Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС
статья
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС
Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Технологические этапы | ||
1 стадия ВЫЗОВ | 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ | 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ |
Цель: - актуализация имеющихся знаний - пробуждение интереса к получению новой информации - постановка учеником собственных целей обучения | Цель: - получение новой информации - корректировка учеником поставленных целей обучения | Цель: - размышление, рождение нового знания - постановка учеником новых целей |
Функция : Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная | Функция: Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) | Функция: Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, |
.
Технология развития критического мышления – это способ формирования умений критической оценки, осмысления, отбора и применения информации
В следующей таблице представлены методические приемы эффективные на каждой стадии:
Стадия | Возможные приемы и методы |
1. Вызов | Составление списка уже известной информации в виде: - рассказа предположения по ключевым словам - графическая систематизация в виде кластеров, таблицы - верные и неверные утверждения - перепутанные логические цепочки - пропуск информации -вопросы («Дерево целей» |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | |
2. Осмысление содержания | Методы активного чтения: - маркировка с использованием знаковой системы «+» «-» «?» «V» - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов - поиск ответов на поставленные вопросы первой части урока |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах | |
3 Рефлексия | - Заполнение кластеров, таблиц. - Установление причинно-следственных связей между блоками информации. - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Ответы на поставленные вопросы - Организация устных и письменных круглых столов - Организация различных видов дискуссий - Написание творческих работ -Исследования по отдельным вопросам темы |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах
В чем же инновационность представленной модели? Эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.
В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления...
«Игровые технологии на уроках в условиях реализации ФГОС НОО»
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни.В настоящее время школа нуждается в такой организации совей деятельности, которая обеспечила бы развитие индиви...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"
Понятие "Здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....
Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС
Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, мето...
Использование приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 2...
Мастер – класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента» с презентацией.
Прогнозируемый результат мастер-класса:- участники мастер-класса познакомятся с приёмами технологии развития критического мышления;- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приё...
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...