Выступление на семинаре
статья
Разноуровневый подход в обучении младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya_2.docx | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневый подход в обучении младших школьников
Есина Ольга Валерьевна
Любить детей - этого мало,
Надо знать их.
М.Н.Гернет
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей.
Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания обучающихся.
Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.Понятие "дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Основная цель использования нами технологии разноуровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективнымна основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.
Важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, являсь основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.
Разноуровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
• выявление отставаний в ЗУН;
• ликвидацию их пробелов;
• устранение причин неуспеваемости;
• формирование интереса и мотивация к учебе;
• дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
• по уровню умственного развития (уровню достижений);
• по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.). Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) обучающихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.
В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка.
Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство обучающихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности обучающихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей, и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.
Осуществляя дифференцированный подход, я руководствуюсь следующими требованиями:
• создание атмосферы, благоприятной для обучающихся;
• активное общение с обучающимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).
При использовании дифференцированного обучения не надо забывать принципы гуманистической педагогики:
- верить в способности и возможности обучающегося;
- не сравнивать успехи ребёнка с другими, а видеть только его продвижения в обучении и развитии;
- использовать различные мотивации и поощрения детей;
- оказывать различные виды поддержки;
- не забывать, что ученик имеет право на свою точку зрения;
- верить в успех ученика.
Для разноуровневого обучения использую:
• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
• Альтернативные задания для добровольного выполнения.
• Задания, содержание которых найдено учеником.
• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Направления моей работы
Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.
Продвижение обучающихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.
Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех обучающихся класса, в том числе и слабых.
Создание атмосферы сотрудничества.
Используемая технология:
Проблемная.
В своей работе применяю следующие формы работы:
1. Работа в парах
2. Индивидуальная
3. Фронтальная
Используемые методы:
• Частично-поисковый
• Игра
• Самостоятельная работа
• Метод тестов
• Объяснение, беседы.
• Метод активизации познавательной деятельности.
Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Обучающиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить их самостоятельным трудом и давать для него материал.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.
Это обучающиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют обучающемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Это обучающиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.
Этообучающиеся с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход обучающихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Состав групп позволяет мне адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных обучающихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на "зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности обучающихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. Причем, предлагаю обучающимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание разным цветом: желтый – первый уровень (задания репродуктивного характера), синий – второй уровень задания конструктивного характера), зелёный – третий уровень (задания повышенной сложности или творческого характера).
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала обучающимися разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Технология разноуровневого обучения требует от учителя четко знать, на каком типе урока применять какие разноуровневые задания.
Опрос в структуре разноуровневого урока пороводится на трех уровнях.
На уроках объяснения и первичного закрепления знаний – новый материал дается на двух (Iи II) уровнях, всегда начинается с высокого уровня и постепенно снижается.Зону ближайшего развития каждого обучающегося определяют по двухуровневому тесту во время первичной проверки усвоения знаний. Тест, состоит издвух заданий а) в сходной ситуации (по образцу); б) в измененной ситуации (причинно-следственного характера) и проводится он в течение 10 минут.
На урокахзакрепления, систематизации, комплексного применения
знаний –задания школьникам предлагаются на трех уровнях.
Контроль знаний по теме, которая закреплялась на трех уровнях, тоже
проводится на трех уровнях.
Домашнее задание предлагается обучающимся на трех, минимум, на
двух уровнях.
Приведу примеры разноуровневых заданий.
Математика
1 класс
Тема:Проверка сложения.
Цель: проверка вычислительных навыков по теме
1 уровень:
5 + 3 = 8 4 + 6 = ... Составь по образцу и реши.
3 + 5 = 8
8 - 5 = 3
8 - 3 = 5
2 уровень:
Реши задачу
1 -й день - 4 страницы
2-й день - ?, на 2 страницы <
3 уровень:
Составь задачу, которую можно решить по выражению:
9-6
2 класс
Тема: Уравнения и его решения.
