Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
статья
Предварительный просмотр:
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
«Ничему тому, что важно знать,
научить нельзя, — все, что может
сделать учитель, это указать дорожки»
(Р.Олдингтон)
1)Урок был и остается самой распространенной формой обучения в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения.
Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная, но как развивающаяся структура .Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика.
2)Новые образовательные стандарты
включают три группы требований :
- требования к структуре образовательных программ
- требования к условиям реализации образовательных программ
- требования к результатам их освоения.
Требования к результатам освоения образовательных программ включают не только знания, но и умения их применять, выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой.
Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также решает задачи, которые направлены на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Три постулата современного урока
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Современный урок обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки и практики
А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам
– личностной ориентации и
- вариативности образования;
двум подходам – событийному и ресурсному и
двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной.
Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию эту личность.
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель. Рассматривают следующие ресурсы современного урока
- Временные
- Информационные
- Технологические
- Мотивационные
- Инновационные
- Здоровьесберегающие
- Методической и психолого-педагогической компетентности учителя
- Материально-технические
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
Главный ресурс урока – сам учитель
Ресурс времени
Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности?
Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата.
Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели.
Мотивационные ресурсы современного урока
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
• Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
• Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
• Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
• Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
• Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
• Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
• Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
• Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
• Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
• Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Технологический ресурс современного обучения
Известный американский социолог Чарлз Перроу определяет технологию в любой области деятельности как «средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги», будь то металл, информация или люди. Звучит не совсем корректно применительно к процессу обучения, но сущность технологии в этом определении «схвачена» достаточно точно.
Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Создание технологии обучения нельзя представлять как плод творческого озарения или смелого эксперимента педагога-одиночки. В лучшем случае это будет яркий педагогический опыт, а не технология обучения. Признаками результативной технологии обучения являются:
1. Системность. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.
2. Воспроизводимость. Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.
3. Определенная модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.
В настоящий период идет полемика в отношении ресурсов развития урока. Среди таких ресурсов обсуждается ресурс образовательных технологий. Так, В.Лизинский в своей работе «Ресурсный подход в управлении развитием школы» отмечает, что «образовательные технологии имеют свои положительные и не очень особенности». Так, образовательные технологии игнорируют воспитательную функцию по определению; образовательные технологии не учитывают индивидуальное состояние ребенка, его мучения, страдания, переживания, недомогания. Для них ребенок - синоним ученика, ученик обязан учиться, значит, знать, выполнять, соответствовать. К сожалению, большинство авторов, агрессивно внедряющих свои технологии в учебный процесс, приравнивают ученика к техническому средству, подопытному существу, которое обязано выполнять предписания в нужное время, в нужном месте, в соответствии с запланированными результатами.
«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.
Современный урок начинается с учителя.. Современный урок- удивление, удовольствие, усилия, успех!
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося. Стремлюсь вдохновлять учащихся на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, повышение эффективности обучения.
Виды информационных ресурсов, используемых на уроке:
1.Электронные издания
2.Ресурсы сети Интернет
На разных этапах урока использую материалы Открытых образовательных ресурсов. Это позволяет решать следующие задачи:
1.Интенсификация образовательного процесса.
2.Активизация познавательной деятельности.
3.Формирование образовательных компетенций.
4.Формирование информационной культуры.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов -это помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
Практика моей работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами;
-мотивация введения нового понятия; моделирование фигур в геометрии,
-при проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
На уроках математики использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.
При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики можно отметить положительные моменты:
* учет индивидуальных особенностей учащихся;
* развитие творческих способностей школьников;
*воспитание интереса к предмету;
* обеспечение качественного усвоения программного материала;
Использование ЦОРов на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. Естественно, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке. Использование цифровых образовательных ресурсов должно соответствовать целям и задачам урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в аспекте новых образовательных стандартов.
Полный анализ урока....
Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».
Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....
Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого ...
Мастер-класс«Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов».
Мастер-класс учителя начальных классов Торкаленко Татьяны Ивановны. Тема: «Моделирование урока в свете новых образовательных стандартов». Задачи:...
«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
использование различных ресурсов на уроках в начальной школе...
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».
Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Выступление на педагогическом совете...