Выступление на РМО
статья

Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова О.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Слайд 1

        Чтение в жизни каждого человека занимает важное место.

        Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение - это не только тот учебный предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, благодаря которому он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Почему это сейчас особо актуальная проблема?

        Во-первых, в наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 г. в Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: «… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать».

        Во-вторых, в классах много так называемых «детей риска».

        Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей группы риска. По данным исследователей, количество детей группы  риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

        Как показывает опыт, быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, т.к. громкое чтение как средство извлечения информации нереально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень?

        Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учеников к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для ученика? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить их.

        Работая с детьми, я заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15–25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1 класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.

        Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

        СЛАЙД 2

        В работе по совершенствованию навыков чтения использую следующие упражнения:

  • упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения;
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.

        СЛАЙД 3

  1. Упражнения, способствующие четкости произношения

        Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением, дома тренироваться перед зеркалом, делать дыхательную гимнастика.

Артикуляция

        Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

        Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами.

        СЛАЙД 4

1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...

(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения). 

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш... ν

Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би ν

За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи ν

Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе ν

Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - ле

СЛАЙД 5

2. Чтение скороговорок.

Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

Утром присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз. ν

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани. ν

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

СЛАЙД 6

3. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используем работу со структурными слоговыми таблицами.

l3

4. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения.

В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:

l4

Неправильное дыхание

        Для формирования навыка владения дыханием и голосом предлагаю следующие упражнения:

        «Задуйте свечу»

        Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

        Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

        Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

        «Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять)

        Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

        «Сдерживание дыхания»

        Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

        «В цветочном магазине»

        Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

        «Выдох со счетом»

        Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

        Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха).

        Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

        «Медвежата»

        Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

        «В лифте»

        Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

        Речевая разминка

        Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.

        Чтение сочетаний гласных и согласных

        Работа с таблицей согласных.

        Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.

        Чтение блоков

        Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.

        СЛАЙД 7

  1. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

        Чтение слов с разным корнем

        Чтение слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями.

        Чтение вслух непонятных слов из текста

        Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои

Киноыаелмухаорлфсыропрмама

рпмашина

        Задание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

        Задание: Сравните две таблицы. Выпишите буквы из правой таблицы в соответствии со следованием чисел в левой. Объясните смысл пословицы, которая у вас получится при правильном ответе.

        СЛАЙД 8

        У страха глаза велики.

l9

СЛАЙД 9

Упражнение «Клетчатая таблица»

I этап.

Рассмотреть таблицу и найти вcе числа чёрного цвета от 1 до 12

l10l11

l12

Объём внимания

Это упражнение проводится коллективно, чтобы ребёнку было с кем соревноваться.

По сигналу «Внимание» показать карточку (см. образец), но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать его.

По мере тренировок увеличивать объём материала.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

Д П В

Р Б В Л

Ж К П Р Ч

К П Т Н С Д

Б М Д Р К Л Ф

С Т П Ц Г В Д К

М В П К Ш Л Ч Б С

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я бегу.

Дай мне.

Дым идёт.

Двор чист.

Что делать?

Ученье - свет.

Я плыву.

Птица поёт

Задание: Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

Аммадама реберге ассамаса

Гесклалла ессанессас

Еналсстаде енадслат етьтаррс

Усогката лиммодорра клатимор

Определить и развивать объём и концентрацию внимания позволяют корректурные пробы

l14l15

l16l17

l18l19

l20

        Установочное чтение

        Для выработки правильности чтения используется прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются — другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своем списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

        СЛАЙД 10

  1. Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения

        Упражнение «Губы»

        К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подавалась все реже, и, наконец, совсем отменялась.

        Упражнение «Угадай»

        Упражнение «Угадай» усваивается в двух вариантах:

  • Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. Затем эти предложения прочитывают дети самостоятельно.
  • Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.

        Упражнение «Финиш»

        Учитель называет по учебнику слово (или группу слов) до которого дети должны как можно быстрее «про себя» дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывали ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимание, нужно обязательно задать вопросы по содержанию прочитанной части текста.

        Упражнение «Фотоглаз»

        За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ   РУЧЕЙ   ПЕРЬЯ   РАЗОГНАЛСЯ  ТРОПИЧЕСКИЕ  ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

        Упражнение «Буксир»

        Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот текст «про себя» стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

        Упражнение «Молния»

        Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

        «Чтение с остановками»

        Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения. 

        Дидактические тренажеры и дидактические тренировочные средства для чтения

        Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров и дидактических тренировочных средств вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажерами приобретает эмоциональную окраску. Все это значительно повышает коэффициент полезного действия труда учителя.

        С помощью дидактических тренажеров очень быстро воссоздаются условия конкретной дидактической задачи, которую должны решить учащиеся. За счет экономии времени на воспроизведение условий задачи (а именно это подчас требует больших затрат времени, особенно в начальной школе) удается значительно увеличить количество таких задач-операций и обеспечить интенсивную тренировку учащихся в отрабатываемой деятельности и в выполнении необходимых действий, операций и т.п.

        СЛАЙД 11

IV. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

        У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

        1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625925/img6.gif

        2. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: 

козы – косы

трава – травы

ветер – вечер

взбежал – вбежал

        3. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал 

Мишка Мишка Миска Мишка

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

        4. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

        5. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник - подлесок

        6. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

        7. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось          разливалось

Пу –те -шест–во–вать      путешествовать

За – швы – ря - ли             зашвыряли

        8. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи

взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ

ПРОкриЧАли 

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

      СЛАЙД 12

1. На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида».

l21

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

l22

Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.

Расположив в центре зеленую точку или вопросительный знак, можно успешно применять таблицы на практике. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Взрослый называет букву, ребёнок должен найти её, не отрывая взгляда от центра.

l23

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

   10   

   25   

   14   

   2   

13

15

20

5

19

11

23

24

21

16

7

17

12

22

8

9

Алгоритм использования:

  1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
  2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Чтение первого и последнего слогов на строке.

Барсучий нос (отрывок)

К. Паустовский

… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный носпохожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности

СЛАЙД 13

«Словесная пирамида»

Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем.

Читаем слова в разном темпе:

l24

 l25  l26

l27  l28

l29

l30

        Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

        Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.                        

        Чтение – вот лучшее учение. Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного, беглого, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 120 слов в минуту.

        Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

        СЛАЙД 14

        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морозова О.В., учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ» Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Слайд 2

Виды упражнений

Слайд 3

Упражнения, способствующие четкости произношения

Слайд 4

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы – зи Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ - ле

Слайд 5

Чтение скороговорок Утром присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар-р-р ! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р ! Карниз, карамель, карапуз

Слайд 6

Работа со структурными слоговыми таблицами Н НА НАС НАСТ Р РИ РИС РИСК К КА КАР КАРП П ПО ПОЛ ПОЛК

Слайд 7

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения У страха глаза велики «Клетчатая таблица » Установочное чтение Чтение вслух непонятных слов из текста

Слайд 8

У страха глаза велики.

Слайд 9

«Клетчатая таблица»

Слайд 10

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения

Слайд 11

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

Слайд 12

Упражнения, помогающие расширить поле зрения «Пирамида »

Слайд 13

«Словесная пирамида» КОЛ МА УКОЛ МАЛ УКОЛОЛ МАМА УКОЛОТЬ МАРКА УКОЛОЛСЯ МАРКИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....