Выступление на ГМО
статья

Виды диктантов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktanty.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-предупредительный диктант.

Подготовительный этап.

  1. Подобрать строго дозированный текст, а родители проконтролируют выполнение десятиминутного задания по часам, то у детей формироваться и необходимый навык быстрого письма (известно, что медленно пишущие делают при списывании в три раза больше ошибок, чем те, кто пишет в нормальном темпе - на списывание пятидесяти слов тратят менее четырёх минут).
  2. В домашнем задании требуется списать без ошибок текст, здесь же указывается, что за одну ошибку может быть поставлена неудовлетвори -тельная оценка. Поскольку риск ошибки мал, эта установка ориентирует ученика на то, чтобы быть предельно внимательным и собранным, что требует от него проявления морально-волевых качеств.
  3. Несколько усложнённый вариант списывания может быть направлен на формирование орфографической зоркости: учащимся предлагается найти в тексте все случаи написаний, по изученным правилам, выписать их отдельно и привести необходимые доказательства.
  4. На этом этапе каждый ряд получает свой текст. Это нужно для организации самопроверки. Сидящие за одним столом обмениваются тетрадями, проверяют работу товарища, исправляют ошибки. Здесь следует поощрять стремление проверяющих обращаться за помощью к учителю; должны быть созданы такие условия, чтобы риск ошибочного написания был полностью исключён.

Вся работа в этом случае направлена на предупреждение ошибок.

Оценивает самостоятельную работу обучающихся на этом этапе учитель. Все ученики сознают, что избежать отрицательной оценки можно, если быть внимательным и собранным.

Когда школьники овладели приёмом безошибочного списывания, следует усложнить их домашнюю работу, обучающимся предлагаются тексты для списывания, в которых некоторые слова даны в записи, предполагающей выбор правильного написания ( типа : в(о,а)да, сне(г,к).

Ученики, не допустившие ранее ни одной ошибки, получают право не списывать весь текст, а только выписывать «зашифрованные» слова. Это побуждает и других обучающихся списывать текст без ошибок.

После взаимопроверки учитель собирает тетради с выполненным домашним заданием и проводит выборочный диктант, на основе которого выявляет уровень овладения письмом, сформированность умения самостоятельно применять правила, качество взаимо- и самопроверки. По результатам работ проводится консультация. Позже по предложенным заранее индивидуальным вопросам и заданиям организуется устный или письменный зачёт.

Уровень сформированности «Орфографической зоркости» учитель может определить, предложив ученикам самостоятельно поработать над текстом, подобрать текст, содержащий слова с орфограммами на изученное правило и «зашифровать» его для взаимодиктанта. Если такая работа окажется непосильной, учитель сам даёт текст, в котором ученикам нужно будет «зашифровать» орфограммы для взаимодиктанта. Только теперь можно поручить отдельным обучающимся, самостоятельно подбирать тексты и «зашифровывать» их для взаимодиктанта.

Когда сформирована орфографическая зоркость, и у школьников воспитаны необходимые волевые качества, можно перейти к индивидуально-предупредительному диктанту.

Текст предлагается для домашней работы. Некоторые слова в нём могут быть даны в записи, предполагающей выбор из данных букв. Это заставит детей обратить на них особое внимание.

Ученики готовятся к диктанту по данному тексту.

Каждый выбирает такой способ подготовки, чтобы не допустить ни одной ошибки. Текст можно полностью списывать, выбирая необходимые буквы с помощью орфографического словаря. После записи текста обучающиеся проводят орфографический разбор выделенных слов. Трудные случаи написания оказываются в центре внимания учеников дважды: во время списывания и орфографического разбора, что создаёт благоприятные условия для запоминания графического облика слов.

 Школьники могут и не списывать весь текст, а только выписать слова, в которых необходимо выбрать правильное написание и произвести орфографический разбор.

На уроке дети сдают учителю домашние заготовки и пишут диктант. Учитель проверяет его и домашние задания. Анализ этих видов работ поможет ему выявить причины орфографических ошибок и наметить направление индивидуальной работы по предупреждению ошибок.

На завершающем этапе возможен следующий вариант индивидуально-предупредительного диктанта: текст выдаётся обучающимся на уроке. Они выписывают те или иные слова, спрашивают преподавателя оправописании трудных слов. После диктанта на проверку сдаются и рабочие заготовки ребят. По результатам проверки учитель организует индивидуальную работу школьников, на этом этапе можно и не разрешать ученикам выписывать из текста трудные слова, ограничивая их деятельность только зрительным восприятием текста. Стимулирует отказ от записей оценка: более высокая ставится в том случае, когда ученик не пользовался никакими записями. Разумеется, учитель принимает то или иное решение, обеспечивающее безошибочное выполнение работы, в зависимости от подготовленности каждого ученика.

Релейные контрольные диктанты.

Предлагается проводить такие диктанты для обучающихся (2 - 4 кл.) один раз в четверть. Этот диктант требует большой подготовки со стороны учителя, обучающихся, родителей.

Это может быть диктант, состоящий из слов, словосочетаний, предложений или текста. Учитель заранее составляет 10-15 текстов для диктантов, размножает и отдаёт их для подготовки обучающимся.

Ученики в течение определённого времени совместно с родителями, учителем или друг с другом пишут данные диктанты, т.е. готовятся к написанию контрольного диктанта, взятого из этих текстов. Подготовка к этому диктанту может проводиться на уроке по усмотрению учителя.

Назначается день, и проводится по одному тексту релейный диктант.

При проверке данный диктант оценивается строже, чем любой другой диктант (контрольный, текущий, годовой).

Диктант-соревнование.

Данный вид диктанта предусматривает как обучающую и контрольную функцию. Учитель с помощью данного вида диктанта вырабатывает у обучающихся навыки и умение самостоятельной работы.

Учитель заранее готовит текст повышенной трудности, куда включает изученные орфограммы, трудные слова для написания и пунктограммы. Примерно за две недели до проведения диктанта учитель читает текст в классе, анализирует его и сообщает обучающимся о том, сколько орфограмм в тексте, что текст трудный и больше по объёму, чем писали.

В классе на следующий день появляется объявление.

Объявление.

5 марта в ... а классе проводится диктант-соревнование.

Тот ученик, который выполнит диктант без единой ошибки и исправлений, красиво и аккуратно его оформит, получает приз и занимает первое место.

Чтобы его хорошо и грамотно написать, учитель каждый день или через день готовит то или иное задание:

 1.  Запомнить написание трудных слов ...

 2.  Подобрать однокоренные слова  и выделить в них корень, например:
удивляться, охраняются.

  1.   Разобрать по составу слова: вьёт, поливают.
  2.   Выяснить в словаре лексическое значение слов: долина, даль, степь, горизонт.
  3.   Повторить орфограммы № 7, № 10, № 5, № 25 и подобрать несколько слов с данными орфограммами

6.        Выписать из  орфографического  словаря  слова,  обозначающие  названия деревьев, например: осина, береза, образовать от них прилагательные, выделить в них суффиксы.

  1. Спиши глаголы, выдели в них окончания и обозначь спряжение: стелется, увидит, зеленеет.
  2. Выпиши слова с предлогами   и приставками. Объясни, как они пишутся:
    подошёл, к долине, смотрел, залюбовался.
  3. Повтори пунктограммы.

Диктанты-соревнования помогают ученикам, которые пропустили ту или иную тему или слабо её усвоили при подготовке к данному диктанту, ещё раз повторяет и закрепляет её. Диктант-соревнование можно проводить после изучения трудной темы. Текст и задание к диктанту подбирает учитель.

Распределительные диктанты.

Цель диктанта: помочь понять и усвоить новый материал, закрепить его, систематизировать и группировать материал по различным темам, разделам программ.

Диктант может быть по способу восприятия слуховым и зрительным.

Для зрительного диктанта можно использовать карточки с инструкцией.

ТЕМА. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Инструкция: запиши сначала одушевлённые, а затем неодушевлённые имена существительные.

кто ?        что ?

хозяин        корзинка

директор        конфета    и т.д.

Методика «Диктант для робота».

Эта методика позволяет диагностировать ещё одну грань учебной самостоятельности детей: способность различать то, что ребёнок знает и умеет, и новое, неизвестное.

