Мастер-класс на тему "Деятельностный подход в организации учебной деятельности в образовательной системе «Школа 2100»"
материал

Толстогузова Екатерина Александровна

В мастер-классе показано использование системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе. А так же представлены различные педагогические приёмы, которые можно использовать на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельный подход в организации учебной деятельности в образовательной системе «Школа 2100»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра.»

Главное требование Федерального государственного образовательного стандарта: деятельностный подход в обучении.  Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.

Ещё Сократ говорил о том, что научиться  играть на флейте можно только, играя самому. Точно так же способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Учитель как по нотам, играет свой  урок, пользуясь своими «секретами»- приёмами управления классом. Представляю проверенные на практике приёмы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в начальной школе в единую сеть, обеспечив самостоятельную познавательную деятельность учеников. В успешной организации этой деятельности умелым помощником выступает игра. Ведь в младшем школьном возрасте многое дети познают  именно в игре. Не претендую на новизну приёмов, многие из них известны и представлены в работах Анатолия Александровича Гина. По его мнению дидактика – это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет он будет читать при свечах.

На уроке получения новых знаний прослеживается следующая структура. Мы выстроим этапы по порядку и покажем,  какие приёмы можно использовать на каждом из них.

 На данном этапе интересным и увлекательным будет девиз или эпиграф урока, например: «С малой удачи начинается большой успех!»

Снова вернёмся к этапам урока, какой этап по вашему мнению будет следующим?

На этом этапе предлагаю игру  «Я беру тебя с собой»

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Итак, я беру с собой подружку. А что у вас?

Слова: Подружка, плод, арбуз, сказка, круг, сосед, гриб, стол, ваза, магнит.

У: По какому признаку мы собирали объекты? (Мы брали  слова с парными согласными.)

Какая будет тема урока? (Парные согласные)

Далее переходим к следующему этапу. Назовите его.

Какие задачи поставим перед собой? (Научиться проверять парные согласные)

После того как известны цели и задачи, какой этап следует далее?

Далее следует самый продолжительный по времени этап открытия нового знания. На этом этапе эффективна работа в парах или группах. Здесь этапе к нам присоединился Вова Колесников, ему нужно правильно записать  слова с парными согласными, но он не знает,  как проверить  данную орфограмму. Поможем ему.

У нас с вами 5 групп. Для каждой группы даны слова с парными согласными, подберите к ним проверочные и сделайте краткую подсказку для Вовы.

Приступим к проверке вашей работы.

  1. Один-много
  2. Суффикс-ок
  3. Нет
  4. Ласково
  5. Глагол-что делать?

Правильно писать дружок          

Нам поможет суффикс-ок.

Кто использовал этот способ проверки?          

Слово ласково скажи

  Без ошибок напиши.

Кому помог этот способ?

Найти правильный ответ        

Нам поможет слово- Нет.      

Кому при проверке помогло слово нет?        

Чтобы написать на 5.

    Глаголы надо подбирать.

Кто воспользовался этим способом?

Было мало – много стало.

И ошибка убежала.

Кому помог этот способ проверки?

               Мы рассмотрели все возможные способы проверки парной согласной и составили для Вовы замечательную подсказку, которая поможет записать  данные ему слова.

     Переходим к следующему этапу. Кто его назовёт?

     На этапе первичного закрепления целесообразно рассмотреть все способы проверки парной согласной с проговариваем в слух.

    Вновь обратимся к этапам урока. Какой из них следующий?

Представьте, что у нас урок математики. Используем  приём «Фома неверующий». Этот приём перекликается с приёмом «Лови ошибку». Самостоятельно найдите значение выражений, мой помощник Фома Неверующий. Кто сегодня наденет эту шляпу?

16-8+6=14        19-7-6=6

      16-8+6=2        19-7-6=18

(кто-то из учителей выходит и объясняет)

На этапе включения новых знаний в систему можно использовать учебник и ЭОР, тренажёры «Отличник», «Сказочный»и др.

      Цель последнего этапа рефлексии  учебной деятельности на уроке является: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей  деятельности и всего класса.

Существует очень много вариантов организации работы на данном этапе, я предлагаю такой.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться.

     Дети наклеивают условные значки напротив  высказывания, которое соответствует их результатам.

Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.

      В основе деятельностного подхода – ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. Функция учителя проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «Учитель должен быть рельсами, по которым самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

      Я благодарю Вас за внимание, буду рада, если мой небольшой опыт вам пригодится в реализации деятельностного подхода. И подведём итог нашему мастер-классу, предлагаю вам синквейн деятельностный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Учебные рабочие программы Образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и обеспечена УМК для 3 класса Образовательная система «Ш...

Личностные результаты и универсальные учебные действия в Образовательной системе «Школа 2100»

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Перечень метапредметных и личностных результатов освоения основнойобразовательной про...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...