выступление на ШМО
статья

Систематизация опыта в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся в современных условиях сельского социума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на ШМО31.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Капыревщинская СШ

Выступление на ШМО  

«Развитие духовно-нравственного потенциала творческой личности посредством предмета основы православной культуры».

                                                                                   

                                                                            

       

Подготовила учитель ОПК:

Алешина Ирина  Владимировна

     

                

2018 г

  1. Назначение предмета

 Предмет «Основы православной культуры» призван способствовать:

  1. изучению возможности использования традиционных для России методов воспитания и образования в современном муниципальном общеобразовательном учреждении;
  2. систематизации опыта в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся в современных условиях сельского социума;
  3. выявлению основных направлений духовно-нравственного воспитания и образования.
  1. Цель предмета

Главной целью курса предмета является:

  • формирование нравственно-здоровой духовно развитой личности;
  • раскрытие  внутреннего потенциала учащихся сельской школы;
  • развитие творческих способностей личности, способной в дальнейшем активно участвовать в духовном развитии общества.
  1. Актуальность определяется:
  1. потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-нравственного оздоровления человека;
  2. потребностью в знаниях  основ православной культуры для понимания многих литературных, музыкальных, художественных произведений;
  3. противоречием между потребностью общества в одухотворённой личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника на селе;
  4. недостаточной диагностикой нравственных категорий в обществе.

Модель выпускника СОШ (предполагаемый результат)

Выпускник  - это:

  • личность высокой культуры с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
  • человек с чётким знанием и пониманием общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, способный использовать эти ценности в жизни;
  • творческая личность, знающая традиции своего народа, Родины, умещая сохранять, развивать и передавать эти традиции следующим поколениям;
  • духовная личность, то есть личность, стремящаяся к саморазвитию и самосовершенствованию на благо Родины.

  1. Назначение предмета ОПК:

Создание условий для формирования гармонически развитой, духовно сформированной, полноценно образованной личности.

  1. Принципы преподавания Основ православной культуры:

Основной принцип - дидактический, который способствует раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современных учащихся  сельской школы.

В рамках предмета ОПК используются следующие принципы:

  • принцип обучения в атмосфере предмета;
  • принцип личностно-ценностного соответствия;
  • принцип содержательных обобщений;
  • принцип связи православной культуры с жизнью современного ребёнка;
  • принцип опоры на образно-эмоциональный строй избранного материала.

  1. Задачи духовно-нравственного воспитания и обучения:
  1. преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
  2. воспитание учащихся как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;
  3. формирование у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития;
  4. создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, содействие их дальнейшему развитию;
  5. передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

  1.  Введение  ОПК в условиях сельской школы

       а) Направление деятельности

I ступень - начальная школа

Формирование основных общих представлений о православной культуре, о нравственно-эстетических категориях добра и зла. Облагораживание эмоций, чувств. Проведение диагностики нравственных категорий ребёнка.

II ступень - основная школа

Углубление познания личных связей ребёнка с православной культурой. Формирование абстрактно-логического мышления через получение основных знаний о ценностях православной культуры. Отслеживание формирования духовно-нравственных категорий.

Укрепление связи главных проблем православной культуры с современностью. Ведущими становятся проблемы смысла жизни в их религиозно-философском осмыслении. С помощью учителя школьники решают собственные мировоззренческие проблемы, задумываются о смысле жизни. Здесь реализуется конечная цель изучения православной культуры в пределах школьного обучения: личное обращение детей к примерам творческого претворения видимого мира как  отражение любви человека к Богу; это примеры личного жизневидения и этапа овладения способами (навыками) передачи своего отношения к жизни средствами православной культуры. На этом этапе проводится обобщающая диагностика детей.

б) условия, способствующие развитию творческого потенциала личности учителя и учащихся

1. Развитие творческих способностей учащихся:

  • создание творческой атмосферы в учебном учреждении  путём ведения основ православной культуры, где активно используется детское творчество (стихи и песни на духовную тему, беседы, внеурочная деятельность и т. п.);
  • развитие понимания смысла творческого действия Бога-творца;
  • развитие нравственного чувства сопереживания;
  • привлечение детей к творческим конкурсам, совершенствование форм стимулирования их творческой деятельности.

        2. Творческое развитие личности учителя:

  • совершенствование научно-методической работы, создание творческих, проблемных групп;
  • организация публикаций творческих работ учителя;
  • проведение на базе школы научно-методических семинаров по обмену опытом;
  • привлечение к работе по основам православной культуры представителей других школ.

в) оптимальная организация учебного процесса:

  • совершенствование учебного плана и учебных программ по основам православной культуры;
  • развитие и укрепление связей ОПК с предметами гуманитарного и музыкально-эстетического циклов;
  • освоение перспективных школьных технологий;
  • осуществление дифференцированного подхода к учащимся;
  • развитие интеграции ОПК в другие предметы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • создание системы работы, направленной на нравственное воспитание школьников, формирования их гражданской позиции;
  • систематическое и последовательное сообщение учащимся духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности;
  • усиление воспитательного потенциала урока;
  • знакомство школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинства, совестью, долгом, честью гражданина Отечества;
  • формирование и закрепление изучения истории и традиций родной страны.

  1. Этапы развития системы

а) пропедевтический этап

Основная задача: мотивация учителей, родителей, учащихся

Формы деятельности:

  1. Заключение договоров: «Директор - родители».
  2. Диагностика потенциальных возможностей учащихся по предмету «Основы православной культуры».
  3. Создание методического кабинета.
  4. Укрепление материально-технической базы.
  5. Родительские собрания.

б) основной этап

Основная задача: внедрение нового предмета ОПК в школьную программу. Разработка авторских программ с опорой на передовой педагогический опыт. Усовершенствование программ.

Формы деятельности:

  1. Моделирование уроков с учётом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей;

выбор наиболее оптимальных вариантов;

  1. Создание банка педагогического опыта учителей в области изучения Основ православной культуры;
  2. Отслеживание результатов, полученных в результате изучения Основ православной культуры.

в) творческий этап

Основная задача: совершенствование программы ОПК.

Формы работы:

  1. Обработка данных, полученных в конкретные сроки.
  2. Анализ всех результатов.
  3. Корректировка программы развития ОПК.
  4. Обобщение и распространение опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....