Выступление на МО по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»
учебно-методический материал
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на ШМО | 138.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО по теме:
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах»
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации.
Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий. Согласно Концепции модернизации российского образования, одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Планируется введение обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы. Согласно новому Базисному Учебному Плану (БУП) информатика в начальной школе преподаётся в рамках предмета "Технология" в 3 - 4-х классах как модуль «Практика работы на компьютере». Поэтому понятны причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы.
Попробуем сформулировать эти причины.
Во-первых, в информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Во-вторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.
В-третьих, совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
В-четвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
И, наконец, самая главная причина заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника:
к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам.
Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.
Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.
Преимущества ИКТ перед традиционными методами обучения
Использование новых ИКТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Возможности ИКТ в начальной школе
Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим, а от всех ко всем.
Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя в школу. Ребята спрашивают: «Что будем сегодня изучать новое?» А это значит, есть учебная мотивация, развить которую важнейшая задача учителя.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Уже давно учёные установили, что люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят одновременно. Разнообразные формы наглядности позволяют организовать и предъявить теоретический материал в виде таблиц, схем, моделей, опорных конспектов, так называемых «визуализаций». Таким образом, осуществляется один из главных принципов обучения в начальной школе – принцип наглядности.
Презентационное сопровождение уроков позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности.
Применение ИКТ на уроках в начальной школе способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.
Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет большие возможности оказывать индивидуальную помощь учащимся. Детям с особенностями в развитии можно предоставить индивидуальные задания (дополнительные для сильных, с пояснениями для слабых).
С помощью мультимедийных уроков решается и задача формирования ИКТ компетенций младших школьников. При условии, что уроки с применением ИКТ проводятся регулярно, и каждый ученик класса время от времени выполняет индивидуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы можно помочь учащимся в овладении навыками работы с компьютером от манипуляции мышкой в первом классе, до создания презентаций в четвёртом классе. Одновременно идёт формирование умений и навыком межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления.
Всё выше сказанное нагляднее можно представить в виде схемы (см. прил. 1).
Реализация возможностей ИКТ
В настоящее время внедрение в образовательный процесс школы информационно-коммуникационных технологий происходит очень быстро.
Хотя ведутся многочисленные споры «за» и «против» внедрения компьютера в учебный процесс. Единства в решении этого вопроса долгое время не было и среди моих коллег.
Одни утверждают, что компьютерные технологии только усложняют организацию урока, загружают учителя, требуя от него невероятных технических знаний, огромных временных затрат.
Другие стоят на позиции, что урок с применением мультимедийных продуктов значительно стал ярче, эффективнее, более продуктивным.
Лично я - сторонница использования компьютерных технологий на уроке, хотя в зрелом возрасте осваивать новые технологии достаточно сложно, много приходится заниматься самообразованием.
Однако освоение ИКТ стало для меня необходимостью.
Современный урок должен быть интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.
А что интересно, сегодня, младшим школьникам?
В нашу жизнь все больше и больше внедряются новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока.
Одним из достоинств применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.
Возможные направления использования ИКТ
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- для объявления темы урока;
- при объяснении учителем нового материала;
- как информационно – обучающее пособие;
- при закреплении и повторении;
- для контроля знаний;
- при проведении внеклассных мероприятий.
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание тестовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде.
Виды компьютерных программ
В зависимости от дидактических целей и специфики предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ, которые возможно применять на уроках в начальной школе «рис. 1».
Рис. 1 Виды компьютерных программ
Программные средства ИКТ, используемые на уроках
Лично я лишь второй год использую в своей работе информационные технологии, и, конечно же, накопленный мною опыт совсем невелик.
Использование ИКТ стало возможным после того, как класс оборудовали компьютером и проектором. ИКТ на уроке – это … «рис. 2».
Рис. 2 ИКТ на уроках
Использование готовых программных продуктов
Использование готовых программных продуктов позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.
Использование мультимедийных программ в обучении позволяет решить такие задачи как:
- повышение мотивации к обучению;
- достижение уровня дифференциации в обучении;
- сокращение времени для отработки технических навыков учащихся;
- нетрадиционная подача материала;
- сформировать навыки самоконтроля;
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания.
Например, на уроках в начальной школе, имею возможность организовать работу учащихся, с использованием мультимедийных пособий:
а) «Уроки Кирилла и Мефодия». Мультимедийные учебники по математике, русскому языку, окружающему миру. Учебный материал подготовлен с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Занятия практически не содержат текста – многочисленные задания, которые выполняет школьник в содружестве с анимированным помощником, представлены видеоизображениями и интерактивными тренажёрами.
