик пальца.
- Теперь указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Весь путь, который пройдет вытянутая рука, не сводить глаз с пальца, постоянно фокусируя на нем свое внимание. Это нужно повторить 5 раз.
- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Упражнения: «Игра на рояле», «Веер», «Шагаем по парте», «Кулачок», «Приветствие», «Солдатики» и др. Также, использую стихотворные упражнения (материалы nsportal.ru)
4. Упражнения для губ (артикуляционная гимнастика) – целесообразно проводить перед чтением.
- 1«Улыбка»( улыбаемся без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10).
- «Хоботок» (вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10).
- «Домик открывается» ( слегка улыбаемся, медленно открыть рот (как поём звук «а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.)
- «Делай, как я». (Дети повторяют за учителем («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.)
- «Обида» (опустить нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвратить её на место, выполняется до 10 раз).
- «Губы вверх» ( поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опустить её обратно, выполняется до 10 раз.)
- «Птенцы» (зубы почти сомкнуты, губы- клювики отрываются-закрываются. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.)
- «Воздушный поцелуй»
5.Гимнастика для шеи – проводится перед письмом или во время письма.
- «Влево-вправо» - Влево(вправо) голову склоняя, ухом ты коснись плеча.
- «Вращение» -хочешь посмотреть на друга, головой крути в полкруга.
- « Стороны света» - вверх(север), вниз( юг),вправо(восток), влево (запад)
- «Гуси- сова» - вытягиваем шеи как гуси, втягиваем шеи как сова
6.Гимнастика для спины:
- У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.)
Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)
Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.)
Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)
- «Массаж от соседа» - здесь фантазировать можно на месте.
7. Гимнастика для плеч – эти упражнения в сочетании с упражнениями для рук и туловища хорошо укрепляют мышцы плечевого пояса и благоприятствуют правильной осанке:
- Круговые движения плечами вперёд- назад, повтор 5-6 раз.
- Поднимание и опускание плеч вначале выполняется при свободном положении рук, потом из различных исходных положений ( на пояс, к плечам, за спину).
- Сведение и разведение плечами проводится из исходного положения руки на поясе
8. Гимнастика для стоп- формируют и укрепляют мышцы свода стоп.
- Перекаты с пятки на носок.
- Ходьба на внутренней ( внешней) стороне стопы
- Стойка и ходьба на носочках.
- Стойка и ходьба на пятках.
- Сидя, носки вытянуть вперёд, затем поднять вверх.
- Попеременно стоять на одной ноге.
9. Гимнастика для поясничной области:
- «Кошка и верблюд» - прогибание и выгибание спины.
- Стоя подтягиваем поочерёдно колени к груди.
- Стоя вытягиваемся с поднятыми руками на носочках, исходное положение , повторить 4-5 раз.
10. Гимнастика для ног, ягодичных мышц:
- «Качели» - выполняют двое, стоя лицом друг к другу и держась за руки, поочерёдно приседают.
- Марш на месте.
- Приседание.
- Повороты на месте.
Существует множество упражнений для снятия общей утомляемости детей по время учебных занятий. Творчески работающий учитель может сам сочинить, придумать, предложить свои комплексы упражнений для физминуток.
Литература:
Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н.К.Смирнова. – М.: АПКПРО, 2003. 5.
Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе // Практика административной работы в школе. – М., 2006. – Вып. 1. – С.30-38. 6.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС, ИХ ВИДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическо...
• Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС их виды и реализация.
Данная презентация раскрывает виды здоровьсберегающих технологий по ФГОСи их реализацию в начальной школе....
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС".
Сегодня на мастера – классе я предлагаю вам создать «Часы здоровья». Данный проект вы сможете в дальнейшем реализовать с вашими учащимися. Работа эта коллективная. Часы ребята делают...
Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация».
Задачи:1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация"
Задачи:1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...
"Применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС"
Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся....