Статьи
статья
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 20
Г. ЙОШКАР-ОЛЫ»
Выступление на педагогическом совете школы по теме:
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
29.03.2013 г.
Подготовила: Н. А. Захарова
учитель начальных классов
г. Йошкар-Ола
2013 г.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.
Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника:
- Резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;
- Уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;
- Уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы…);
- Уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школьников;
- Увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений (Вводится курс Основы духовно-нравственной культуры народов России)
- Современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со стороны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека). Нужны встречи с ветеранами труда, экскурсии на предприятия, политинформации
- современные дети гиперактивные.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В условиях внедрения ФГОС важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Урок должен быть результативным для учителя и актуальным для детей.
Современный урок - это
1. Развитие младших школьников в процессе обучения
2.Активная деятельность детей; работают все и работает каждый
3.Проблемность; маленькое открытие каждый день
4.Творчество учителя и творчество детей
5.Интерес детей к учению, их желание учиться
6. Самостоятельность обучающихся
7.Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем
Требования к современному уроку:
1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников
2. Построение урока на основе системно - деятельностного подхода
3. Продуманность методической системы урока
4. Продуманность структуры и логики построения урока
5. Четкая организация класса
6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся
7. Соблюдение психологических требований к уроку
8. Здоровьесберегающая направленность урока
9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой
10. Соблюдение на уроке основных дидактических принципов
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Рассмотрим аспекты подготовки учителя к уроку, которые особенно важны для реализации требований ФГОС.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
- Урок изучения нового. Цель – изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепления знаний. Цель – выработка умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний. Цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний. Цель – обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекция знаний. Цель – определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
Выбор типа урока и его технологической схемы зависит от системы или УМК, в рамках которой работает учитель.
В проекте урока, как правило, выделяются этапы урока.
Вариант 1- оргмомент, повторение пройденного или проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного, домашнее задание. (Традиционные этапы урока)
Вариант 2 – организационный момент, актуализация знаний, проверка домашнего задания, постановка цели, изучение нового материала, закрепление изученного материала, итог.
Вариант 3 – организационный момент, проверка домашнего задания, постановка проблемы и объявление темы урока, изучение нового материала, рефлексия (Этапы деятельностного урока)
Исходя из нового Стандарта именно деятельностный вариант должен быть принят в качестве основного для обозначения структуры урока.
Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. То есть ля того, чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознавать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат.
В этом случае обозначение этапов может быть следующим:
- подведение учеников к цели урока (цель)
- освоение нового материала (процесс, средства, результат)
- применение освоенного в практической деятельности (формирование умений по использованию полученного результата)
- оценивание планируемых достижений
Рссмотрим этпы современного урока и их содержание.
1.Самоопределение к деятельности (оргмомент, 1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу».
Приемы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи
- девиз, эпиграф к уроку
- самопроверка домашнего задания по образцу
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?
Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы; подводящий к теме диалог.
4. Открытие нового знания
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа
Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог.
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
Небольшая самостоятельная работа.
Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
-Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получились результаты?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212883-1361959698.jpg)
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-315006-1381674715.jpg)
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-315006-1381674715.jpg)
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-683182-1444563784.jpg)
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/17/picture-826318-1731864539.jpg)
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...