Выступление на МО
статья
«Технология адаптивного наведения на понятие в начальном обучении математике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО
«Технология адаптивного наведения на понятие
в начальном обучении математике»
Подготовила: Черепнина Г.А., учитель начальных классов
МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа»
Система обучения «учитель — ученик», наиболее распространенная в практике школы, характеризуется тем, что изучаемый материал в речи учащихся (звучащей для других) практически не отражается. Отсюда возникают многочисленные проблемы как в усвоении содержания образования, так и в развитии мышления учеников. Такая ситуация тормозит реализацию «самости» учащихся в следующей цепочке процессов: самосознание — самоопределение — самовыражение (самораскрытие, самопредъявление, самопрезентация) — самоутверждение — самореализация — саморегуляция (самокоррекция). Эта реализация зависит от учителя, от того, какие функции он осуществляет в руководстве мыслительной деятельностью учащихся, какому типу обучения следует. Обратимся к построению совместной деятельности педагога и учащихся в системе «учитель — ученик» в гуманистической личностноориентированной парадигме обучения. В ней речь учителя является отражением его субъектности в развитом диалогическом мышлении учащихся, которое проявляется в их активности, отождествляемой с процессами сопричастности, сотворчества, сопереживания по отношению к воспроизводимой учителем информации, определению ее личностных смыслов. Эти процессы возникают не сами собой, они обусловлены вкрапленными в монолог учителя сигналами, раздражителями, воздействиями, вызывающими необходимые для усвоения реактивные действия учащихся невербального характера. Учитель как бы «наводит» учеников на новые понятия, создает условия для адаптации учащихся к ним. Эффективность обсуждаемых процессов с приставкой со достигается рядом методических приемов: исследованием наглядного демонстрационного материала, рождающегося на глазах учащихся (эффект неожиданности и контрастности), воссозданием контрприемов и контробразов, созданием проблемных учебных ситуаций, необходимых ассоциаций, использованием эвристик, приглашением к творчеству и диалогу, опорой на субъектный опыт учащихся, самостоятельной работой по выдвиже нию и проверке гипотез и др.
В.Ф. Ефимов представляет технологию адаптивного наведения на понятие в системе «учитель — ученик», которая должна проходить в диалоговом режиме.
По этой технологии учитель в своей деятельности реализует следующую последовательность действий. Им осуществляются:
1) организация «проживания» исторической версии создания (генезис) объекта, представление о котором в онтогенезе формируется у учащихся;
2) определение, выделение признаков, по которым изучаемый объект отделяется -от других; определение существенных признаков объекта;
3) рассмотрение, создание объектов, удовлетворяющих нескольким, но не всем, признакам изучаемого объекта;
4) придумывание версий называния изучаемого объекта, анализ соответствующих слов;
5) выделение среди слов, обозначающих объект, нормы. Предложение ученикам доказать или опровергнуть оптимальность выбора названия (слова) — нормы;
6) рассмотрение или создание сходных, но отличающихся объектов, подпадающих под нормированное название изучаемого объекта.
