Апрельские тезисы о начальной школе.
материал

Шойдонова Цырегма Шойдоновна

Александр Асмолов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Федерального института развития образования. Апрельские тезисы о начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprelskie_tezisy_o_nach._shkole.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Асмолов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Федерального института развития образования.

Апрельские тезисы о начальной школе.

Первое. Начальная школа – это школа мотивообразования, в том числе школа развития мотивов личности к познанию и творчеству. И школа мотивообразования начинается не со школьника, не с ученика. Школа мотивообразования начинается с директора школы и с учителя школы. И сегодняшний стандарт – это прежде всего стандарт побуждения мотивации учителя к обучению. Не будет этого, ничего не получится. Поэтому школа мотивообразования – первый и важнейший момент в развитии начальной школы в новой системе координат.

Второе. Начальная школа – это школа позитивной социализации личности ребенка. Что стоит за этими словами? За ними стоит, что ключевыми установками позитивной социализации личности являются установки, направленные на приобщение, интериоризацию социокультурных образов поведения, социальных норм, социальных, пользуясь термином Александра Владимировича Запорожца, эмоций. Без этого ничего не получится. И в этом смысле слова школа позитивной социализации личности особо требует, как говорит одна из учениц В.В.Давыдова Галина Цукерман, создания установки на развитие учебной самостоятельности ребенка.

Третье. Начальная школа – это школа порождения ценностной картины мира ребенка. А тем самым мировоззренческой картины мира ребенка. И без этого, без системы ценностных и смысловых установок, рождаемых в значимой деятельности, ничего не получится. Наши дети останутся рабами вербальной жизни. И поэтому в начальной школе особенно велик риск разбиения сознания ребенка на отдельные предметы, утраты смысла ценности и целостности картины мира.

Четвертое. Начальная школа – это школа понимания, школа ценностной педагогики, школа диалога культур. Я опираюсь на идеи таких гениальных исследователей, как Михаил Бахтин и Владимир Библер.

Пятое. Начальная школа – это школа проектирования универсальных учебных действий. А что это значит? Эта идея отражена в книге, которую мы написали вместе с О.А.Карабановой и рядом наших коллег, «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли». Что стоит за идеей и программой проектирования универсальных учебных действий? Каков ее смысл? Ключевой смысл состоит в том, что формула «научить учиться» становится главной стратегией в жизни школы. Проектировать универсальные учебные действия, как нас учили Д.Б.Эльконин и П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, - это значит учить учиться. А не превращаться в репродуктивных хомяков, которые за щеками носят все знания.

Шестое. Начальная школа – это школа совместных действий ребенка со взрослым и продвинутым сверстником. Обратите внимание, не просто со взрослым, а со взрослым и продвинутым сверстником. Об этом говорил Л.С.Выготский. Отсюда вытекает, что именно совместные действия порождают образ мира в начальной жизни. Отсюда и проектирование совместных действий, в которых закладывается зона ближайшего развития (ЗБР). Без этой линии мы останемся на уровне благих помыслов. И тогда кто же учитель? Учитель начальной школы – это режиссер совместных действий. И отсюда режиссура совместных действий – это уникальная и  драматургия, и искусство, без которой мы новые стандарты не введем, а останемся людьми, идущими вперед с головой, повернутой назад.

Седьмое. Начальная школа – это школа культурно-деятельностной педагогики вариативного образования. Когда мы говорим об этом, то ставим задачу разработки программ школьного обучения и новых программ профессиональной подготовки, профессионального развития директоров и учителе начальной школы.

Восьмое. Начальная школа – это школа игровой и проективной дидактики. Тут я опираюсь полностью на тезис Д.Б.Эльконина о том, что обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры.

Девятое. Начальная школа – это жизненных задач, а не только традиционных задач, в которых все дано. Мы все время в школе даем задачи с полным набором данных. А в жизни задачи строятся по формуле «пойди туда, не знаю куда; найди то, не знаю что». В жизни задачи являются моделями неопределенных ситуаций. Вот такие задачи с дидактикой неопределенных ситуаций, с избыточными данными, с недостаточными данными и т.д. необходимы школе.

Десятое. Начальная школа – это школа диагностики развития успехов ребенка.  Начальная школа – это школа, в которой у ребенка рождается главное новообразование- вера в себя. Без веры в себя ничего не получится, и отсюда уникальная задача новых стандартов связана со смысловой ценностной установкой – порождение у детей веры в себя, в свои возможности, а не в свою беспомощность.

И наконец, начальная школа – это зона ближайшего развития российского общества, где слова «инновационное общество», «креативное общество» должны быть перестать декларациями, а должны стать делами. И тогда начальная школа, перефразируя Выготского, поведет за собой развитие общества, а не будет плестись в хвосте у развития.

Когда-то Марина Цветаева писала: «… моим стихам, как драгоценным винам, наступит свой черед…» Сегодня идеям идеологии развития ребенка, за которыми стоят и Л.С.Выготский, Ю.М.Лотман, и М.М.Бахтин, стоят те, кто создавал культуру России, наступает свой черед. Образование всегда вплетено в культуру. Напомню слова Павла Флоренского, что культура – это среда, родящая личность. Эти слова остаются абсолютно адекватными и по отношению к нашим ситуациям в начальной школе. За ними в буквальном смысле слова будущее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"

Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...

Тезисы к выступлению и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"

Тезисы к выступлению на окружной конференции и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"...

III территориальная педагогическая конференция «Педагог и ребёнок с особыми образовательными потребностями в детском саду и начальной школе: содружество, сотворчество, сотрудничество» Сборник тезисов

В сборнике представлены материалы педагогов-практиков, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе, с детьми с расстройствами аутистического спектра. Тезисы подготовили п...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...