б) Программы из серии «Универсальный мультимедийный тренажёр» по математике и русскому языку. Мультимедийные тренажёры обеспечивают возможность тренировки ребёнка по всем изучаемым темам математики и русского языка, а также позволяют производить контроль знаний.
в) Программно-методический комплекс «Семейный наставник».
Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
г) Обучающая программа «Секреты русского языка». Учебный материал преподнесён в форме весёлых и занимательных спектаклей. Вместе с героями, ребята раскроют секреты родного языка и выучат правила в стихах, напишут диктанты и вместе разберут их. И обязательно поиграют в развивающие грамотность игры.
д) «Природа России». Диск наглядно демонстрирует биологическое разнообразие природы России. Помогает формированию у детей экологического сознания и воспитанию бережного отношения к природе. Диск включает в себя видео и аудио (голоса животных и птиц), фотоальбомы.
е) «Природа и человек», «Мир природы». Эти развивающие программы включаю в себя познавательные материалы об окружающем мире. Разделы «Проверь себя» предлагают ребенку интерактивные задания, выполняя которые он учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы.
ж) DVD диски из цикла образовательных и развлекательных программ «Уроки Тётушки Совы». «Времена года», «География для малышей», «Азбука – малышка», «Уроки осторожности» – предлагают увлекательную форму изучения предметов.
з) «Русский лес». Приглашает отправиться в путешествие по русскому лесу. Ребята познакомятся с обитателями зеленой страны, узнают о повадках зверей, чем они питаются, как охотятся, как готовят запасы на зиму и защищаются от врагов. А еще можно поиграть с лесными жителями в веселые игры!
Использование электронных презентаций
Презентация(анг.) – « представление» - это мультимедийный продукт, удобный, эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Включает все факторы, которые способны наиболее долго удерживать ребёнку информацию – динамика, звук, изображение.
Осуществляет воздействие на два важнейших органа: слух, зрение.
Преимущество презентации перед устным объяснением учителя:
- дистанционное управление – имеет возможность контролировать усвоение материала, а не вычерчивать и выписывать стоя у доски спиной к детям;
- лёгкий возврат на несколько кадров назад для повторения, систематизации знаний – на доске приходится стирать и зачастую восстанавливать запись трудно, нет времени, места;
- благоприятный эмоциональный фон, использование игровой формы работы.
Возможности презентации:
- самостоятельно скомпоновать учебный материал;
- вызывает интерес, эмоциональность, потребность в знаниях;
- смена форм деятельности;
- использование наглядности;
- создание опорных схем, таблиц для усвоения материала (печатные таблицы, выпускаемые в настоящее время, имеют очень мелкий шрифт и неудобны в использовании);
- способность визуально путешествовать.
Презентации могут быть с анимационными эффектами и без анимации.
К составлению и использованию презентаций предъявляются определённые требования (см прил. 2).
В своей работе использую презентации на всех предметах.
На уроках математики для демонстрации действий с числами, при организации устного счёта, как тренажёр для отработки навыков счёта.
На уроках русского языка для:
- организации работы по темам «Предложение», «Правописание безударных гласных», «Правописание парных согласных» и т. д;
- контроля, тестирования, как тренажёр.
На уроках чтения при знакомстве с творчеством писателя, поэта; а также очень удобно использовать презентации на обобщающих уроках. Например, по теме «Устное народное творчество», «Творчество А.С.Пушкина» и другие.
Большая коллекция презентаций в интернете по предмету «Мир вокруг нас» для 1-4 классов. Можно подобрать презентацию к уроку по любой теме и использовать полностью или частично.
Помогают презентации организовать работу и на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, музыки.
В своей практике пока в основном использую готовые презентационные работы, но и начинаю делать свои презентации, хотя опыт пока невелик.
Мною выполнена презентация к уроку «Мир вокруг нас» 1 класс по теме «Почему их так назвали» (см. прил. 3).
Использование ресурсов интернета
Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.
Интернет на уроках это:
- организация урока для повышения мотивации школьников;
- доступ ко многим образовательным ресурсам;
- увлекательное обучение (игровой момент);
- доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;
- возрастание информационной грамотности учащихся.
Все это убедило в правильности, своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет на уроках в обучении детей для достижения более ярких, значимых результатов в обучении.
Использование Интернета на уроках требует большой подготовительной работы. В первую очередь, это поиск и оценка качества предоставляемой информации в Сети. Кроме того, очень важен так называемый человеческий фактор, а попросту - желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность.
Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов, необходимо:
- исследовать сайты по интересующей тематике;
- организовать структуру обучающей деятельности таким образом, чтобы школьникам требовалось использование Интернета;
- научить пользоваться поисковой системой.
Примеры часто используемых Интернет-ресурсов (см. прил. 4).
Возможности интерактивной доски
Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.
C внедрением интерактивных технологий в учебные заведения изменилась и форма подачи материала – сегодня у преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом.
При этом все написанное на интерактивной доске передается учащимся, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии ученикам.
Более того, учебный материал, созданный во время занятия на интерактивной доске, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен. Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Требования к уроку с применением ИКТ
Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать гигиенические требования к данным урокам (см. прил. 5).
Таблица 1
Примерная структура урока с использованием ИКТ
(кроме уроков информатики)
Структурный элемент: | Время |
1. Организационный момент | 2 – 3 минуты |
2. Работа с печатными учебными материалами* | 10 – 15 минут |
3. Физкультминутка | 1 – 2 минуты |
4. Работа с компьютером* | 10 – 20 минут (в зависимости от возраста учащихся) |
5. Физкультминутка | 3 – 4 минуты |
6. Подведение итогов | 2 – 3 минуты |
* Структурные элементы 2 и 4 могут меняться местами и разбиваться на несколько частей.
В заключении хочется обобщить всё сказанное ранее и ещё раз остановиться на положительных сторонах использования ИКТ:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- рост объема выполненных на уроке заданий;
- расширение информационных потоков при использовании Internet;
- повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером;
- интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;
- этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;
- применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.
Но, наряду со всеми перечисленными плюсами, возникают различные проблемы и недостатки применения ИКТ.
- недостаточная техническая оснащённость школ;
- нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах и его не хватает для всех желающих;
- у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры (большие нагрузки учителей);
- недостаточная компьютерная грамотность учителя, отсутствие технического консультанта, который мог бы оказать помощь учителю при овладении ИКТ;
Для того чтобы решить данные проблемы я думаю необходимо:
- создание во всех школах компьютерных классов (а может быть и не одного) с достаточным количеством рабочих мест;
- оснащение необходимой техникой рабочего места каждого учителя;
- знакомство учителей с обучающими программами и их возможностями;
- продумать методы повышения мотивации у учителя к овладению ИКТ и внедрению их в профессиональную деятельность;
- систематические многоуровневые курсовые подготовки учителей.
В результате написания данной работы пришла к следующему выводу: учитывая требования времени знание и применение ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов необходимо, потому что применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Список используемой литературы
1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. 2007. № 7.
2. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. 2007. №7.
3. Галажина Е.С. Уроки русского языка с применением информационных
технологий. 1-4 классы. М.: Глобус. 2010.
4. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс. //Начальная школа. 2008. №1. с.31-33.
5. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном
процессе. //Научно-практический журнал «Завуч». 2005. № 3.
6. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. //Начальная школа. 2000. № 11.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998. с. 114 – 119.
8. Смирнова М.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы. М.: Глобус. 2008.
9. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления
младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.
10. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. 2007. № 7.
11. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Журнал «Начальная школа». 2002. № 5.
12. Аникеева С. В. Информационные технологии как способ управления познавательной деятельностью младшего школьника на уроке.- http://ito.edu.ru/2006/Rostov/.
13. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. -http://pedsovet.org/.
14. Крук Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.- http://festival.1september.ru/.
15. Лабутин В.Б. Применение информационных технологий в образовательном процессе школы.- http://www.256.ru/ .
Приложение 2
Требования к интерактивной презентации
Для определения основной задачи презентации необходимо выяснить:
- Какова конечная цель презентации
- Что представляет объект презентации
- Для какой аудитории предназначена презентация
Стиль презентации:
- Соблюдайте единый стиль оформления
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны
преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон:
- Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)
- Используйте свои фоны и цветовые схемы
Цвет:
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один
для фона, один для заголовков, один для текста
- Для фона и текста используйте контрастные цвета
Анимация:
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Содержание:
- Используйте короткие слова и предложения
- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на слайде:
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней
Шрифты:
- Для заголовков – размер не менее 24
- Для информации – размер не менее 18
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)
Способы выделения информации:
Следует использовать:
- Рамки, границы, заливку
- Разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
- Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Виды слайдов:
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды
слайдов:
- С текстом
- С таблицами
- С диаграммами
Объем информации:
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений
- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Приложение 3
Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Презентация раскроет связь между названиями ряда растений, грибов, насекомых и их особенностями.
