Формирование универсальных учебных действий младших школьников(выступление на педсовете)
презентация к уроку
«Обучение – это то, что делает сам ученик, а не то, что делается за него» Кэтрин Фоснот
В широком смысле – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsovetu_uud.pptx | 2.57 МБ |
razvitie_lichnosti_uchashchegosya_na_osnove_osvoeniya_sposobov_deyatel.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
«Обучение – это то, что делает сам ученик, а не то, что делается за него» Кэтрин Фоснот Что такое УУД? В широком смысле – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт. Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик. Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм. Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия. Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.
«Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я научусь» . Китайская мудрость. Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу". Японская мудрость.
Портрет выпускника начальной школы - любознательный, интересующийся, активно познающий мир; - владеющий основами умения учиться; - любящий свой край и родную страну; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; - умеющий высказать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУ
Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться: полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю. Психолог. терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Пед . ориентир. Личностные Воспитание личности « Я сам ». «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» Регулятивные Самоорганиза - ция «Я могу» «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» Познаватель-ные Исследователь ская культура «Я учусь». «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» Коммуникативные Культура общения « Мы вместе» « Всегда на связи» «Я и Мы».
Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Личностные жизненное само- определение нравственно-этическая ориентация смысло образование нравственно-этическая ориентация Регулятивные целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий Познаватель ные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания Моделирова-ние , выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации Познаватель - ные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия Коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Эталоны сложения и вычитания Алгоритм построения отрезка данной длины: 1. Отмечаю начало отрезка. 2. Прикладываю нуль линейки к началу отрезка. 3. Провожу по линейке линию от начала до нужной отметки. 4. Обозначаю конец отрезка.
Алгоритм решения уравнений 1. Прочитать уравнение. 2. Найти части и целое (если нужно, составить схему). 3. Применить правило нахождения части и целого. 4. Выполнить действия и найти х . 5. Сделать проверку (устно или письменно).
Эталон правила нахождения части и целого: ●Чтобы найти целое, нужно части сложить. ●Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известные части. Алгоритм решения задач:
Целеполагание Отгадайте загадки: 1)Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто же это? ( Лиса. ) 2)Кручусь. Верчусь, и мне не лень вертеться даже целый день. ( Юла. ) 3)Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. ( Дятел .) 4)И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. ( Иней .) Л Ю Д И
Рефлексия ▪ Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке. ▪ А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.
оценивание Класс работал Я работал
Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
проект «Моя семья». Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели: развить творческие и коммуникативные способности ребенка; привить навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта. Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих первоклассников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получилось!
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
Проект «Живая азбука»
Проект «Цифры»
Проекты «Чудо-дерево» и «Цветы для мамы»
Проект «Ёлка из ладошек»
Роль информационных технологий Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; повышает уровень использования наглядности на уроке; способствует увеличению производительности труда учителя и учащихся на уроке.
Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения. Роль компьютера в оптимизации процесса обучения такова: формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения; повышается интенсивность обучения; достигается индивидуализация обучения.
Попутного ветра в освоении программы универсальных учебных действий!
Предварительный просмотр:
«Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности».
С введением ФГОС сменилась цель образовательной парадигмы: «Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности». Деятельностный метод обучения, составляющий основу современного образования, предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?» ) и проектировать ( «Как мне этому научиться? ). А «главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». (А. Дистервег)
Если в прошлом в стандартах акцент делался на предметные результаты, то в новых стандартах, как мы видим, выделяются три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты обучающихся – это ценностные ориентации, отражающие индивидуально – личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные компетенции, личностные качества. Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия (УУД). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Предметные результаты – это усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов. В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
- В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Осваивая личностные универсальные умения, ребёнок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живёт, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живёт в определённом обществе и умение сосуществовать в нём с другими людьми – залог полноценной жизни! В этом заключён нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества. Например, объяснять самому себе: «Что во мне хорошо, а что плохо?» (личные качества, черты характера), «Что я хочу?» (цели, мотивы), «Что я могу?» (результаты).
- В сфере регулятивных УУД учащиеся будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Школа должна научить способам преодоления жизненных проблем! Например, сейчас любую нужную нам информацию мы можем найти через Интернет и зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня – это уметь пользоваться этими сведениями! Например, с целью формирования регулятивного УУД – действия контроля, часто практикую приёмы самопроверки и взаимопроверки текста. Предлагаю учащимся тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок ( предлагаю игру: «Мы сегодня учителя!»). Для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия, коллективно составляем «Памятку» этого вида деятельности.
- В сфере познавательных УУД ученики учатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций. Ребёнок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.). Часто интерес школьника к учёбе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребёнок превращается в маленького учёного, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат! У ученика развивается способность объективно относиться к результатам своего труда! Очень помогает в исследовательской деятельности составление ребёнком портфолио. На уроках математики необходимо устанавливать логические соотношения между данными и неизвестным, создавать логическую модель, схематический рисунок или чертёж (хорошо представлены в программе Л.Г.Петерсон).
- В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Школьник учится взаимодействовать в социуме, чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также соглашаться с оппонентом. Необходимо учить выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на работе и в семье.
- Наша жизнь непредсказуема! Чтобы ребёнок не растерялся в любой ситуации, ему необходимо овладеть УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ!!! УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ необходимо для каждого ребёнка. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
К. Хаббард
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого учебного проекта лежит некая п...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний ...
презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»
В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...
Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...