Выступление на ММО "Групповая работа на уроках"
статья

Групповая работа на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ММО начальных классов

Групповая работа как средство формирования УУД.

Уважаемые коллеги! Я рада возможности поделиться своим опытом по использованию групповой работы на уроках в начальной школе.

  1. Выделение проблемы.

Жизнь предъявляет высокие требования не только к педагогам, но и к детям. Чтобы ребенок не растерялся и был успешным, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать.

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

С первых дней обучения в школе я приучаю детей отстаивать своё мнение. Отвечая на уроке, мы используем такие выражения: я думаю, я согласен потому что…, я не согласен…. Героям рассказов даём совет, как поступить. Высказываем своё мнение, почему хочу иметь такого друга или не хочу... Что посоветовал бы в той или иной ситуации. Это даёт возможность в дальнейшем научиться правильно работать в группах, отстаивать своё мнение, дополнять ответ товарища.

Какой же учитель нужен современной школе? Учитель не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности, а для того чтобы быть организатором учебной деятельности, нам помогает групповая работа

Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников… Почему? 

«Плюсы»

 Да, наверное, самое главное для них

– это преодоление страха ошибиться, - повышается учебная и познавательная мотивация - снижается уровень тревожности учащихся возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, т.е. - в группе выше обучаемость,

она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее и улучшается психологический климат в классе.

Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков.

«Минусы»

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.

Л.С. Выготский считал, что учащиеся способны работать на значительно более высоком интеллектуальном уровне, если их обучение протекает совместно в малых группах, нежели в тех случаях, когда они обучаются индивидуально.

Актуализация знаний в данной проблемной плоскости.

Я часто использую работу в группах на разных уроках и на различных этапах урока. В1 классе начинаю приучать на таких уроках, как ИЗО, технология. Детям очень нравится совместно изготавливать поделку или рисовать рисунок. В 3-4 классах эту форму применяю уроках окружающего мира, русского языка, литературы. Дети с удовольствием готовят д.з. по определённой теме на окр. мире. Большим плюсом является то, что урок 2 раза в неделю и у них есть возможность собрать материал дома, а в классе обсудить, иногда прорепетировать. На уроках литературного чтения использую групповую работу при проверке д/з - чтение наизусть. Класс делится на группы, выбираются  эксперты, которые оценивают учащихся, если находятся дети, которые не согласны с отметкой, то они отвечают у доски и их оценивает учитель.

Конечно, при делении на группы следует учитывать психологическую совместимостьжеланияпотенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно, и они выполнили поставленную учителем задачу.

Деление на группы зависит от целей и задач, поставленных на уроке.

Обязательно нужно устанавливать для групп только реалистичные задачи.

Выработать подходящие для работы группы правила, которые должны дополнять правила поведения на уроке.

  1. Объединение в группы для решения проблемы.

Для того, чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Мы с ребятами используем следующие роли:

  • Организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы.
  • чтец читает вслух;
  • секретарь или писарь - записывает что-то от лица группы;
  • докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
  • содокладчики, которые могут дополнить или исправить


Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. На данном этапе важное место отводится тому, чтобы каждый ученик получил задание. Целесообразно использовать групповую работу двух видов:

единую и дифференцированную.

При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы,  дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.


1 группа- Измени слова так, чтобы безударный гласный ударным. Запиши, выдели корень. Л.са, п.ля, г.ра, р.ка, д.жди, б.рега.

2 группа- Спиши, вставляя пропущенные буквы в скобках напиши проверочное слово. Выдели в словах с пропущенными буквами корень.

Солнце село, но в л.су ещё св.тло. птицы в.село щ.бечут. блестит м.л.дая травка. Алый свет зари ск.льзит по веткам и ств.лам д.ревьев.

3 группа- Составь из слов предложения. Запиши их, выделяя в словах с пропущенными буквами корень. В скобках напиши проверочное слово.

Л.су, осеннем, в, т.шина, ст.ит, птичьих, не слышно, г.л.сов.

Пож.лтели. и, листья, с, осыпались, д.ревьев.

Скоро, з.ма, белым, завьюжит, к.вром.

Например, при изучении  темы «Родственные слова».

1 уровень

Напиши ряд родственных слов, исключив лишнее слово. Выдели корень.

Нос,  носильщик, носик, носатый.

Час,  часок, часть, часовщик.

Гусь, гусята, гусеница, гусыня.

Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

2 уровень

Запиши пары родственных слов. Выдели корень.

Лес – лесник,  стена – гвоздь,  река – плот,  кот – котик,  сад – садовый,  поле – полюшко,  дом – домашний,  гриб – грибной,  дом – дым,  обед – стол.

3 уровень

Закончи предложения, вставив подходяще  по смыслу слово. Выделите общую часть родственных слов.

Уч…тель – это человек, который …

Стр…итель -  это человек, который …

Б…ксер - это человек, который …

Сп…ртсмен - это человек, который …

Окружающий мир.

1 группа – нарисовать домашнее животное, подобрать загадки

2 группа – описать жизнь и повадки домашнего животного

3 группа – написать мини-сочинение, используя дополнительные источники, составить презентацию «Мой четвероногий друг»

Литературное чтение

При подготовке домашнего задания по чтению:

1 группа – выразительное чтение рассказа.

2 группа – подготовить план пересказа.

3 группа – приготовить инсценировку отрывка и подготовить материал о писателе.

Математика

Дифференциация учебных задач по уровню творчества

"В вазе стояло 6 белых гвоздик и 5 красных. Завяли 2 гвоздики. Сколько гвоздик осталось в вазе?"

Задание для 1-й группы: "Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом".

Задание для 2-й группы: "Решите задачу двумя способами".

Задание для 3-й группы: "Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами".

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединиться по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

·         Разделитесь на группы по ... человек.

·         Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, на соседних партах); на уроках русского языка - «Собираем пословицу», «Составь текст» и другие.

3. По определенному признаку.

Этот способ я использую чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении частей речи дети объединяются, ориентируясь на то, слово какой части речи написано на карточке. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

 Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

Прежде чем приступить к групповой работе, мы вместе с детьми установили подходящие для работы групп правила. У нас их минимальное количество, и они должны дополняют правила поведения на уроке

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.

Мы обязательно озвучиваем их перед тем, как они начнут работать в группах.


Методы групповой работы:

      Кроме этого я апробировала такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
     Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
    Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки».

 Мозговая атака или мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно.

Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

1.Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

2.Меняется характер взаимоотношений между детьми;

3.Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.


Правила совместной работы:

-В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы:

  1. работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
  2. работать по алгоритму (плану);
  3. своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
  4.  качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;
  5.  каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности;

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

Он может контролировать.

Организовывать.

Оценивать работу учеников.

Участвовать в работе группы.

Предлагать участникам разные варианты решений.

Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

-сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

-воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

-уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

-исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

-оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

-нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

-нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

-не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

-и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя.

Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Советы учителю.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Выводы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. 
    2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. 
    3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. 
    4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях. 
    5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями. 
    6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

ИТАК, в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...

Формы работы на уроках Выступление на педсовете

Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимально возможной производительностью для каждого из сидящих в классе. Думаю, важно, чтобы ученик...

Выступление на ШМО по теме: "Использование групповых методов работы на уроках в начальных классах"

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Выступление на методическом совете "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в...