Общий принцип этой методики состоит в следующем. Для того чтобы помочь детям удерживать трудную рефлексивную задачу, «знать, что я знаю и чего не знаю», вводится условный игровой персонаж - робот, для которого надо составить программу грамотного письма. Но робот может писать безошибочно, «с железной логикой» лишь при одном условии: если он в состоянии объяснить, доказать выбор той или иной буквы. Почувствовать, угадать какую букву следует писать, робот (в отличие от человека) не способен. Если он не знает какого-то правила письма, то он вообще не напишет букву, подчиняющуюся этому правилу. К примеру, если для робота ещё не составлена программа выбора гласной в личных окончаниях глаголов, то все глаголы он будет писать так: дума-т, слыш-м ... Написать словарный диктант за робота и т.д.

Орфография корня.

Пишу букву, т.к. могу доказать

Не пишу букву, т.к.

не могу доказать

лёд (ледяной)

коза (козы)

живу (жить)

за горой (горы) пятёрку (пять).

жит-ль козл-к зна-т

за мор-м п-лью

Орфоэпичекий диктант

В программе начальной школы заложены основы работы учителя по орфоэпии обучающихся, поэтому желательно проводить данные виды диктантов, которые обогащают речь учащихся, а главное назначение - культура речи, значение правильного литературного произношения, по структуре диктуемого материала эти диктанты могут быть или состоять из слов предложений текста. По основной цели этот диктант может быть как контрольный и обучающий, зрительный и слуховой. Чаще всего учителя проводят немой орфоэпический диктант, т.е. записывают слова на доске, а обучающиеся должны правильно расставить ударение в словах.

Этот диктант можно провести по-разному: прочитать слово литературно правильно и неверно, обучающиеся должны выбрать правильный вариант или составить ряд загадок, а отгадку обучающиеся запишут самостоятельно и расставят ударения. Можно использовать диктант в стихотворной форме:  

Когда мы на машине.  

Летим во весь опор,

То нас везёт не шофер,

А нас везёт шофёр.

А если в магазин

вдруг портфели завезли,

то не ходи в магазин,

не купишь портфели.

Обучающиеся должны записать слово, которое произносится верно. Тексты для данных диктантов можно взять из словаря (произноси правильно), (самопроверка, фронтальная проверка).

Самодиктант.

  Самодиктант можно провести после изучения или в период изучения любой темы по русскому языку.

Проводится данный вид работы учителем на уроке (несколько работ) или теми учениками, которые составляли данный диктант.

Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант.

Взаимодиктант - интересная форма работы, он проводится так же на уроке обучающимися. Ученики работают в парах, по очереди диктуют друг другу слова, предложения (можно из упражнений учебников). Этот диктант развивает у обучающихся орфографическую зоркость, умение работать в парах и навыки взаимоконтроля, т.е. данный текст или слова, или предложения используют различные виды проверки: учебнику, сверка с образцом или под руководством учителя, или самостоятельно.

Диктант с продолжением.

Методика проведения диктанта: учитель по какой-либо теме читает обучающимся слова или предложения, или словосочетания, а обучающиеся должны затем самостоятельно продолжить данный диктант: или записать самостоятельно несколько слов, словосочетаний или продиктовать товарищу. Например: хорошая вещь, русская печь, серая мышь... А теперь посмотрите, на какую орфограмму даны слова и продолжите их ряд. Этот диктант желательно проводить после изучения какой-либо орфограммы, он даёт учителю шанс проверить, как обучающиеся усвоили данную орфограмму или тему, как умеют приводить свои примеры на данную орфограмму, этот диктант можно усложнить грамматическими заданиями.

Диктант с обоснованием.

Этот вид диктанта имеет сходство с предупредительным диктантом. Учитель читает предложение, ученики устно объясняют правописание слов, а затем записывают и обосновывают, т.е. доказывают. Например: На лесной полянке (пишу в окончании е, т.к. существительное 1-го скл., в предложном падеже), ты шагаешь (глагол 2-го лица, ед. числа, пишу ь, окончание ешь, ставлю глагол в неопр. форму, глагол на ать, значит 1-ое спр.. пиши е) и т.д. тексты берутся из изученных тем (видеть, уметь грамотно объяснить орфограмму.

Цифровой диктант.

Методика проведения данного диктанта очень проста, но данный вид диктанта предусматривает быстро проверить знание учеников по какой-либо теме. Этот вид диктанта можно использовать для небольших контрольных и срезовых работ. Цифровой диктант можно провести по темам: «Непроверяемые гласные и согласные в словах», «Безударные гласные в корне слова», «Буквы и, у, а после шипящих», «Разделительные ъ, ь знаки», «Большая буква в именах существительных», «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».

