Выступление на ШМО начальной школы
методическая разработка (4 класс)

Загорий Людмила Владимировна

Бинарный  урок  как средство обеспечения преемственности начального  образования  и среднего общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniya_shmo_nachalnoy_shkoly.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Видновская средняя общеобразовательная школа №4»

Выступление на ШМО

учителей начального цикла обучения

Тема: «Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального образования и основного общего образования»

Подготовила: Загорий Л.В.

2019

Видное

Слово «преемственность» часто можно услышать на педсоветах, различных совещаниях. Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Суть преемственности в обучении: установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в:

  • последовательности,
  • систематичности расположения материала, в опоре на изученное, и на достигнутый учащимися уровень развития,
  •  перспективности изучения материала,
  • согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально – типологическими особенностями  детей:  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам.

Переходя из четвёртого класса в пятый, учащийся попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. В это время происходит переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса. Четвертый год обучения в начальных классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий (УУД). Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс. Кроме того, что появляется система классный руководитель – учителя-предметники, в 5-м классе увеличивается количество предметов до 8–12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Многие дети довольно долгое время не понимают, куда и к какому учителю они должны идти. К тому же ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Одной из важнейших причин  трудностей, обуславливающих  переход  в  среднюю  школу, является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной  деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном  случае добавляется еще так называемый  субъективный  фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим аспектам:

1. взаимодействие программ обучения (зачастую, класс, который обучался в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной и учится по учебникам, изданным еще до того, как дети поступили в начальную школу);

2. преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается (по различным параметрам) от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю учителя, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.

3. единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных классах и средних. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий. И это далеко не всегда связано с объективными трудностями обучения.

Таким образом, основные причины возникновения проблемы:

  • неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
  • скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
  • непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
  • рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
  • неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
  • неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
  • недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе.

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности. Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

Рассмотрим общепринятые правила или рекомендации для бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах.

В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя необходимо обращать на выставление отметок.

Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы может обмениваться своими программами обучения.

Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия могут посещать уроки учителей начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителей — предметников. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов. Могут посещать уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.  

В конце года учителя начальной школы должны дать подробную письменную характеристику на каждого ученика класса.

Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем учителя-предметники могут посещать праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей.

В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

Бинарный  урок – это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений и навыков. Данный урок предусматривает: 1. Обсуждение заданной темы, способствующей развитию интереса учащихся к предмету; 2. Проведение урока в форме собеседования, семинара, конференции, дискуссии; 3.оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет.

Требования к бинарному уроку: четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом уроке.

Бинарный урок позволяет интегрировать знания  из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Рассмотрим план подготовки к бинарному уроку:

  • Формирование команды учителей;
  • Планирование (программы);
  • Определение состава и структуры содержания урока (тема, цели и задачи, состав и структура содержания);
  • Этап самостоятельного творчеств (план-конспект);
  • Подведение итогов.

Бинарный  урок помогает в решении следующих задач:

  1. Развивает сотрудничество педагогов;
  2. Интегрирует знания из разных областей;
  3. Способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов;
  4.  Развитию навыков самообразования;
  5. Средство повышения мотивации изучения предметов;
  6. Развивает аналитические способности и изобретательность.

Трудности при подготовке бинарного урока:

1. Технологическая  недостаточность в проведении урока;

2. Требуется длительная подготовка и полная психологическая и методическая совместимость педагогов (учителя начальных классов и учителя - предметника);

3.Сложно  провести в связи с расписание уроков в данной образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

"Использование ИКТ технологий в начальнойшколе"

Характер познавательной деятельности учащихся определяется не только целями и задачами обучения, но и содержанием учебного материала, формами организации работы с ними. В наше время современные компью...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...