Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО.
статья
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Что же такое цель, когда и какие цели урока ставит учитель?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации
ФГОС НОО
Туртаева Снежана Викторовна, учитель начальных классов МОУ ООШ №10 г.Вольска | |
Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда. Марк Твен | |
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель?
Цель урока – заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут обучающимися в конце урока.
Цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и ученика, дающая ей направление; в какой – то степени это пусковой механизм.
Цель урока – тот системообразующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную систему.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
В настоящее время цели урока должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выделяют следующие три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей.
- Цели – ориентиры – такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам освоения ООП. Поскольку достижение этих целей – дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана (плана-конспекта) конкретного урока необязательно.
- Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эта группа целей приводится в блоке «Выпускник научится». Например, при изучении раздела «Человек и природа» - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. Т.о. каждый современный урок в качестве целей (задач) должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. Формирование и развитие УУД также должно включаться в цели (задачи) урока.
- Цели, касающиеся изучения более сложного материала. В Примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального подхода.
Итак, главный вывод, который можно сделать из сказанного – цели урока должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. При этом предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты.
Источники:
- Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П.Казачкова, М.С.Умнова.- М.: Планета, 2012.
- Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А.В.Миронов – Волгоград: Учитель, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...
Доклад на тему: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»...
Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС...
Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые становятся инвариантной основой образовательного процесса. Именно овладение обучающими...
презентация Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социал...
Рефлексия как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика.Рефлексия помогает не только осознать пройденный урок, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравниват...
Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Определение цели учебного занятия - это ключевой и один из самых сложных моментов в процессе подготовки педагога к его проведению. Данный материал поможет правильно поставить цель, ответить на вопросы...