Урок по теме «Треугольник», построенный с применением технологии адаптивного наведения на понятие (один из вариантов)
Технологические этапы | Описание обучения |
1. Формирование субъектного опыта по отношению к объекту, представление о котором формируется | — Вы уже имеете представление об отрезках. Перед вами их модели — полоски. Возьмите две полоски. Какие фигуры можно получить, используя данные полоски? Как их можно расположить, чтобы получить новые фигуры? Попробуйте это сделать. При расположении полосок по прямой и соединении концов двух полосок у учащихся получается «большой» отрезок; при пересечении полосок — «крестики»; при накладывании полосок друг на друга вдоль прямой — «маленький» отрезок; при соединении концов двух полосок, не располагающихся вдоль прямой, — углы. Полученные фигуры обсуждаются, им даются названия. Делается вывод, что из двух полосок (отрезков) можно сконструировать отрезки, «крестики», углы |
2. Воссоздание исторической версии появления объекта, представление о котором формируется | — Теперь возьмите три полоски. Какие фигуры из них вы можете получить, по-разному их располагая? Попробуйте сгруппировать эти фигуры. Учащиеся показывают, учитель на доске вычерчивает. — Что у нас получилось? Учитель пока закрывает треугольник. Ученики отвечают, дают названия фигурам — «ломаная», «снежинка», «перечеркнутый угол», «знак неравенства» и т.п. |
3. Анализ объекта, выделение признаков, которыми обладает объект, представление о котором формируется | Учитель отмечает, что отрезки ломаной чаще называют звеньями, и открывает треугольник. — Как называется эта фигура? Чем она отличается от остальных? (Все концы отрезков соединены.) Можно эту фигуру назвать ломаной? (Да.) Учитель поясняет, что это замкнутая ломаная, состоящая из трех звеньев |
4. Закрепление полученных знаний о счете, количественном значении числа. Опыт накопления эмпирических данных | — Давайте посчитаем, сколько вершин, отрезков, углов получилось в каждой фигуре. Учитель записывает на доске под фигурами, полученными учениками, данные о количестве их углов, сторон и вершин |
5. Выделение существенных признаков объекта, представление о котором формируется | — У какой фигуры множество признаков, наиболее примечательных? (У треугольника, у него число сторон, углов и вершин одинаковое.) Давайте сделаем вывод. Почему эта фигура называется треугольником? (У него 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.) Попробуем построить фигуру: а) с тремя углами, но которая не будет треугольником; б) с тремя сторонами, но не треугольник. Ученики пытаются выполнить построения |
6. Придумывание версий называния объекта, представление о котором формируется | — Мы выявили существенные признаки треугольника: он имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны. Какой из этих признаков дал название треугольник? (Наличие трех углов.) |
7. Придумывание других версий называния объекта | — Используя другие признаки, как можно было бы назвать треугольник? (Трехвершинник, трехсторонник, трехзвенник.) |
8. Работа над нормой называния. Обоснование или опровержение ее. | — Почему мы с вами называем треугольник треугольником? После обсуждения в парах учитель может оказать поддержку, направить мысли учеников. — Обратите внимание на признаки; в каком из них содержится два других? (В углах есть и вершины, и стороны, поэтому слово треугольник наиболее полно отражает все существенные признаки этой фигуры.) |
9. Рассмотрение сходных, но отличающихся объектов, подпадающих под нормированное называние изучаемого объекта. Эффект различия. Данный этап подготавливает детей к пониманию различия между окружностью и кругом | — Давайте подумаем, все ли треугольники одинаковые? Существуют ли фигуры, которые являются треугольниками, но очень отличаются друг от друга? Пример: треугольная рамка и часть плоскости, ограниченная этой рамкой |
Осуществление этих действий в обучении гарантирует полноценное «формирование представлений о …».
Покажем развертывание этой технологии на примере формирования представлений о треугольнике (в сравнении с формированием представлений об этой фигуре в традиционном обучении).
– Учитель использует модели треугольника в качестве счетного материала в подготовительный период изучения нумерации чисел, затем в качестве иллюстративного материала при изучении числа 3.
Далее добавляется анализ модели треугольника, выясняется, почему он так называется (у треугольника 3 угла, 3 вершины, 3 стороны), и проводится распознавание треугольников по этим признакам среди геометрических фигур. Выполняются задания вида: среди множества геометрических фигур, представленных для обозрения или скрытых в строении робота, здания и т.п., найти треугольники и не треугольники.
В данном случае в обучении предусматривается формирование мыслительных операций: выделение признаков, анализ — синтез, сравнение. Вопрос о знании поставлен узкопредметно, затем снимается в связи с однозначностью ответа. Пробуждение мыслительной активности не поддержано какой-либо деятельностью, наоборот, подавлено принудительным запоминанием названия объекта. В назывании объекта предложена лишь норма, которая в данном случае усвоена как догма. Ориентация на гуманистическую направленность достаточно слаба, хотя она намечена. Следует отметить, что технологии развивающего обучения могут служить начальной базой гуманизации образования, т.е. построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....