Приложение 4
Примеры часто используемых Интернет-ресурсов
Каталог детских ресурсов KINDER.RU предоставляет более двух тысяч ссылок на сайты о детях и для детей. Авторы постарались сделать каталог простым и понятным. Каждая зарегистрированная Интернет-страничка имеет краткую характеристику. Ведется рейтинг популярности представленных сайтов. Кроме девяти тематических разделов здесь есть раздел новостей детского интернета, интерактивные игры, конкурсы, книга друзей, детский чат, форум для детей и их родителей.
Сайт, посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе. На сайте собрана Большая Библиотека Электронных Книг Для Детей (ББЭКДД). Сайт периодически обновляется, два раза в неделю выкладываются новые презентации. Спасибо авторам за создание такого прекрасного сайта.
На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых. Сказки, стихи и рассказы, помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы. В сказках, особенно в народных, очень часто встречаются непонятные слова. На этой страничке работает словарь, который поможет узнать неизвестное слово. Так же здесь можно скачать электронные детские книги.
Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
На портале можно найти разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся
использования ИКТ в учебном процессе, а также есть возможность
пообщаться с коллегами.
Здесь доступны:
- Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект.
- Библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов.
- Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе.
- Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.
5. http://school-collection.edu.ru/
На сайте представлена Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества.
Nachalka.info – виртуальная страна, жизнь в которой идет по своим особенным законам.
Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий».
Nachalka.com - сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками.
Родителям было бы интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях.
Ну а учителям можно пообщаться друг с другом на "нейтральной территории".
Детский портал «Солнышко» - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток. Проект начинался как ежемесячный виртуальный детский журнал, со временем превратился в ежедневный портал с эксклюзивным наполнением и своей целевой аудиторией.
Сайт ориентирован на три основных группы посетителей:
- на детей (игры, мультфильмы, конкурсы, детский журнал, виртуальная школа);
- на родителей (on-line консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей, обмен опытом);
- на педагогов (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки).
Сайт «Раннее развитие детей» будет полезен как для родителей, так и для учителей.
Основная часть портала - информационный сайт - разделен на несколько частей.
1. Всё о раннем развитии - название раздела говорит само за себя. Здесь размещены материалы о том, что такое "раннее развитие", какие существуют методики и направления. Что и как делать с детьми.
2. Кладовая - тоже говорящее название! Чего тут только нет! И книги для детей и родителей, и материалы для занятий (готовые пособия, игры, раскраски, картинки), и ноты, и многое другое! Самый популярный раздел – Презентации Power Point. В "Кладовой" собрана большая коллекция презентаций. Все они прошли тщательный отбор по качеству.
3. Мастерская расскажет о том, как сделать ребёнку игрушку или игру, как
изготовить предметы интерьера. Мастерская научит родителей, как
заниматься с детьми изготовлением удивительных поделок. Итак! Умелые
руки! Все сюда!
Страна Мастеров объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Сайт будет полезен учителям трудового обучении.
На учительском портале можно найти разработки уроков, презентации уроков и внеклассных мероприятий, контрольные работы, тесты, планирование, что будет неоценимой помощью учителю начальных классов в работе.
Pedsovet.su представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
Этот сайт призван оказывать различную поддержку и помощь, как начинающим педагогам, так и опытным учителям.
13. http://festival.1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «ШК
Педагогические и информационные технологии в образовании.
Ярославский институт развития образования содержит большой объем методических материалов для учителей по использованию информационных технологии в обучении, разбит по предметам.
Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.
Приложение 5
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.
За компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:
• Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 1- 4 классов должна быть не более 1 5 минут.
• С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
5. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
6. Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
7. Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий.
Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия.
Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"
Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...
Выступление на КМО учителей начальных классов по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Что такое ИКТ - технологии и каково их значение для учителя начальных классов и учеников...
Применение информационно-коммуникационных технологий на этапе рефлексии на уроке в начальной школе
В статье излагаются применяемые учителем на уроке виды рефлексии. Особенностью данной работы является сопряжение этапа рефлексии с работой учителя в младших классах и с применением информационно-комму...
Выступление на педсовете по теме: "Диалоговая компетентность в профессиональном развитии учителя начальных классов"
Данное выступление на педсовете, методобъединении учителей начальных классов по проблеме диалоговой компетентности в профессиональном развитии учителя об использовании таких форм организации учебной д...
Выступление на педсовете по теме "Использование ЭР при проведении уроков в начальных классах"
Сегодня школа изменяется во всем, она обновляется, перестраивается: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Школы поднима...
Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...
К вопросу об актуальности применения информационно-коммуникационных технологий в практике учителя начальных классов коррекционной школы
Актуальность применения ИКТ в практике учителя...