Рабочая программа 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Новикова Марина Евгеньевна

Рабочая программа 2 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pr.zip501.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением предметов

музыкально-эстетического цикла

г. о. Жуковский

                                                                                        Утверждаю:                                                                                                                                                                                                  Директор МОУ СОШ  №6

                                                                                                                                                 

     __________________ (Селезнев К. Н.)

____________________________(дата)

                                                                                                                                                 М. П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

(базовый уровень)

2 класс

Составитель: Новикова Марина Евгеньевна,

учитель высшей категории.

2019 г

Рабочая программа

учебного предмета « Изобразительное искусство»

2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.

Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.

Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

  • развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
  • воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
  • создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень) Учащиеся  научатся:

  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

•        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Требования к уровню подготовки учащихся  смогут научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
  • использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
  • моделировать предметы бытового окружения человека;
  • применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
  • сформулировать замысел;
  • построить несложную композицию;
  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • анализировать результаты сравнения;
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
  • передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
  • (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Место курса в учебном плане

Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 135 часов. во 2 – 4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Литература

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2013
  2. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012

2 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата предполаг.

Дата фактич.

1

Чем и как работают художники

8

1-8 нед.

2

Реальность и фантазия

7

9-15 нед

3

О чём говорит искусство

11

16-26 нед.

4

Как говорит искусство

8

27-34 нед.

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Тема урока

уроков

Количество часов

часов

Дата предпол.

 прпрепредполагаемая

Дата фактическая

Чем и как работают художники  8 часов

У

художники

1

Три основные краски,

Строящие многоцветие

мира. Рисуем радугу.

        

1

06.09

2

Пять красок -все богатство цвета и тона.

Изображение природной стихий: гроза, дождь, солнце.

1

13.09

.

3

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.

Изображение осеннего леса.

1

20.09

4

Выразительные возможности аппликации. Коврик  на тему опавшей листвы.

1

27.09

5

Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса.

1

04.10

.

6

Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных родного края по памяти и впечатле-ниям.

1

1810

7

Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка для вылепленных зверей.

1

25.10

8

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Изображение ночного праздничного города.

1

01.11

        Реальность и фантазия 7 часов        .

9

Изображение и реальность. Изображение животных по памяти.

1

08.11

10

Изображение и фантазия. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц.

1

15.11

11

Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев.

1

29.11

12

Украшение и фантазия.

Украшение заданной формы.

1

06.12

.

13

Постройка и реальность.

Конструирование из бумаги подводного мира: медузы, водоросли..

1

13.12

14

Постройка и фантазия.

Создание макетов фантастических зданий, конструкций фантастического города.

1

20.12

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Конструирование и украшение ёлочных игрушек.

1

27.12

        О чём говорит искусство 11 часов        .

16

Выражение характера изображаемых животных.

Изображение стремительных, весёлых животных.

1

10.01

17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Изображение доброго и злого героя.

1

17.01

18

i

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

Изображение противоположных по характеру сказочных образов.

1

24.01

19

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

1

31.01

20

Изображение природы в разных состояниях.

Море ласковое нежное, бурное, тревожное.

1

07.02

21

Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения. Богатырские доспехи, кокошники.

1

14.02

22

Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов».

1

28.02

.

23 –

24

Образ здания и его назначение

2

07.03

25 - 26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

2

14.03

Как говорит искусство 8 часов

27

Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. Борьба тёплого и холодного.

1

21.03

28

Цвет как средство выражения:

«тихие» («глухие») и «звонкие»

цвета. Изображение весенней земли.

1

28.03

29

Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьёв.

1

04.04

.

30

Линия как средство выражения: характер линий.

Изображение ветки с характером и настроением.

1

18.04

31

Ритм пятен как средство выражения. Изображение летящих птиц.

1

25.04

32

Пропорции выражают

характер. Конструирование птиц с разным характером.

1

16.05

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности.

1

23.05

34

Обобщающий урок года.

1

30.05

«Согласовано»                                                                                        «Согласовано»                                                                           

Протокол  заседания                                                                               Зам. директора   по УМР                                                                                                                                         методического объединения                                                  

от__.__.20__г. №__                                                                                  __________/Фокина Е.В./                                                                            

______________/Рамина Е.Е./                                                                  __.__.20__ год

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...