выступление на ШМО
статья
Систематизация опыта в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся в современных условиях сельского социума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на ШМО | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Капыревщинская СШ
Выступление на ШМО
«Развитие духовно-нравственного потенциала творческой личности посредством предмета основы православной культуры».
Подготовила учитель ОПК:
Алешина Ирина Владимировна
2018 г
- Назначение предмета
Предмет «Основы православной культуры» призван способствовать:
- изучению возможности использования традиционных для России методов воспитания и образования в современном муниципальном общеобразовательном учреждении;
- систематизации опыта в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся в современных условиях сельского социума;
- выявлению основных направлений духовно-нравственного воспитания и образования.
- Цель предмета
Главной целью курса предмета является:
- формирование нравственно-здоровой духовно развитой личности;
- раскрытие внутреннего потенциала учащихся сельской школы;
- развитие творческих способностей личности, способной в дальнейшем активно участвовать в духовном развитии общества.
- Актуальность определяется:
- потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-нравственного оздоровления человека;
- потребностью в знаниях основ православной культуры для понимания многих литературных, музыкальных, художественных произведений;
- противоречием между потребностью общества в одухотворённой личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника на селе;
- недостаточной диагностикой нравственных категорий в обществе.
Модель выпускника СОШ (предполагаемый результат)
Выпускник - это:
- личность высокой культуры с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
- человек с чётким знанием и пониманием общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, способный использовать эти ценности в жизни;
- творческая личность, знающая традиции своего народа, Родины, умещая сохранять, развивать и передавать эти традиции следующим поколениям;
- духовная личность, то есть личность, стремящаяся к саморазвитию и самосовершенствованию на благо Родины.
- Назначение предмета ОПК:
Создание условий для формирования гармонически развитой, духовно сформированной, полноценно образованной личности.
- Принципы преподавания Основ православной культуры:
Основной принцип - дидактический, который способствует раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современных учащихся сельской школы.
В рамках предмета ОПК используются следующие принципы:
- принцип обучения в атмосфере предмета;
- принцип личностно-ценностного соответствия;
- принцип содержательных обобщений;
- принцип связи православной культуры с жизнью современного ребёнка;
- принцип опоры на образно-эмоциональный строй избранного материала.
- Задачи духовно-нравственного воспитания и обучения:
- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
- воспитание учащихся как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;
- формирование у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития;
- создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, содействие их дальнейшему развитию;
- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
- Введение ОПК в условиях сельской школы
а) Направление деятельности
I ступень - начальная школа
Формирование основных общих представлений о православной культуре, о нравственно-эстетических категориях добра и зла. Облагораживание эмоций, чувств. Проведение диагностики нравственных категорий ребёнка.
II ступень - основная школа
Углубление познания личных связей ребёнка с православной культурой. Формирование абстрактно-логического мышления через получение основных знаний о ценностях православной культуры. Отслеживание формирования духовно-нравственных категорий.
Укрепление связи главных проблем православной культуры с современностью. Ведущими становятся проблемы смысла жизни в их религиозно-философском осмыслении. С помощью учителя школьники решают собственные мировоззренческие проблемы, задумываются о смысле жизни. Здесь реализуется конечная цель изучения православной культуры в пределах школьного обучения: личное обращение детей к примерам творческого претворения видимого мира как отражение любви человека к Богу; это примеры личного жизневидения и этапа овладения способами (навыками) передачи своего отношения к жизни средствами православной культуры. На этом этапе проводится обобщающая диагностика детей.
б) условия, способствующие развитию творческого потенциала личности учителя и учащихся
1. Развитие творческих способностей учащихся:
- создание творческой атмосферы в учебном учреждении путём ведения основ православной культуры, где активно используется детское творчество (стихи и песни на духовную тему, беседы, внеурочная деятельность и т. п.);
- развитие понимания смысла творческого действия Бога-творца;
- развитие нравственного чувства сопереживания;
- привлечение детей к творческим конкурсам, совершенствование форм стимулирования их творческой деятельности.
2. Творческое развитие личности учителя:
- совершенствование научно-методической работы, создание творческих, проблемных групп;
- организация публикаций творческих работ учителя;
- проведение на базе школы научно-методических семинаров по обмену опытом;
- привлечение к работе по основам православной культуры представителей других школ.
в) оптимальная организация учебного процесса:
- совершенствование учебного плана и учебных программ по основам православной культуры;
- развитие и укрепление связей ОПК с предметами гуманитарного и музыкально-эстетического циклов;
- освоение перспективных школьных технологий;
- осуществление дифференцированного подхода к учащимся;
- развитие интеграции ОПК в другие предметы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- создание системы работы, направленной на нравственное воспитание школьников, формирования их гражданской позиции;
- систематическое и последовательное сообщение учащимся духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности;
- усиление воспитательного потенциала урока;
- знакомство школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинства, совестью, долгом, честью гражданина Отечества;
- формирование и закрепление изучения истории и традиций родной страны.
- Этапы развития системы
а) пропедевтический этап
Основная задача: мотивация учителей, родителей, учащихся
Формы деятельности:
- Заключение договоров: «Директор - родители».
- Диагностика потенциальных возможностей учащихся по предмету «Основы православной культуры».
- Создание методического кабинета.
- Укрепление материально-технической базы.
- Родительские собрания.
б) основной этап
Основная задача: внедрение нового предмета ОПК в школьную программу. Разработка авторских программ с опорой на передовой педагогический опыт. Усовершенствование программ.
Формы деятельности:
- Моделирование уроков с учётом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей;
выбор наиболее оптимальных вариантов;
- Создание банка педагогического опыта учителей в области изучения Основ православной культуры;
- Отслеживание результатов, полученных в результате изучения Основ православной культуры.
в) творческий этап
Основная задача: совершенствование программы ОПК.
Формы работы:
- Обработка данных, полученных в конкретные сроки.
- Анализ всех результатов.
- Корректировка программы развития ОПК.
- Обобщение и распространение опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....