«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»
Важнейшей задачей Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий. Одним из актуальных направлений формирования УУД становится приобретение и формирование навыка к адекватной самооценке и взаимооценке, которые, в свою очередь, рассматриваются как метапредметные результаты.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rg_formirovanie_samootsenki_mladshego_shkolnika.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование самооценки младшего школьника
в условиях реализации ФГОС НОО»
Важнейшей задачей Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования является достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий. Одним из актуальных направлений формирования УУД становится приобретение и формирование навыка к адекватной самооценке и взаимооценке, которые, в свою очередь, рассматриваются как метапредметные результаты.
В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение.
Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового, необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе он будет успешным. Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил.
Значит моя задача как учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
- что нужно оценивать,
- как оценивать,
- зачем оценивать,
- какие формы оценок существуют.
Для того чтобы сформировать адекватную самооценку, необходимо научить ребёнка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения.
Процесс формирования самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:
1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;
3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;
СЛ- (цель, задачи)
К процессу формирования самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.
Самооценка формируется и развивается, если учитель и родители демонстрируют положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Учитывая вышесказанное, я определила цель своей работы: создание условий для формирования самооценки младшего школьника.
Одной из главных задач является выявление эффективных методик, формирующих самооценку и приемы работы с учащимися по развитию рефлексивной способности оценивать себя.
СЛ (Школа 2100 – обложка)
Возможные пути формирования самооценки младшего школьника я нашла в
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ), разработанной авторским коллективом УМК «Школа 2100» под руководством Данилова Дмитрия Даимовича, кандидата исторических наук, доцента.
В условиях реализации нового стандарта эта технология стала универсальной, применимой к любому учебно-методической комплекту, в основе которых лежит системно- деятельностный подход.
СЛ (осн.составляющие)
Основные составляющие технологии оценки учебных успехов представлены на слайде
Обучение самооценке организую поэтапно:
СЛ (Этапы)
В первом класс ввожу только те правила, которые являются минимальными составляющими основы технологии, а именно:
1-е правило - различение оценки и отметки;
2-е правило – самооценка. Оценку определяют учитель и ученик сообща. Для реализации этого правила обучающиеся осваивают порядок действий по самооценке.
СЛ (алгоритм)
Алгоритм самооценки вы видите на слайде.
- 3-е правило - одна учебная задача – одна оценка. Ученики привыкают оценивать каждую учебную задачу в отдельности.
Методы и приемы работы с младшими школьниками по развитию рефлексивной способности оценивать себя
Для объективного самооценивания и достижения желаемых результатов я в начале учебного года выявила уровень сформированности самооценки учащихся.
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска предлагаю использовать следующие методики (Приложение 1):
1. Диагностическая методика «Лесенка» (1-2 класс).
2. Методика А.И.Липкиной “Три оценки” (3 – 4 класс).
3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.
4. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
5. Самооценка «Опросник» – тест.
В педагогической практике представлено большое количество методик по формированию у младших школьников рефлексивной способности оценивать себя. Для формирования адекватной самооценки младших школьников можно использовать следующие формы работы
1. «Светофор».
2. «Говорящие рисунки».
3. «Лесенка успеха».
4. «Волшебные линеечки».
5. «Дерево успехов».
6. Листы индивидуальных достижений.
7. Самооценивание, на вопросах для самоанализа
Рассмотрим некоторые из них.
1) «Светофор». Методика применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагается зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, всё понял, то он на полях рисует зелёный кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения или что-то осталось не ясным, рисуется жёлтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приёмом дети могут пользоваться на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2) «Говорящие рисунки»
- «Если доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй улыбающееся лицо».
- «Если тебе на уроке было временами непросто, не всё получалось, то рисуй спокойное лицо».
- «Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо». (Приложение 1)
3) «Лесенка успеха»Н.Г. Лускановой. Методика используется с целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников. Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.
1 ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился;
2 и 3 ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме , в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4 ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
4)«Волшебные линеечки». Описаны Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи (всегда есть критерий , по которому ребёнка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предмете;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них линеечка в собственной тетради).
В первом классе оптимальным инструментом считаю оценочные линейки, на которых ученик отмечает, насколько правильно выполнил задание. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.
При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальных линеечки и вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами подписывает их: К – красота,П - правильность, А – аккуратность и т.д.
После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом и тем самым показывается динамика его развития. «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при решении уравнений», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даю советы: «Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции», «Если ты не достиг цели, то выполни задание».
5)«Дерево успехов». Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок.
6)«Прогнозирование». На уроках важно учить детей прогнозировать успешность выполнения задания. До выполнения задания дети ставят на полях знаки:! – справлюсь, !? – сомневаюсь, ? – не справлюсь.После выполнения задания, просим еще раз поставить значок.
При введении такой системы оценивания важно прислушаться к рекомендациям Г. А. Цукерман:
1. не скупитесь на похвалу;
2. хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение (давай в этом примере найдём 2 ошибки);
3. ставьте перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи.
СЛ 13 (Оценочный лист)
7) Во втором классе обучающиеся при изучении отдельной темы заполняют оценочный лист. Результаты вносятся в сводный «Листок достижений». Учителем ведется таблица требований, из которой видно, как усвоил тему весь класс и его отдельные ученики. Намечаю индивидуальную или групповую коррекционную работу.
СЛ 14 (Листок достижений)
8) Класс, в котором я работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение необходимо сделать вариативным с учетом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.
Соблюдение данных принципов способствует воспитанию таких качеств личности ребёнка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается познавательный интерес к учению.
Уделяю внимание формированию рефлексивной самооценки, т.е. знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. Учу детей фиксировать трудность и анализировать её причину. Это в итоге развивает способность оценивать себя, а значит осознанно выбирать уровень сложности заданий. «Я уверен в себе», «Я хочу сделать эти задания», «Мне это по силам», «Я постараюсь быть внимательным и решить правильно все задачи» - так обосновывают дети свой выбор сложности заданий. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволяет формировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.
Какого результата я достигаю при такой работе?
1. Подвожу ученика к предстоящей деятельности с учётом достигнутых успехов.
2. Позволяю ученику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы.
3. Активизирую внутренний потенциал ученика.
4. Формирую навыки самоконтроля и самооценки.
Ещё один плюс в том, что применяемая мной технология позволяет подготовить обучающихся к адекватному, безболезненному восприятию отметочной системы, которая вводится со второго класса.
Все это позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.
Ценность данной технологии в том, что она позволяет вести постоянный диалог с учеником. Так, при обсуждении выполненного задания предлагаю детям ответить на вопросы: «Что, на ваш взгляд, удалось?», «Что учесть на будущее?», «Что вы считаете нужным запомнить?», «За что ты себя можешь похвалить?» и т.д. Обучающимся предлагаю памятку «Рефлексия урока», представленную в приложении.
Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих, поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.
Сформированная самооценка, будет подлинным регулятором деятельности ученика в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.
Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Формирование самооценки младших школьников...
Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО
Сформированность самооценки школьника во многом определяет активность и направленность его социальной позиции, подготовлен...
Формирование УУД младших школьников условиях реализации ФГОС.
В статье я описываю свой опыт работы по формированию универсальных учебных действий в условиях реалиации ФГОС.В моей работе подробно описаны инновационные педагогические технологии, которые спос...
Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....
Формирование самооценки младших школьников условиях реализации ФГОС
Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей....
Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО
Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО...