Школьные исследовательские проекты с использованием сети Интернет
учебно-методический материал
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района
Белгородской области»
Школьные исследовательские проекты с использованием сети Интернет (Мастер-класс)
Подготовила: Шумай
Инна Ильинична,
учитель начальных
классов
2019
Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека.
Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся - одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе — наличие у них потребности узнавать новое. Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на многих уроках в начальных классах происходит постепенно. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
Одним из методов современного преподавания является создание мультимедийных проектов с использованием средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Необходимо планировать свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбирать темы, при изучении которых Интернет ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения, и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект.
Находить самые лучшие ресурсы и составляю список Web- сайтов, с которыми учащимся необходимо познакомиться, выполняя задание учителя.
Объяснять определенную тему, давать задание школьникам. Для его выполнения необходимо познакомиться с Интернет - ресурсами. Предварительно определять сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа учеников). Очень важно, чтобы найденная в сети информация отсутствовала в учебниках.
Школьники публично представляют выполненные задания либо в электронном виде отправляются для проверки.
Следует помнить, что выбор формы продукта проектной деятельности –важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
При оценивании исследовательских работ учащихся начальных классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- Использование в работе известных результатов, фактов, знаний внешкольной программы.
- Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
- Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
- Работа должна содержать собственные выводы автора.
- Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
- Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала, оригинальность подхода.
- В работе должен использоваться демонстрационный материал.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Он способствует реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
В ходе исследовательской деятельности нужно готовить детей к жизни, чтобы все знания, которые они получают, пригодились ученикам. И считаю метод проектов универсальным средством развития человека.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:
Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Для направления деятельности учеников разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю:
-Выбери тему исследования
-Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
-Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
-Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
-Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
-Сделай выводы.
-Оформи результаты своей работы.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Использованная литература:
1.Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.
4.Белобородов Н.В. Социально-творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/22/picture-45337-1503366824.jpg)
Конспект занятия кружка "Умники и умницы" с использованием сети Интернет и цифрового микроскопа
На занятии кружка рассмотрена возможность применения цифрового микроскопа по изучению окружающего мира по теме "Кладовая витаминов"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-416838-1394374978.jpg)
советы родителям по использованию сети интернет
Эти советы помогут родителям научить своих детей пользоваться интернетом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-295289-1379000675.jpg)
Преимущества и безопасность использования сети интернет для детей.
Цель:ознакомить с основными правилами пользования интернета; расширить представление детей об интернете; формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение; сфор...
Безопасное использование сети Интернет
Беседа для родителей учащихся начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-792796-1464099873.jpg)
Школьный исследовательский проект "Лошади алтайской породы"
Проект рассказывает о лошадях алтайской породы, месте их обитания, дает краткую характеристику...
Использование сети Интернет для повышения мотивации изучения предмета посредством дистанционных олимпиад и конкурсов
Образовательные стандарты второго поколения ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий. Новые социальные запросы определяют цели образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/05/picture-1292284-1636145151.jpg)
«Безопасное использование сети Интернет
С 13 по 17 апреля прошло мероприятие в рамках недели безопасного интернета всех участников образовательного процесса «Безопасность в глобальной сети». Учащиеся с родителями и с педаг...