На одной строке ученики пишут ряд цифр по порядку

1  2   3  4  5  6  7   и т. д.

Е  А  Я Е О Я  Я

Учитель диктует слова, а ученик под цифрой должен записать ту или иную букву, которой обозначена орфограмма или правописание которой он должен запомнить, например:

                                 1. Ученик

  1.  Спасибо
  2.  Месяц
  3.  Берёза
  4.  Огурец
  1.  Заяц
  2.  Язык

При данном диктанте учитель имеет возможность быстро проверить ученика, знание или орфограммы разными видами проверки: дать ключ, т.е. написать на доске разные слова, выделить орфограмму или подписать под цифрами эти буквы (проверка коллективная или взаимопроверка).

Диктант с подсказкой.

Этот вид диктанта помогает учителю определить, как обучающийся знает правила и умеет использовать его на практике, но практика показывает, что многие обучающиеся знают правило, но применить его не могут. Вот для этого и служит данный диктант.

Учитель читает опознавательные признаки орфограммы или правило, а обучающиеся должны записать на эту орфограмму слова, словосочетания или даже предложения, включив в него слова на данную орфограмму. Например: «Орфограмма, - говорит учитель, - находится в окончании существительного, зависит от склонения. Определи, какую букву будешь писать. Существительное 1-го скл., предл. падеж. Гуляю по аллее».

Орфограмма находится в корне, но не произносится, чтобы проверить эту орфограмму, нужно подобрать такое слово, звук произносился отчётливо, а ученики записывают или самостоятельно, или под диктовку учителя ряд слов или словосочетаний: например, грустная пора, знакомая местность, ненастный день и др.

Графический диктант.

Графический диктант можно провести при изучении пунктограмм по составу слова, по теме: «Однородные члены предложения», «Предложения по цели высказывания», «Главные члены предложения».

Учитель диктует обучающимся предложение, они его не записывают, а графически изображают, т.е. составляют различные схемы. Этот диктант имеет и обратную связь: учитель демонстрирует схемы, а ученики самостоятельно записывают слова или предложения по данной схеме.

Диктант «Найди лишнее».

Обучающиеся под диктовку записывают слова или словосочетания на изученную орфограмму. Например: мягкий хлеб, узкий коридор, лёгкая сумка, сладкий мёд, цветные флажки, берёзовый сок, зелёная трава, крепкий кофе. После написания словосочетаний учитель предлагает обучающимся найти в данном диктанте лишнее словосочетание, не относящееся к теме: «Глухие и звонкие согласные в корне слова».

Диктант-игра «Угадай-ка»

Обучающиеся записывают под диктовку учителя слова, словосочетания, предложения или текст. Затем учитель просит по опознавательным признакам найти какие-либо орфограммы и указать их в тексте. Например: у существительных 3-го скл. пишу после шипящих мягкий знак. Ученик должен отгадать слова и выписать из текста.

Диктант с обобщением.

Этот вид диктанта используется после изучения больших тем, т.к. обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Его можно провести по таблице обобщающей: Буквы е и и в окончаниях существительных :

Е        И

Учитель читает предложение, а ученики выписывают слова, распределяя по виду орфограммы.

Диктант-игра   «По-щучьему веленью» позволяет и  помогает обучающимся ориентироваться   в   системе   изученных   орфограмм,   чётко   формулировать наименование орфограмм. Суть: обучающиеся по очереди

высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетради «По-щучьему веленью, по-моему, хотенью запишите слова на орфограмму «Буквы и, у, а после шипящих», обоснуйте свой выбор и составьте с ними словосочетания. Обучающиеся записывают слова, а ученик контролирует и говорит, правильно ли подобраны слова на эту орфограмму.

Диктант «Ассорти» (вкусный и полезный).

Цель проведения такого диктанта - это развитие орфографической зоркости, формирование у детей умения применять изученные правила при письме, предупреждение ошибок.

На доске нарисована банка (ваза). Внутри (на стене банки) с помощью клейкой ленты или кнопок прикреплены изображения фруктов, ягод, на которых написаны пройденные орфограммы (на уроке можно ограничиться 2-3 орфограммами)

  1.  Достать фрукт, придумать на заданную орфограмму несколько слов
  2.  Выборочный диктант.

