Рабочая программа 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением предметов
музыкально-эстетического цикла
г. о. Жуковский
Утверждаю: Директор МОУ СОШ №6
__________________ (Селезнев К. Н.)
____________________________(дата)
М. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Новикова Марина Евгеньевна,
учитель высшей категории.
2019 г
Рабочая программа
учебного предмета « Изобразительное искусство»
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
- развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
- воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
- создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся научатся:
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся смогут научиться:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
- использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
- моделировать предметы бытового окружения человека;
- применить навыки несложных зарисовок с натуры;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
- сформулировать замысел;
- построить несложную композицию;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- анализировать результаты сравнения;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
- передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
- (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Место курса в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов. во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Литература
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2013
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012
2 класс (34 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата предполаг. | Дата фактич. |
1 | Чем и как работают художники | 8 | 1-8 нед. | |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 9-15 нед | |
3 | О чём говорит искусство | 11 | 16-26 нед. | |
4 | Как говорит искусство | 8 | 27-34 нед. | |
Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Тема урока уроков | Количество часов часов | Дата предпол. прпрепредполагаемая | Дата фактическая |
Чем и как работают художники 8 часов У художники | ||||
1 | Три основные краски, Строящие многоцветие мира. Рисуем радугу.
| 1 | 06.09 | |
2 | Пять красок -все богатство цвета и тона. Изображение природной стихий: гроза, дождь, солнце. | 1 | 13.09 |
.
3 | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Изображение осеннего леса. | 1 | 20.09 | |
4 | Выразительные возможности аппликации. Коврик на тему опавшей листвы. | 1 | 27.09 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. | 1 | 04.10 |
.
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных родного края по памяти и впечатле-ниям. | 1 | 1810 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка для вылепленных зверей. | 1 | 25.10 | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Изображение ночного праздничного города. | 1 | 01.11 |
Реальность и фантазия 7 часов .
9 | Изображение и реальность. Изображение животных по памяти. | 1 | 08.11 | |
10 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц. | 1 | 15.11 | |
11 | Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. | 1 | 29.11 | |
12 | Украшение и фантазия. Украшение заданной формы. | 1 | 06.12 |
.
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира: медузы, водоросли.. | 1 | 13.12 | |
14 | Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий, конструкций фантастического города. | 1 | 20.12 | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Конструирование и украшение ёлочных игрушек. | 1 | 27.12 |
О чём говорит искусство 11 часов .
16 | Выражение характера изображаемых животных. Изображение стремительных, весёлых животных. | 1 | 10.01 | |
17 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Изображение доброго и злого героя. | 1 | 17.01 | |
18 i | Выражение характера человека в изображении; женский образ. Изображение противоположных по характеру сказочных образов. | 1 | 24.01 |
19 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | 1 | 31.01 | |
20 | Изображение природы в разных состояниях. Море ласковое нежное, бурное, тревожное. | 1 | 07.02 | |
21 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения. Богатырские доспехи, кокошники. | 1 | 14.02 | |
22 | Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов». | 1 | 28.02 |
.
23 – 24 | Образ здания и его назначение | 2 | 07.03 | |
25 - 26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение | 2 | 14.03 | |
Как говорит искусство 8 часов | ||||
27 | Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | 21.03 | |
28 | Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета. Изображение весенней земли. | 1 | 28.03 | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьёв. | 1 | 04.04 |
.
30 | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером и настроением. | 1 | 18.04 | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. Изображение летящих птиц. | 1 | 25.04 | |
32 | Пропорции выражают характер. Конструирование птиц с разным характером. | 1 | 16.05 | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности. | 1 | 23.05 | |
34 | Обобщающий урок года. | 1 | 30.05 |
«Согласовано» «Согласовано»
Протокол заседания Зам. директора по УМР методического объединения
от__.__.20__г. №__ __________/Фокина Е.В./
______________/Рамина Е.Е./ __.__.20__ год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...