Цель: умение находить компоненты при решении уравнений
1 уровень:
Реши уравнение 20 + х = 50
2 уровень:
Запиши в виде уравнения и реши:
Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получилось 20?
3уровень:
Используя числа 82 и 81 и букву а, составь уравнение и реши его.
4 класс
Тема:Деление чисел, оканчивающихся нулем.
Цель: проверить вычислительные навыки по теме.
1 уровень:
Найди значение частного и сделай проверку.
108240 : 40 838800 : 600
2 уровень:
Реши уравнения:
Х • 5 = 135 + 65 120 : Х = 27 : 9
3 уровень:
Вместо звездочек поставь знаки арифметического действия так, чтобы равенства были верными:
60 * 30* 800 = 1000 800 * 40 * 20 = 40
Тема: Задачи на движение.
Цель: развивать умение решать задачи на движение.
1 уровень:
Реши задачу: "Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились.Какова скорость второго поезда?”
2 уровень: Составь обратную задачу
3 уровень: Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Русский язык
2 класс
Тема:Правописание предлогов и приставок
Цели: закрепить умения различать предлоги и приставки
1 уровень:
В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
2 уровень:
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
3 уровень:
Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.
(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.
Придумайте свои слова с приставками и предлогами.
3 класс
Тема: Части слова.
Цель: закрепить знания по составу слова
1 уровень:
Разобрать по составу данные слова:
Кустики, берёзка, подруга
2 уровень:
Узнай слово по описанию:
корень такой же, как в слове садовник;
приставка такая же, как в слове поход;
суффикс такой же, как в слове тучка;
окончание как в слове речка.
3 уровень:
Придумать слова по схеме: корень, суффикс, окончание
4 класс
Тема: Имя прилагательное.
Цель: закрепить умение изменять имена прилагательные по падежам, определять падеж, род, число
1 уровень:
Запиши имена прилагательные в единственном или во множественном числе.
Красив… беседки, легков… автомобиль, жёлт… песок, ярк… звезды, пахуч… растения, лилов.. туча, бел… парус.
2 уровень:
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имен прилагательных. Выдели окончания
На мест… прежнейземл…запл..скалосьнов…, безбрежн….море. Погода была ясн…, тих…. Мы выплыли на открыт… плёс. Позади осталис.. хмур… л..са. Перед намираскинулас.. безбрежн… м…рск… гла..ь.
3 уровень:
Вспомните и запишите на менее трёх пословиц с прилагательными. Определите падеж имен прилагательных.
Литературное чтение.
3 класс
Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цель: развитие умения выразительно читать произведение, приём контраста как средство создания картин.
1 уровень:
Реши анаграммы: екознамы, дылес,езимен, троу.
2 уровень:
Составь рассказ на тему «Зимнее утро по опорным словам»
3 уровень:
Сочинить четверостишие о зиме, о зимнем утре.
Тема: Л. Н. Толстой «Акула»
Цель: понимать содержание прочитанного, уметь находить нужный отрывок, понимать тему и главную мысль.
1 уровень:
К какому жанру относится произведение Толстого «Акула»?
2 уровень:
На отдельных полосках написаны разрозненные предложения. Составь из них текст.
3 уровень:
Составь кроссворд по произведению Толстого «Акула».
Окружающий мир
2 класс
Тема: Животные
Цель: формировать представления учащихся о диких и домашних животных;
1 уровень:
Как называют животных, которых люди разводят в хозяйстве?
Выбери правильный ответ. Подчеркни.
1) комнатные
2) домашние
3) культурные
2 уровень:
Определи, к какой группе относятся животные каждой строки, перечисли их признаки.
Волк, кот, крот, ёж, слон, заяц- это___________________________________
3 уровень
Кто такие дикие животные? Изобразите, как вы это понимаете в виде схемы, рисунка (или напиши словами).
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для обучающихся первой уровня
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для обучающихся второго уровня
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для обучающихся третьего уровня
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...