Я трещу и грохочу,

В ногу вас ходить учу.    (Барабан)

После того, как загадка отгадана, дети находят слова на пройденные правила.
трещу - чу, щу        учу - чу, щу

грохочу- чу, щу        ходить - ход

В это время один из учеников достаёт из банки нужную орфограмму, дети записывают слова в тетради.

Опыт показал, что при систематической работе все обучающиеся успешно применяют пройденные правила при письме.

Смысловой или свободный диктант.

Цель данного диктанта: сохранить общий смысл, развить оперативную память обучающихся, логичность и внимание.

Методика проведения данного диктанта: учитель диктует полностью текст по какой-либо теме, проводит работу по его содержанию, т.е. выясняет основную мысль текста. Затем учитель читает текст по частям, а ученики пишут свободно, т.е. излагают свои мысли, но близко к содержанию. Учитель ждёт, когда, например, напишут ученики первую часть, только потом он приступает к чтению второй части и т.д.

Этот диктант можно провести с грамматическими заданиями на усмотрение учителя.

Выборочный диктант.

Выборочный диктант может быть как контрольным, так и обучающим. По способу восприятия материала диктант может быть зрительным, слуховым, музыкальным с использованием технических средств обучения (проигрывателя, магнитофона).

Методика проведения диктанта основана на следующем: учитель диктует предложение или несколько предложений, а ученики должны выписать, выбрать из диктанта слова или орфограмму, которые задаёт учитель. Например: из данного предложения (любого) выписать слова с безударными гласными в корне и проверить их или из текста выписать слова, в которых звуков больше, чем букв, или записать слова в два столбика, которые пишутся с мягким знаком на конце или без мягкого знака. Для музыкального выборочного диктанта учитель подбирает интересные стихотворения, детские песенки и др. Учащиеся, прослушав задание учителя, внимательно слушают фонограмму, а затем выполняют задание. Например: из песни Шаинского «Голубой вагон» выписать словосочетания глагол + существительное и обозначить орфограмму «Безударные окончания е и и в глаголах».

«Волшебный цветок» - прилагательное + существительное.

Терминологический диктант.

Данный диктант проводится после изучения какого-либо раздела программы, например, «Синтаксис и пунктуация» или «Морфология» и т.п.

Цель данного диктанта заключается в том, чтобы проверить, как учащиеся овладели научными понятиями, терминами, изученными в разделе о русском языке, и умение грамотно писать лингвистические понятия.

Методика проведения данного диктанта разнообразна. По восприятию могут быть, слуховые и зрительные.

Учитель читает обучающимся вопросы или признаки того или иного определения, а ученик записывает термин. Например, запишите, как называется наука о русском языке, которая изучает звуки речи (фонетика). Или какая часть речи обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? (имя прилагательное).

Диктант с постукиванием.

Этот вид диктанта является сигналом предупреждения сделать ошибку, предупредить её, вспомнить правило и применить его.

Диктант по восприятию слуховой, по характеру операций может быть выборочным, свободным.

Цель: заставить ученика задуматься над правописанием какой-либо орфограммы.

Учитель диктует сначала всё предложение для понятия его смысла. Затем читает данное предложение, по словам, выстукивая орфограмму. На лесной опушке вырос гриб.

Сколько в слове трудных орфограмм, столько подаётся и сигналов при помощи постукивания.

Данный вид диктанта заставляет ученика быть внимательным и уметь разбираться в орфограммах и морфемах слова.

  1.  Найди лишнее слово (например, ъ среди слов с ь и наоборот)
  2.  Диктант «Зоркий глаз». Кто найдёт в тексте большее количество орфограмм.
  3.  Словарный диктант с продолжением (орфографический).

Обучающиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, обозначаются орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову ученик подбирает свои слова на орфограмму

Методика проведения диктанта.

  1. Сначала учитель читает весь текст.
  2. После чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного.
  3. Затем диктует каждое предложение 2 раза, дети "про себя" повторяют и пишут.
  4. Проверка (читает учитель).

Методические советы К.Д. Ушинского.

Диктовать нужно медленно, ясно по целым предложениям, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков. Лучше повторить предложение, хотя "это нехорошо", чем разделять его на слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....