«Работа с текстом – антиципация ».
методическая разработка
«Работа с текстом – антиципация ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_-_antitsipatsiya_.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Работа с текстом – антиципация ».
Цель современной системы образования – вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.
Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. На этом этапе и следует применить прием антиципации. В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
С помощью антиципации читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается, , о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Прием антиципация можно использовать на любых этапах урока: на этапе формулирования учащимися темы и цели урока, во время словарной работы, на этапе предтекстовой, текстовой деятельности.
Сегодня мы с вами поработаем с этапом предтекстовой деятельности используя прием антиципация. Что он дает на данном этапе? Он способствует выработки мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением, предопределение учащимися его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения.
Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько методов антиципации.
1 метод, я его называю, «Дерево предсказаний». Прочитайте имя автора и заглавие текста. (В.А. Жуковский «Спящая царевна»).
-Что вы помните о В.А. Жуковском?,Василий Андреевич поэт, воспитатель
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?
— Что может произойти?
— А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)
— Счастливый ли будет у сказки конец?
— В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?(Шарль Перро)
— Как вы думаете, будут ли похожи эти скакзи?Чем?
2 метод «Иллюстрация». Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации из рассказа Л.Н. Толстого «Акула».
3 метод «Дерево вопросов». Составьте вопросы к тексту по заглавию и иллюстрации. После прочтения текста отметьте, те которые к нему подходят.
4 метод «Опорные слова». На основании опорных слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ, а затем сравнить его с прочитанным. Виктор Драгунский «Друг детства»: боксерская груша, плюшевый мишка,не буду боксером.
Так же можно использовать«Ориентиры предвосхищения» Целью этого метода является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Ход работы: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло . ( Александр Ишимов, из книги «История России в рассказах для детей). Суждения могут быть как ложными ,так и верными.
До чтения текста | Суждения | После чтения текста |
Славяне отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу. | ||
У северных и новгородских славян был государь. |
И «Глоссарий» . Его мы рассмотрим на примере русской народной сказки « Два Мороза». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
Термин | Значение (определение) |
Багровый | красный, густого, тёмного оттенка. |
Бор | сосновый лес. |
Тешатся | забавляются, развлекаются. |
Унижут | покроют сплошь. |
Намаялся | очень устал. |
Инда | даже. |
Таким образом, использование приема антиципации способствует повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности. Сегодня я вам представила только те методы антиципации, которыми сама активно пользуюсь на этапе предтекстовой деятельности, но их на самом деле огромное количество. (Ассоциативный ряд, Знаю, Хочу узнать, Узнал. , «Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ход работы: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? «Алфавит за круглым столом» Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.)
Прием антиципации можно и нужно использовать не только на уроке литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...