Участие младших школьников в проектно – исследовательской деятельности
статья
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya-deyatelnost.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие младших школьников в проектно – исследовательской деятельности
Учитель МБОУ КСОШ № 32 имени Героя Советского Союза М.Г. Владимирова
Колтунова С.И.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность и является таковой.
Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Проектно-исследовательская деятельность максимально индивидуализирует процесс обучения, активизирует познавательную активность детей. Она позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.
Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся приобрести социальный опыт, стимулирует инициативу и рост творческих способностей. Даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.
Занимаясь проектной деятельностью, важными целями работы над проектом, являются:
1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Проектная деятельность начинается со знакомства с темой. Перечень тем предлагает учитель. Однако ребенок может не только выбрать, но и сформулировать свой вариант темы. Тема должна предусмартивать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми.
После того как тема выбрана, начинается второй этап – сбор информации. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В младших классах сбор информации чаще всего происходит с помощью учителя и родителей. Они направляют деятельность ребенка. Сведения они могут собирать в библиотеках, музеях, Интернете, в СМИ….С помощью родителей ребенок оформляет работу. Работа может оформляться как на компьютере, так и на бумажных носителях. Проверка грамотности проводится на уроках русского языка или во внеурочное время, поэтому слабые ученики и не боятся включаться в исследовательскую деятельность. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека, которая может служить одним из основных источников информации по теме.
Третий этап - представление результатов. Ни один проект, не остается без внимания. Представление результатов проекта проводится как на уроках, так и во внеурочное время, в зависимости от темы. Это могут быть выставки, научно-практические конференции, фестивали, внеклассные мероприятия….
Четвертый этап работы над проектом – оценивание работы. В первую очередь идет самооценка своей работы, так же оценка учащихся класса и учителя. Все проекты хранятся в портфолио учащихся.
Конечно, работы учащихся начальной школы очень сложно назвать громким словом «научные», но ведь главная задача любого исследования- найти что-то новое для себя.
Перечислю основные виды проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В процессе работы над проектом обязательно идет выдвижении е гипотезы и проведение эксперимента. Заканчивается такой проект обсуждением, формулированием выводов и оформлением результатов.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру. Они зависят от конечного результата (газета, спектакль, сочинение, видеофильм, праздник…)
Игровые проекты – ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цель проекта, однако не всегда возможно наметить результаты. Они могут определиться в конце работы.
Информационные проекты – призваны научить школьника добывать и анализировать информацию. Для выполнения проекта используются различные методы получения информации: анализ литературных источников, ресурсов Интернета, электронных баз данных…
Практико-ориентированные проекты. Результатом такого вида проектов может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.
При подготовке учителя к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на первый план выходит изучение им внутреннего потенциала ребенка, степени его одаренности.
В период подготовки к проектной деятельности учитель проводит ряд исследований с целью изучения творческих возможностей, индивидуальных особенностей, интересов и склонностей ребенка. Для этого я использую методику «Карта интересов младших школьников». Родителям и детям предлагается ответить на 35 вопросов. Ответы помещаются в «Листе ответов».
«Карта интересов младших школьников».
Лист вопросов
(Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам….», «Нравится ли вашему ребенку..:
- Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
- Читать самостоятельно(слушать , когда читают) сказки, рассказы…
- Петь музицировать.
- Заниматься физкультурой.
- Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
- Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
- Делать что-то на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
- Играть с техническим инструментом.
- Интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
- Самостоятельно рисовать.
- Играть в спортивные, подвижные игры.
- Руководить играми детей.
- Ходить в магазин за продуктами.
- Ходить в лес , в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
- Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях..
- Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
- Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
- Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
- Содержать домашний аквариум, птиц, животных(кошек, собак..)
- Убирать за собой книги, тетради, игрушки…
- Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей…
- Знакомиться с историей (посещать исторические музеи…)
- Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
- Читать(слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
- Объяснять что-то другим детям или взрослым людям(убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
- Ухаживать за домашними растениями.
- Помогать взрослым делать уборку в квартире.
- Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
- Знакомиться с общественными явлениями международными событиями.
- Участвовать в постановке спектаклей.
- Заниматься спортом в секциях.
- Помогать другим людям.
- Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
- Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата __________
Ф.И. ребенка______________
Ф.И.О. родителя________________
Примечание: в таблице записываются ответы на все вопросы (все +и -)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Обработка результатов исследования
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1-й столбик - гуманитарная сфера
2-й столбик - гуманитарная деятельность
3-й столбик - художественная деятельность
4-й столбик – физкультура и спорт
5-й столбик – коммуникативные интересы
6-й столбик – природа и естествознание
7-й столбик – домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Данная методика необходима не только для диагностики, но и в решении коррекционно-педагогических задач.
Анкета для родителей учащихся
«Способности младшего школьника»
- Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
- Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да»
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
- Мой ребенок начал читать в детском саду
Пожалуйста приведите примеры, если вы ответили «да», то перечислите книги
Да__. Нет.__
Примеры_______________________________________________________
- Пожалуйста, перечислите, в чем, на ваш взгляд, ваш ребенок больше всего талантлив, к чему есть склонности__________________________________
_______________________________________________________________
- Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы ребенка___________
________________________________________________________________
- Пожалуйста, перечислите специальные дополнительные занятия, которые посещает ребенок вне школы_______________________________________
_________________________________________________________________
- Как на ваш взгляд ребенок относится к школе__________________________
_________________________________________________________________
- Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка_________
_________________________________________________________________
- Может ли ваш ребенок выполнять какую – либо деятельность с воображением, жестами, __________________________________________________________
- Опишите в какой сфере, по-вашему мнению, ваш ребенок может справится с образовательной программой для одаренных._______________________
Полученные при анкетировании данные станут основой для планирования учителем работы, направленной на развитие индивидуальных способностей каждого ученика класса. Помимо этого, информация о склонностях детей поможет в организации внеурочной деятельности.
Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение работать в команде, воспитывает чувство толерантность, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...
Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....
"Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»
Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...
педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...
Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности.
Технологии обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Выступление на педсовете. Из опыта работы...