Доклад на тему «Краеведение, как составная часть преподавания в школе».
учебно-методический материал (1 класс)
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kraev.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему «Краеведение, как составная часть преподавания в школе»
.
Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.
Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?
В нашей школе такие вопросы не возникают. Краеведение в нашей школе является внеурочным предметом.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям
Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — нелегко.
А ведь верно кем – то подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать краеведение.
Изучение истории родного края – это одно из новых направлений преподавания истории в школе, главная цель которого изучить и возродить традиции исторического краеведения, вызвать у учащихся всех возрастов интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу, поселку, культуре родного края, развить творческие способности учащихся.
Целями краеведческого образования являются :
- становление духовной, нравственной культуры общества и личности человека для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности;
- формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;
- изучение истории города Калининграда, Калининградской области, его искусства через судьбы знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т. д.; создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребёнка и в достижении им определённого уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры находящихся под охраной Юнеско.
- пробудждение познавательного интереса к городу и его природной среде;
- привлечение внимания учащихся к экологической проблеме края.
Задачи краеведческого образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
- Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;
- Формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;
- Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);
- Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
Возможности данного курса позволяют объяснить обучающимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
- беречь природу и окружающую среду
- сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
- беречь памятники истории и культуры.
- относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
На занятиях мы, как правило, используем три метода, для организации работы по краеведению. Это лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа обучающихся.
На уроках — лекциях мы сами рассказываем ребятам об истории края, его достопримечательностях, особенностях и специфике малой Родины. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится, поэтому на занятиях обсуждаются фото, видеоматериалы и классными руководителями проводятся экскурсии.
Учебные экскурсии являются обязательными занятиями и поэтому проверка знаний их составная часть.
Таким образом, мы считаем, что наша краеведческая работа ведется в системе, и способствует воспитанию человека-патриота.
Источники:
- Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения/ Преподавание истории в школе, 1989, N6.
2. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985.
3.Ваулина В.Д. Наш край: Калининградская область.: Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
4.Виштынецкое озеро: природа, история, экология.: научное издание/ В.В. Орленок; Калининградский государственный университет., - Калининград, Издательство КГУ, 2001.
5.Государственный Комитет по охране окружающей среды Калининградской области 1988-1998: Научное издание/ Госкомэкология РФ. – Ольштын: Варминска, 1998.
6.Заповедники и национальные парки России. – М.:ЛОГАТА, 1998.
- Морозов А.В. К вопросу о краеведении в школе. // История в школе. №6, 1989 г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе / Сост. Н.С. Борисов и др. М.: Просвещение, 2006.
Доп материал.
Содержание курса 1 класс 1 полугодие
1. Введение.
Что изучает краеведение?
2. Мой дом.
Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека.
3. Мир твоего дома.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
4. Жизнь каждого члена семьи.
Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
5. Отношения в семье.
Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
6. Моя родословная.
Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
7. Я и мое имя.
Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
8. Родная школа.
История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.
9. Трудовая жизнь в школе.
Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.
10. Составление макета «Школа - мой дом»
11. Народные праздники и обряды.
Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
12. Новый год.
Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
13. Рождественские колядки.
Праздник Рождество Христово.
.
14. Викторина «Что? Где? Когда?»
15. Мой город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...
Доклад на тему "Трудовое обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида"
Данный доклад предназначен для учителей коррекционных школ VIII вида...
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"...
Доклад на тему: «Групповые технологии на уроках в начальной школе»
«Групповые технологии на урокахв начальной школе»«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить соб...
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 4 класс, составная часть Образовательной системы "Школа 2100"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования на 2016/2017 учебный год, планируемых результатов, материально-технического обеспечения ....
Доклад на тему: «Коррекционно-развивающий компонент в преподавании предметной области «технология»»
Коррекционно-развивающий потенциал профильного трудового обучения трудно переоценить, поскольку оно является действенным средством при коррекции нарушений:- развивается мотивационно-ценностная с...