КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Контроль и оценка являются важнейшими структурными компонентами процесса обучения. Специфика контроля и оценки определяется педагогическими целями и задачами, содержанием, методами и формами обучения.
Методологической основой современной системы контроля и оценки учебных достижений младших школьников являются положения личностно - ориентированного и развивающего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_otsenka.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение оперативного и адекватного педагогического оценивания
Контроль и оценка являются важнейшими структурными компонентами процесса обучения. Специфика контроля и оценки определяется педагогическими целями и задачами, содержанием, методами и формами обучения.
Методологической основой современной системы контроля и оценки учебных достижений младших школьников являются положения личностно - ориентированного и развивающего образования. Ведущими принципами личностно - ориентированного образования выступают:
- принцип самоактуализации;
- принцип индивидуальности;
- принцип субъектности;
- принцип выбора;
-принцип доверия и поддержки;
- принцип творчества и успеха.
С точки зрения личностно - ориентированного образования каждый ребенок индивидуален, уникален и самоценен.
Для понимания сущности оценочной деятельности важны и положения развивающего образования:
- понимание ребенка как субъекта деятельности;
- обучение в зоне ближайшего развития ребенка ( Л.С. Выготский);
- принцип самоценности каждого возраста и полнота реализации индивидуальных возможностей ребенка на каждой образовательной ступени ( Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец);
-принцип осознания школьниками процесса учения ( Л.В. Занков);
Виды контроля
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения предъявляемого материала и выявления пробелов. Традиционно он проводится на каждом уроке. В развивающем обучении наиболее гуманным методом текущего контроля будет наблюдение за деятельностью учащихся, фиксация результатов в специальных записях, дневниках.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год и определяет
степень достижения конечных учебных целей. В методическом письме дан подробный комментарий как необходимо выставлять годовые отметки младшим
школьникам. Например, младший школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между
« 4» и «3» было в пользу « 3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик, в конечном счете, получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4». Таким образом, отметка ставится в пользу ученика, а не как среднее арифметическое.
Принцип выставления отметки в пользу ученика может трактоваться по - разному, в зависимости от ситуации, от личностных особенностей ученика. Возможно, учитель будет прав, поставив «3» ученику, у которого соотношение « 4» и « 3» одинаково, так как ребенок самонадеян и ленив. Польза заключается для ребенка в том, что « тройка » выступит стимулом, и он будет прилагать больше усилий в учебе.
Оценочная деятельность учителя
Оценочная деятельность учителя – это отбор, разработка и применение нормативных и индивидуальных критериев (эталонов) оценивания, оценочных шкал и способов контроля и оценки.
Для осуществления оценочной деятельности учителю необходимо уметь:
- использовать разные виды оценочных шкал и инструменты оценивания.
- разрабатывать и подбирать критерии (эталоны) оценки учебных достижений школьников.
- разрабатывать и подбирать методы и формы контроля.
- организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся в соответствии с критериями и правилами оценочной деятельности.
Всякая оценка предполагает прежде всего диагностику состояния оцениваниемого объекта. Оценка связана с измерением каких - то параметров. В школьной практике применяется шкала оценок. Учителю важно разобраться в видах оценочных шкал.
Критериальная основа оценочной деятельности
Оценка осуществляется в соответствии с параметрами, критериями и показателями. Параметр показывает то, что подлежит оцениванию. Критерий отражает признак, по которому оценивается результат. В переводе с греческого критерий означает мерило оценки. Показатель можно рассматривать как частный критерий, расшифровывающий его содержание. Например, оценке подлежат общеучебные умения. Это параметр. Одним из критериев может выступить умение сотрудничать в учебном процессе. Показатели в таком случае могут быть такие:
- умение договариваться в группе, паре;
- умение распределять работу;
- умение оценивать свой вклад в работу;
Главное отличие современной школы – это ориентация на конечный результат.
Критерии оценки учебных достижений выдвигает сам учитель накануне повторительно-обобщающего урока.
1. Умение различать объекты живой и неживой природы.
2. Знание внешних признаков групп животных.
3. Различение по внешнему виду групп растений.
4. Умение приводить примеры редких растений и правила их охраны.
5. Знание основных признаков времен года.
2. Обсуждение критериев, запись их в тетради.
а) Выполнение прогностической оценки:
«+ » ( знаю), « ?» (затрудняюсь), « - » (не выполню, не знаю)
б) Рефлексия.
Ребята, скажите, пожалуйста, какие умения вызывают у вас затруднения? Над чем еще необходимо поработать дома?
Каждый называет тот критерий, где он поставил « ?», « - ».
в) Результат: дома готовятся по критериям, прогнозируют, какие задания могут быть даны.
Вариант взаимооценивания на основе критериального подхода
Результат выполнения упражнения тот же. Организуется проверка по образцу.
Диалог следующий:
Учитель: « Ребята, по каким критериям мы можем оценить работу Васи?».
Учащиеся: по умению писать безударные гласные в корне слова, по умению проверять парные звонкие и глухие согласные, по умению писать словарные слова, по умению писать без пропусков букв и т.д.
Учитель: Ребята, по какому критерию можно оценить работу Васи высоко? Что Вася умеет делать очень хорошо?
Ответы детей: Писать словарные слова, не делать пропусков.
Учитель: А над чем еще немного надо поработать? Дети называют. Это же самое может сделать и сам Вася.
Главное отличие оценки: учитель и ученики оценивают позитивно результат деятельности Васи, учатся видеть учебные достижения. А ошибка выступает как средство для дальнейшего продвижения, для постановки учебных целей.
Вариант самооценивания.
Учитель: Вася, оцени свой результат по умению писать словарные слова.
Вася: Я хорошо умею писать словарные слова. Оцениваю себя на высоком уровне. Оба слова написаны правильно. Учитель: Оцени свой результат по критерию « умение проверять безударную гласную».
Вася: « Я еще не очень хорошо умею проверять безударную гласную. Иногда ошибаюсь ».
По критерию «умение писать парные звонкие и глухие согласные , я оцениваю себя на низком уровне.
Учитель: Над чем тебе нужно поработать?
Вася самостоятельно переформулирует недостатки в позитивные цели.
Результат оценен по совокупности критериев, по ряду из которых ученик переживает ситуацию успеха. Это важно для развития учебной мотивации. Младший школьник должен учиться на ситуации успеха.
Требования к оцениванию
Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка
младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей
деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки
учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом
ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени
сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку.). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной
деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои
результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к
работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного
общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на
“отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от
работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы
становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию
оценочной деятельности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...
Направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся начальной школы
В статье рассматриваются направления и функции контроля и оценки навыка чтения учащихся 1-4 классов...
Контроль и оценка уровня обученност учащихся по литературному чтению и математике
Контролируемый материал содержит: показатели обученности (учебные компетенции); характеристик цифровых оценок (отметок); функции, реализующие систему контроля и оценки уровня знаний и умений....
Статья "Определение способов контроля и оценки деятельности"
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучен...
Контроль и оценка результатов обучения в начальных классах
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения....
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута Федорова Ольга Юрьевна...
Дифференцированный подход к контролю и оценке учебной деятельности младших школьников.
Изменения в содержании современного образования, перенос акцентов с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельнос...