Проблемное обучение в начальной школе
методическая разработка

Борисова Наталья Александровна

Проблемное обучение - один из самых актуальных методов обучения, позволяющий активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение в начальной школе

Борисова Н.А.
Международная Английская Школа
Московская область, Россия 
Problem education in elementary school
Borisova N.A.
International English School
Moscow region, Russia

Современный мир насыщен глобальными возможностями для развития детей: разнообразие книг, культурных мероприятий, телевизионных программ… –огромный спектр. И вместе с тем, из-за отсутствия свободного времени: насыщенности программного материала в школах, желания охвата всего спектра кружковой и спортивной работы, дети, практически, лишены возможности планировать свои действия, лишены способности что-то придумывать в своей жизни, самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения - зачастую, это все за детей делают взрослые.

В рамках классно-урочной системы приходится пересматривать традиционное обучение, когда знания преподносятся учителем в готовом виде. Каждый этап, любой момент урока можно обыграть так, что заставит детей притормозить, уйти от обычного, задуматься, включить догадку, придумать. Дети должны встречаться с новыми знаниями каждый раз в новых ситуациях, требующих снова и снова включиться в учебный процесс.   На помощь учителю приходит проблемное обучение - один из самых актуальных методов обучения, позволяющий активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

Проблемное обучение представляет собой организованный учителем процесс, в ходе которого обучающиеся учатся видеть проблемы, противоречия в собственных знаниях. Осуществляя активный поиск решения проблемы, ученики учатся анализировать, сравнивать, систематизировать, учатся быть самостоятельными, кроме того, осуществляют творческий подход к решению проблемы.

Цель проблемного обучения: развитие инициативной, творческой, интеллектуальной личности, умеющей решать любые образовательные задачи, а также ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Проблемные методы обучения позволяют обучающимся
- развивать логику и вдумчивость;

-развивать умение планировать свою деятельность;

-развивать самостоятельность;

-работать активно и творчески;

- взаимодействовать с другими детьми: учиться слышать, уважать и принимать мнение собеседника; 

- формировать собственное мнение и уметь аргументировать его;

- проявлять свою индивидуальность;

- обогащать свой социальный опыт путем включения в переживания тех или иных ситуаций; 
Метод проблемного обучения дает детям возможность продуктивно усваивать на уроках учебный материал.

Приведу примеры использования проблемного метода обучения на уроках в начальной школе.

Математика. 3 класс.

Тема: «Множества. Пересечение множеств»

Проблемная ситуация.

 Учитель берет два обруча. Детям раздаются различные предметы: книга желтого цвета, желтый мелок, желтая пуговица, желтый зайчик, жираф, белка, медведь и др. Задача детей разложить предметы в два множества, представляющих собой, в данной ситуации, обручи: «желтые предметы» и «игрушки».

Проблема возникает при размещении желтого зайчика- он принадлежит как множеству «желтые предметы», так и «игрушки». Дети приходят к выводу, что данные множества могут иметь общие элементы, значит они пересекаются. Как на странно, но на уроке находятся дети, которые расположат обручи внахлест друг на друга.

Русский язык. 4 класс

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Проблемная ситуация

Детям предлагается для записи ряд слов: рож…, пезаж…, глуш…., шалаш…, печ…, силач…, лещ…, помощ…

Учитель задает вопрос: что общего в данных словах? Дети выясняют, что эти слова -имена существительные, с шипящей на конце.

Дети с языковым чутьем на конце некоторых слов напишут мягкий знак. И тут возникнет проблема: когда же надо писать мягкий знак? Дети размещают слова в два столбика. Наводящие вопросы учителя помогут ученикам начать определять число и род данных существительных. Дети приходят к выводу: на конце имен существительных единственного числа женского рода после шипящих пишется мягкий знак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемное обучение в начальной школе

статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...

Проблемное обучение в начальной школе

проблемное обучение в начальной школе...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности  связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...

Проблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....

Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....