Рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса изобразительное искусство для 4 классов общеобразовательных учреждений Б.М. Неменского. Изобразительное искусство: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение. |
Целью прохождения настоящего курса является формирование художественной культуры учащихся как неотемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
|
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основное её содержание составляют сведения о всех основных видах пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом литературы, музыки, истории, естествознания. Для лучшего усвоенияконкретных тем уроков требуются наглядные материалы – произведения изобразительного искусства, сходные теме, которой посвящён урок. В качестве дополнительного материала используются записи отрывков нужных музыкальных произведений и стихотворные фрагменты. Методические особенности изучения предмета: Содержание курса изобразительное искусство открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.1-4 классы. «Изобразительное искусство» Москва«Просвещение». УМК состоит из:
программы под редакцией Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. 1-4 классы. Москва «Просвещение». Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г.о. Жуковский Московской обл. на изучение изобразительное искусство в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34часа в год. Часы наобучение выделены: федерального компонента учебного плана. |
Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
|
. |
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме выставки, практических и контрольных работ. |
В результате прохождения программного материала обучающийся должен: знать:
уметь:
применять на практике полученные знания и умения:
Владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориента-ционной, рефлексивной. |
Литература и средства обучения
- Основная литература
- Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс.- М.: Просвещение.
- Программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов общеобразовательных учреждений на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Рабочие программы под редакцией Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.1-4 классы. Москва«Просвещение» .
2. Дополнительная литература
- Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству.)
- Отрывки музыкальных произведений в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству.)
3. Учебные и справочные пособия.
- Горяева Н.А, Неменская Л.А. и др. «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник». Учебник 4 класс. - М.: Просвещение.
- Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» Рабочая тетрадь 4 класс. - М.: Просвещение.
4. Учебно-методическая литература.
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др.Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы. – М.: Просвещение.
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. М.:ВАКО.
5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Компьютер.
- Сканер.
- Принтер лазерный.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
1. | Истоки родного искусства | 9 | 04.09-10.11 | |
2. | Древние города нашей Земли | 7 | 13.11-12.01 | |
3. | Каждый народ — художник | 11 | 15.01-06.04 | |
4. | Искусство объединяет народы | 7 | 16.04-31.05 | |
Всего | 34ч |
Содержание
Тема 1. Истоки родного искусства (9 часов)
Элементы содержания темы.
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Практическая работа №1. Создание панно – образ традиционной русской деревни.
Тема 2. Древние города нашей Земли (7 часов)
Элементы содержания темы.
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Практическая работа №2. Макет древнего города.
Проект.(Тему проекта учащиеся выбирают самостоятельно)
Тема 3. Каждый народ — художник (11 часов)
Элементы содержания темы.
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Практическая работа №3. Панно «Праздник в Японии»
Тема 4. Искусство объединяет народы (7 часов)
Элементы содержания темы.
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Практическая работа №4. Лепка из пластилина: образ народных героев.
Поурочное планирование 4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Дата факт. |
«Истоки родного искусства» 9 часов | ||||
1. 2. | Пейзаж-родной земли. Гармония жилья и природы. | 2 | .1,2 неделя | 07.09 14.09 |
3. 4. | Красота и мудрость русской избы. | 2 | 3,4 неделя | 21.09 28.09 |
5. 6. 7. | Образ русского человека. Русская национальная одежда. Символика формы и цвета. | 3 | 5-7 неделя | 05.10 19.10 26.10 |
8. 9. | Русские народные праздники. | 2 | 8,9 неделя | 02.11 09.11 |
«Древние города нашей земли» 7 часов | ||||
10. 11. | Древнерусский город. | 2 | 10,11неделя | 16.11 Каникулы 30.10 |
12 13. | Древние соборы-храмы-памятники. | 2 | 12,13 неделя | 07.12 14.12 |
14. 15. | Узорочье теремов. Расписные интерьеры. Изразцы. | 2 | 14,15 неделя | 21.12 28.12 |
16. | Древнерусские воины-защитники. | 1 | 16 неделя | 11.12 |
«Каждый народ – художник» 11 часов | ||||
17. 18. 19. | Образ художественной культуры Древней Греции. | 3 | 17-19 неделя | 18.12 25.12 01.02 |
20. 21. 22. | Образ художественной культуры Древней Японии. | 3 | 20-22 неделя | 08.02 15.02 |
23. | Искусство народов гор и степей. | 1 | 23 неделя | |
24. 25. 26. | Образ художественной культуры Западной Европы. | 3 | 24-26 неделя | |
27. | Многообразие художественных культур в мире. | 1 | 27 неделя | |
«Искусство объединяет народы» 7 часов | ||||
28. 29. | Все народы воспевают материнство. | 2 | 28,29 неделя | |
30. | Мудрость старости. | 1 | 30 неделя | |
31. | Искусство всех народов объединяет людей и в радости, и в горе. | 1 | 31 неделя | |
32. 33. | Борцы за свободу и справедливость. | 2 | 32,33 неделя | |
34. | Искусство народов мира. | 1 | 34 неделя |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания №1
ШМО учителей начальных классов
От ______________.
_____________(Рамина Е.Е.)
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УМР
______________(Фокина Е.В.)
______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...