Мастер-класс на тему "Деятельностный подход в организации учебной деятельности в образовательной системе «Школа 2100»"
материал
В мастер-классе показано использование системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе. А так же представлены различные педагогические приёмы, которые можно использовать на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельный подход в организации учебной деятельности в образовательной системе «Школа 2100»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра.»
Главное требование Федерального государственного образовательного стандарта: деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.
Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно так же способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Учитель как по нотам, играет свой урок, пользуясь своими «секретами»- приёмами управления классом. Представляю проверенные на практике приёмы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив самостоятельную познавательную деятельность учеников. В успешной организации этой деятельности умелым помощником выступает игра. Ведь в младшем школьном возрасте многое дети познают именно в игре. Не претендую на новизну приёмов, многие из них известны и представлены в работах Анатолия Александровича Гина. По его мнению дидактика – это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет он будет читать при свечах.
На уроке получения новых знаний прослеживается следующая структура. Мы выстроим этапы по порядку и покажем, какие приёмы можно использовать на каждом из них.
На данном этапе интересным и увлекательным будет девиз или эпиграф урока, например: «С малой удачи начинается большой успех!»
Снова вернёмся к этапам урока, какой этап по вашему мнению будет следующим?
На этом этапе предлагаю игру «Я беру тебя с собой»
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Итак, я беру с собой подружку. А что у вас?
Слова: Подружка, плод, арбуз, сказка, круг, сосед, гриб, стол, ваза, магнит.
У: По какому признаку мы собирали объекты? (Мы брали слова с парными согласными.)
Какая будет тема урока? (Парные согласные)
Далее переходим к следующему этапу. Назовите его.
Какие задачи поставим перед собой? (Научиться проверять парные согласные)
После того как известны цели и задачи, какой этап следует далее?
Далее следует самый продолжительный по времени этап открытия нового знания. На этом этапе эффективна работа в парах или группах. Здесь этапе к нам присоединился Вова Колесников, ему нужно правильно записать слова с парными согласными, но он не знает, как проверить данную орфограмму. Поможем ему.
У нас с вами 5 групп. Для каждой группы даны слова с парными согласными, подберите к ним проверочные и сделайте краткую подсказку для Вовы.
Приступим к проверке вашей работы.
- Один-много
- Суффикс-ок
- Нет
- Ласково
- Глагол-что делать?
Правильно писать дружок
Нам поможет суффикс-ок.
Кто использовал этот способ проверки?
Слово ласково скажи
Без ошибок напиши.
Кому помог этот способ?
Найти правильный ответ
Нам поможет слово- Нет.
Кому при проверке помогло слово нет?
Чтобы написать на 5.
Глаголы надо подбирать.
Кто воспользовался этим способом?
Было мало – много стало.
И ошибка убежала.
Кому помог этот способ проверки?
Мы рассмотрели все возможные способы проверки парной согласной и составили для Вовы замечательную подсказку, которая поможет записать данные ему слова.
Переходим к следующему этапу. Кто его назовёт?
На этапе первичного закрепления целесообразно рассмотреть все способы проверки парной согласной с проговариваем в слух.
Вновь обратимся к этапам урока. Какой из них следующий?
Представьте, что у нас урок математики. Используем приём «Фома неверующий». Этот приём перекликается с приёмом «Лови ошибку». Самостоятельно найдите значение выражений, мой помощник Фома Неверующий. Кто сегодня наденет эту шляпу?
16-8+6=14 19-7-6=6
16-8+6=2 19-7-6=18
(кто-то из учителей выходит и объясняет)
На этапе включения новых знаний в систему можно использовать учебник и ЭОР, тренажёры «Отличник», «Сказочный»и др.
Цель последнего этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Существует очень много вариантов организации работы на данном этапе, я предлагаю такой.
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться.
Дети наклеивают условные значки напротив высказывания, которое соответствует их результатам.
Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
В основе деятельностного подхода – ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. Функция учителя проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «Учитель должен быть рельсами, по которым самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Я благодарю Вас за внимание, буду рада, если мой небольшой опыт вам пригодится в реализации деятельностного подхода. И подведём итог нашему мастер-классу, предлагаю вам синквейн деятельностный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Учебные рабочие программы Образовательная система «Школа 2100» 3 класс
Программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3 класса Образовательная система «Ш...
Личностные результаты и универсальные учебные действия в Образовательной системе «Школа 2100»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Перечень метапредметных и личностных результатов освоения основнойобразовательной про...
Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"
Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту красоту, но...