Рекомендации по оформлению исследовательских работ
консультация на тему
В файле представлены основные характеристики методологического аппарата исследования, даны рекомендации по оформлению работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_oformleniyu_proekta.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно - исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности
Основные характеристики методологического аппарата исследования.
Проблема исследования.
- Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?». Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.
- Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
- Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.
- Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.
Выбор и формулировка темы исследования
- Молодому ученому стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.
- Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.
- Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.
- Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие..) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения…).
Определение актуальности и новизны исследования
- Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.
- Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.
Цель исследования
- Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.
- Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»
- Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.
- Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.
Объект и предмет исследования
- Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.
- Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.
Гипотеза исследования
- Гипотеза – научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.
- Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.
- Научная гипотеза – форма научного освоения действительности.
- Рабочая гипотеза – инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании.
Задачи исследования
- Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.
- Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).
- Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».
- Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).
Теоретическая и практическая значимость исследования
- Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.
- Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.
Рекомендации и требования к содержанию работы
Работа должна быть построена по определенной структуре являющейся общепринятой для научных трудов и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения, краткая аннотация). Эти части выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.
Требования к тексту
- Существуют определенные требования к оформлению работ (ГОСТ 7.1-84, дополнения к ГОСТу от 1.07.2000).
- Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (21х29,7 см).
- Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель – «14» шрифт «Тimes New Roman»), через 1,5 интервала между строками (28-30 строк на странице) со следующими полями: левое – 30 мм; правое 10-15 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ равен пяти знакам или 12-15 мм.
- Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.
- Нумерация ставится только со второй страницы. Номер обозначается арабской цифрой.
- Каждая новая глава должна начинаться с первой страницы и непременно иметь заголовок.
- Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль.
- Формулы вписываются черной пастой (тушью) или воспроизводятся на печатном устройстве.
Титульный лист
Является первой страницей и содержит:
- название конференции и работы, населенного пункта;
- сведения об авторе (Ф.И.О. ,учебное заведение, класс);
- сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы).
Краткая аннотация
- Представляет собой краткое описание работы, проведенных исследований и полученных результатов (не более 10 строк).
- Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст краткой аннотации.
Оглавление
- Помещается после титульного листа и содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются.
- Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
- Все заголовки необходимо располагать друг под другом.
- Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе
Обосновывается:
- актуальность темы,
- цель и содержание поставленных задач,
- новизна исследования(новое видение проблемы, новые методические разработки и т.п.),
- формулируется объект и предмет исследования,
- кратко описывается состояние исследуемых факторов и явлений по литературным источникам,
- выдвигается рабочая гипотеза,
- фиксируется противоречие, устранить которое можно с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования,
- указываются методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы отработки данных,
- показывается вклад авторы в развитие научной проблемы,
- сведения из литературы должны быть изложены словами автора,
- если приводится фраза полностью, то ее необходимо взять в кавычки,
- если материалы содержат ссылки на использованные литературные источники, то в скобках указываются инициалы, фамилия автора и год издания работы, например: (Минаев А.В., Иванов В.И., Сидоров К.К., 1992) или указывается так: По мнению А.В. Минаева (1992) «---»(и приводится цитата, заключенная в кавычки),
- если смысловой нагрузки фамилия автора не несет, то в скобках указывается только фамилия и год издания (Минаев А.В., 1992),
- если идет ссылка на нескольких авторов, то они располагаются по годам издания (Минаев А.В., 1992, Федоров И.Б., 1997).
Основное содержание работы
- Подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщаются результаты.
- Раскрывается тема, достижение результатов, заданных целью.
- Подробно описываются элементы исследования (реализуя ведущий замысел, доказать или опровергнуть гипотезу).
- Дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, индукции, аналогии и т.п.)
- Основная часть работы должна делиться на подпункты, раскрывать точку зрения автора по исследуемой проблеме, творческий подход к ее решению.
- После каждой главы обязательно должны быть сформулированы выводы.
- Материалы, являющиеся второстепенными при решении научной задачи, выносятся в приложения.
- Самый экономный и наглядный способ обработки первичных данных – это сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах.
Заключение
- Кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения(выводы),содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.
- Заключение должно быть самым основательным, логическим обоснованным, соотносимым с целью, задачами, проблемами, заявленными в названии.
Список использованной литературы
- Литература располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (или названия сборников).
- Сведения о книгах должны включать:
- фамилию, инициалы автора (авторов), название,
- место издания,
- издательство и год издания,
- объем в страницах.
- Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва – М., Санк-Петербург – СПб.
- При использовании источников на иностранных языках их помещают по алфавиту после списка русских источников.
- Сведения о статье из периодической печати включают:
- фамилию, инициалы автора (авторов), название, заглавие статьи,
- наименование издания, наименование серии,
- место издания,
- издательство и год выпуска, том, номер издания (журнала),
- страницы, на которых помещена статья.
Приложения
В приложениях к работе помещаются (итоговые):
- таблицы,
- примеры расчетов,
- графики,
- протоколы испытаний,
- схемы,
- фотографии.
На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в тексте работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Презентация к родительскому собранию во 2 классе...
Рекомендации по оформлению письменных работ учащихся
Дана инструкция детям. родителям по оформлению письменных работ по русскому языку и математике....
Методические рекомендации по оформлению письменных работ
Методические рекомендации по оформлению письменных работ ...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
В данном документе собраны рекомендации по оформлению классных и контрольных работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы
В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ....
Методические рекомендации по разработке и оформлению исследовательских работ обучающихся начальной школы
Разработанное методическое пособие ставит своей целью помочь педагогам и обучающимся в организации научно-исследовательской деятельности. Оно включает в себя, подробное описание структуры работы...
Методическая разработка "Требования к оформлению исследовательской работы" (рекомендации)
Исследовательская работа представляет собой рукопись, написаннуюединолично или в соавторстве под руководством учителя с консультантамиили научными сотрудниками согласно требованиям к оформлению научны...