Выступление на семинаре
методическая разработка
«Проблемы организации работы с текстовыми задачами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_organizatsii_raboty_s_tekstovymi_zadachami.docx | 30.46 КБ |
problemy_organizatsii_raboty_s_tekstovymi_zadachami.pptx | 510.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы организации работы с текстовыми задачами»
Слайд 1
Подготовила: Судырь Т.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №3»
Слайд 2
«Прежде чем решать задачу – прочитай условие».
Жак Адамар
Одной из основных проблем обучения математике является формирование умения решать текстовые задачи.
Если рассматривать формирование умения решать задачи с точки зрения требований, предъявляемых программой, то достаточно научиться решать набор, так называемых, стандартных задач, используя многократное повторение задач каждого типа вплоть до выработки и запоминания образца решения. В этом случае можно говорить не о формировании умения, а о натаскивании, заучивании до автоматизма. Если же рассматривать формирование этого умения с точки зрения жизненных потребностей человека, то в первую очередь необходимо заботиться о творческом подходе к решению задач – ведь жизнь требует решения самых разных задач, и, что самое главное, человеку в жизни нужно уметь анализировать данные создавшейся ситуации, что и можно отработать в школе с помощью решения текстовых задач.
Каждый ученик начальных классов должен иметь возможность научиться решать задачи, соответствующие его возрасту. Поэтому на начальном этапе необходимо развивать навыки решения задач со знакомыми словами, доступными математическими операциями.
Хочу обобщить некоторые проблемы в обучении решению задач, которые были выявлены в процессе работы в начальной школе.
Слайд 3
Проблемы в обучении решению задач:
1. Проблема классификации задач начальной школы.
Существующие классификации задач не помогают выявлению их смысла, т. е. классификации типа: «в одно действие, в два действия, простые, сложные, с косвенным вопросом и другие» не помогают детям решать эти задачи, так как применяемая классификация не способствует возникновению в памяти ребенка алгоритма решения задачи.
2. Проблема записи условий задачи.
Краткая запись условия многих задач не показывает структурные связи данных задачи, а отображение условия с помощью отрезков требует развитого абстрактного мышления и не воспринимается слабыми детьми. Отсюда возникают трудности в определении путей решения задачи.
3. Проблема проверки правильности решения задачи.
Обычно проверяют не решение задачи, а правильность математических действий в этой задаче, что далеко не одно и то же.
Проверку необходимо производить до начала математических действий, путём проговаривания условия по записанной модели и сличения его с текстом задачи, решить другим способом, составлять и решать обратные задачи.
4. Проблема последовательности действий ученика при решении задач.
Правил, памяток, описаний, алгоритмов существует много, но они не работают без решения первых трёх проблем.
Слайд 4
Общеизвестно, что существует 2 подхода к решению задач:
- частный подход – знакомство с алгоритмом и доведение его до автоматизма;
- общий подход – заключается в знании, что такое задача, знании этапов решения задачи и умении выполнять эти этапы.
Слайд 5
Возможные проблемы и причины у учащихся
при решении текстовых задач
Возможные психологические причины. | Возможные педагогические причины |
|
|
Слайд 6
Некоторые ошибки, которые допускают педагоги при организации работы с текстовыми задачами
Ошибка 1. Пропуск этапа анализа условия задачи.
«Прочитайте условие задачи. Кто пойдет к доске?» - такое часто можно видеть на уроке. И сразу начинается оформление решения. Этап анализа отсутствует и в некоторых учебниках. Учителя не всегда сами понимают, зачем нужно проводить этот этап. «Мы уже решали подобные задачи. Зачем проводить этап анализа условия задачи?» На это можно возразить. Может быть, проведение этого этапа обязательно не для всех учащихся. В классе найдутся такие ученики, у которых этап анализа свернут. Они его проходят очень быстро, поэтому сразу видят решение и переходят к его оформлению. Задача педагога - помогать тем, у которых не получается. Решение задачи основывается на тех связях, которые существуют между данными и искомыми величинами. На выделение этих связей и направлен анализ условия задачи.
Ошибка 2. Пропуск этапа поиска решения.
Пропуск этого этапа ведет к недопониманию учащимися сущности эвристической деятельности, и как результат, к возникновению трудностей при самостоятельном решении задач. В практике обучения традиционной является ситуация, когда учитель вызывает к доске учащегося, который знает, как решить задачу. Однако при личностно-ориентированном обучении основная забота учителя должна быть связана с теми, кто испытывает затруднения при самостоятельном решении задач.
Тем же учащимся, которые без учителя могут решать задачи, необходимо подбирать задания, усиливающие их умения и способствующие их развитию (составить задачи на основе справочных данных; рассмотреть другие способы решения предложенной задачи; составить схемы по задаче и др.)
Ошибка 3. Пропуск этапа исследования решения.
Зачем нужен этот этап? На этапе исследования выясняем, соответствует ли полученный ответ условию задачи (правдоподобность результата); есть ли другие способы решения; что полезного можно извлечь на будущее из решенной задачи. Последний вопрос позволяет рассматривать каждую задачу как звено в общем умении решать задачи, что ведет к накоплению опыта по решению задач.
Ошибка 4. Смешение этапов анализа и поиска решения.
Чтобы этого избежать, надо точно знать, какую цель мы преследуем на каждом этапе. Цель этапа анализа условия - выявить все имеющиеся связи между данными и искомыми величинами, чему помогает составление таблицы (схемы, рисунка). Цель этапа поиска решения - выбрать метод решения (алгебраический или арифметический) и составить план решения. Цели этапов разные, значит, и смешивать эти этапы никак нельзя.
На этапе анализа условия задачи: 1. Разбиваем условие задачи на части; 2. Выясняем, какие величины характеризуют описываемый в условии процесс; 3. Выясняем, какие величины известны, а какие требуется найти; 4. Устанавливаем связи между величинами. На этапе поиска решения выясняем, что можно найти по данным задачи, и поможет ли это дальнейшему решению. Если для решения задачи выбран алгебраический метод, то поиск ведем по следующим этапам:
уравнения, и выбираем одно из них; 2. Составляем схему уравнения, соответствующего выбранному условию; 3. Определяем, какие величины можно обозначить за х; выбираем одну из них; 4. Определяем, какие величины нужно выразить через х, и находим условия, которые позволяют это сделать. Завершается этап поиска составлением плана решения задачи. Ошибка 5. На этапе анализа условия фиксируются не все связи между величинами. Надо стараться зафиксировать как можно больше таких связей. Почему это важно? Упустив какую-нибудь связь, мы можем потерять: а) условие для составления уравнения; б) возможность одну величину выразить через другие; в) предусмотреть несколько способов решения Ошибка 6. Поиск решения задачи алгебраическим методом начинается с выбора переменной. Обратим внимание на то, что при перечислении этапов, которые мы проходим при поиске решения задачи алгебраическим методом, сначала был назван выбор условия для составления уравнения, затем составление схемы уравнения, и только тогда мы вводим переменную. На практике мы почти везде видим иное: сначала вводят переменную, затем выражают остальные величины через нее и затем составляют уравнение. Вот этот момент настолько «закостенел» в нашем сознании, что от него отказаться очень трудно. На самом деле, лучше делать «по-новому». Ошибка 7. Постановка частных, подсказывающих вопросов учащимся. Очень много зависит от умения ставить (задавать) вопросы учащимся. Вопросы не должны нести в себе подсказку, а подталкивать учащихся к размышлению. Вместо вопросов: «Во сколько туров проходила олимпиада?», «Как распределились посевные площади?», «Какое время находились туристы в пути?», «Какие машины находятся в автопарке?» лучше задавать общие вопросы: «Что происходит по условию задачи?», «Какие объекты участвуют в задаче?», «Какие части можно выделить в задаче?». Вместо вопроса «Можно ли найти такую-то величину?» лучше задать вопрос: «Что можно найти по данным задачи?», поскольку он может вывести на несколько вариантов решения. Задавая вопросы, учитель не должен вести учащихся к своему решению; нужно рассмотреть все пути решения, выслушать и обсудить все варианты. | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Прежде чем решать задачу – прочитай условие». Жак Адамар
Подходы к решению задач
Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач Возможные психологические причины. слабое понимание грамматических конструкций; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного и логического мышления; низкий уровень развития интеллекта. Возможные педагогические причины фрагментарное восприятие задачи; слабая ориентировка в решении задачи; нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче; затруднение в выделении величин и числовых данных; затруднение в нахождение неизвестного компонента в задаче; затруднение в нахождение результата в задаче.
Ошибки при организации работы с текстовыми задачами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...