Статьи
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok_v_usloviyah_fgos.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 20

Г. ЙОШКАР-ОЛЫ»

Выступление на педагогическом совете школы по теме:

«Современный урок в условиях реализации ФГОС»

29.03.2013 г.

Подготовила: Н. А. Захарова

учитель начальных классов

г. Йошкар-Ола

2013 г.


  В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в  школе.

Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая  предъявляет другие требования к выпускнику школы.

Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника:

  • Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;
  • Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;
  • Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы…);
  • Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников;
  • Увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений (Вводится курс Основы духовно-нравственной культуры народов России)
  • Современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со стороны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека). Нужны встречи с ветеранами труда, экскурсии на предприятия, политинформации
  • современные дети гиперактивные.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В условиях внедрения ФГОС важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Урок должен быть результативным для учителя и актуальным для детей.

Современный урок - это

1. Развитие младших школьников в процессе обучения

2.Активная деятельность детей; работают все и работает каждый

3.Проблемность; маленькое открытие каждый день

4.Творчество учителя и творчество детей

5.Интерес детей к учению, их желание учиться

6. Самостоятельность обучающихся

7.Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем

Требования к современному уроку:

1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников

2. Построение урока на основе системно - деятельностного подхода

3. Продуманность методической системы урока

4. Продуманность структуры и логики построения урока

5. Четкая организация класса

6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся

7. Соблюдение психологических требований к уроку

8. Здоровьесберегающая направленность урока

9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой

10. Соблюдение на уроке основных дидактических принципов

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Рассмотрим аспекты подготовки учителя к уроку, которые особенно важны для реализации требований ФГОС.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них  внесены изменения:

  1. Урок изучения нового. Цель – изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний. Цель – выработка умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний. Цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний. Цель – обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекция знаний. Цель – определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками.

Выбор типа урока и его технологической схемы зависит от системы или УМК, в рамках которой работает учитель.

В проекте урока, как правило, выделяются этапы урока.

Вариант 1- оргмомент, повторение пройденного или проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного, домашнее задание. (Традиционные этапы урока)

Вариант 2 – организационный момент, актуализация знаний, проверка домашнего задания, постановка цели, изучение нового материала, закрепление изученного материала, итог.

Вариант 3 – организационный момент, проверка домашнего задания, постановка проблемы и объявление темы урока, изучение нового материала, рефлексия (Этапы деятельностного урока)

Исходя из нового Стандарта именно деятельностный вариант должен быть принят в качестве основного для обозначения структуры урока.

Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. То есть ля того, чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознавать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат.

В этом случае обозначение этапов может быть следующим:

- подведение учеников к цели урока (цель)

- освоение нового материала (процесс, средства, результат)

- применение освоенного в практической деятельности (формирование умений по использованию полученного результата)

- оценивание планируемых достижений

Рссмотрим этпы современного урока и их содержание.

1.Самоопределение к деятельности (оргмомент, 1-2 минуты)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу».

Приемы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи

- девиз, эпиграф к уроку

- самопроверка домашнего задания по образцу

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Возникновение проблемной ситуации.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?

Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы; подводящий к теме диалог.

4. Открытие нового знания

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа

Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к  открытию знаний диалог.

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.

Небольшая самостоятельная работа.

Методы: самоконтроль, самооценка.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

-Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получились результаты?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...