КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Куликовская    Татьяна    Геннадьевна

Контроль и оценка являются важнейшими структурными компонентами процесса обучения. Специфика контроля и оценки определяется педагогическими целями и задачами, содержанием, методами и формами обучения. 

            Методологической основой современной системы контроля и оценки учебных достижений младших школьников являются положения личностно - ориентированного и развивающего образования.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_i_otsenka.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

   Обеспечение оперативного и адекватного педагогического оценивания

 Контроль   и оценка  являются  важнейшими   структурными  компонентами процесса обучения. Специфика контроля и оценки определяется педагогическими целями и задачами, содержанием, методами и формами обучения.

Методологической основой современной системы контроля и оценки учебных достижений младших школьников являются положения личностно - ориентированного и развивающего образования.   Ведущими принципами личностно  - ориентированного образования выступают:

-   принцип самоактуализации;

- принцип индивидуальности;

- принцип субъектности;

 - принцип выбора;

-принцип доверия и поддержки;

- принцип творчества и успеха.  

 С точки зрения личностно - ориентированного образования каждый ребенок индивидуален, уникален и самоценен.

Для понимания сущности оценочной деятельности важны и положения развивающего образования:

- понимание ребенка как субъекта деятельности;

- обучение в  зоне ближайшего развития ребенка ( Л.С. Выготский);

- принцип самоценности каждого возраста и полнота реализации индивидуальных возможностей ребенка на каждой образовательной ступени  ( Д.Б. Эльконин,  А.В. Запорожец);

-принцип осознания школьниками процесса учения ( Л.В. Занков);

Виды контроля

Текущий контроль  проводится с целью проверки усвоения предъявляемого материала и выявления пробелов. Традиционно он проводится на каждом уроке. В развивающем обучении  наиболее гуманным методом текущего контроля будет наблюдение за деятельностью учащихся, фиксация результатов в специальных записях, дневниках.

Тематический контроль  заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год и определяет

степень достижения конечных учебных целей. В методическом письме дан подробный комментарий как необходимо выставлять годовые отметки младшим

 школьникам. Например, младший школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между

 « 4» и «3» было в пользу « 3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик, в конечном  счете,  получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4». Таким образом, отметка ставится в пользу ученика, а не как среднее арифметическое.

Принцип выставления отметки в пользу ученика может трактоваться по - разному,  в зависимости от ситуации, от личностных особенностей ученика.  Возможно, учитель будет прав, поставив «3» ученику, у которого соотношение « 4» и « 3» одинаково, так как ребенок самонадеян и ленив. Польза   заключается  для  ребенка в том, что  « тройка »  выступит стимулом,  и он будет прилагать больше усилий  в учебе.

Оценочная деятельность учителя

Оценочная деятельность учителя – это отбор, разработка и  применение нормативных и индивидуальных критериев (эталонов) оценивания, оценочных шкал и способов  контроля и оценки.

 Для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо уметь:

- использовать разные виды оценочных шкал и инструменты оценивания.

 - разрабатывать и подбирать критерии (эталоны) оценки учебных достижений школьников.

 - разрабатывать и подбирать методы и формы контроля.

- организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями и правилами оценочной деятельности.

Всякая оценка предполагает прежде всего диагностику состояния оцениваниемого объекта. Оценка связана с измерением каких -  то параметров. В школьной практике применяется шкала оценок. Учителю важно разобраться в видах оценочных шкал.

                    

                  Критериальная основа оценочной деятельности

 Оценка осуществляется в соответствии с параметрами, критериями и показателями. Параметр показывает то, что  подлежит оцениванию.   Критерий отражает признак, по которому оценивается результат. В переводе с греческого критерий означает мерило оценки. Показатель можно рассматривать  как частный критерий, расшифровывающий его содержание.  Например, оценке подлежат общеучебные умения. Это параметр. Одним из критериев может выступить  умение сотрудничать в учебном процессе.  Показатели в таком случае могут быть такие:

- умение договариваться в группе, паре;

- умение распределять работу;

- умение оценивать свой вклад в работу;

 Главное отличие современной школы – это ориентация на конечный результат.

Критерии оценки учебных достижений выдвигает сам учитель накануне повторительно-обобщающего урока.

1.  Умение различать объекты живой и неживой природы.

2. Знание внешних признаков групп животных.

3. Различение по внешнему виду групп растений.

4.  Умение приводить примеры редких растений и правила их охраны.

5. Знание основных признаков времен года.

2. Обсуждение критериев, запись их в тетради.

а) Выполнение прогностической оценки:

«+ »  ( знаю),  « ?» (затрудняюсь), « - » (не выполню, не знаю)

б) Рефлексия.

 Ребята,  скажите, пожалуйста, какие умения вызывают у вас затруднения? Над чем еще необходимо поработать дома?

Каждый называет тот критерий, где он поставил  « ?», « - ».

в) Результат: дома готовятся по критериям, прогнозируют, какие задания могут быть даны.

               Вариант взаимооценивания на основе критериального подхода

Результат выполнения упражнения тот же. Организуется проверка по образцу.

Диалог следующий:

Учитель: « Ребята, по каким критериям мы можем оценить работу Васи?».

Учащиеся: по умению писать безударные гласные в корне слова, по умению проверять парные звонкие и глухие согласные, по умению писать словарные слова, по умению писать без пропусков букв и т.д.

Учитель: Ребята,  по какому критерию можно оценить работу Васи высоко? Что Вася умеет делать очень хорошо?

Ответы детей: Писать словарные слова, не делать пропусков.

Учитель: А над чем еще немного надо поработать? Дети называют. Это же самое может сделать и сам Вася.

Главное  отличие оценки: учитель и ученики оценивают позитивно результат деятельности Васи, учатся видеть  учебные достижения. А ошибка выступает как средство для дальнейшего продвижения, для постановки учебных целей.  

                        Вариант самооценивания.

Учитель: Вася, оцени свой результат по умению писать словарные слова.

Вася:  Я хорошо умею писать словарные слова. Оцениваю себя на высоком уровне. Оба слова написаны правильно. Учитель: Оцени свой результат по критерию « умение проверять безударную гласную».

Вася: «  Я еще не очень хорошо умею проверять безударную гласную. Иногда ошибаюсь ».

По критерию «умение писать парные звонкие и глухие согласные , я оцениваю себя  на низком уровне.

Учитель: Над чем тебе нужно поработать?

Вася самостоятельно переформулирует недостатки в позитивные цели.

Результат оценен по совокупности критериев, по ряду из которых ученик переживает ситуацию успеха. Это важно для развития учебной мотивации. Младший школьник должен учиться на ситуации успеха.

Требования к оцениванию

Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка

младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей

деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки

учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом

ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени

сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации  ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик  не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку.). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной

деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои

результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к

работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного

общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на

“отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от

работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы

становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию

оценочной деятельности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы

В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...

Контроль и оценка уровня обученност учащихся по литературному чтению и математике

Контролируемый материал содержит: показатели обученности (учебные компетенции); характеристик цифровых оценок (отметок); функции, реализующие систему контроля и оценки уровня знаний и умений....

Статья "Определение способов контроля и оценки деятельности"

     Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучен...

Контроль и оценка результатов обучения в начальных классах

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения....

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

Дифференцированный подход к контролю и оценке учебной деятельности младших школьников.

Изменения в содержании современного образования, перенос акцентов с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельнос...