ПК 4.4
методическая разработка
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие коммуникативных УУД в коллективной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира»
(по материалам выпускной квалификационной работы)
Бархатова Анна Николаевна
Научный руководитель - Городцова Е.С., преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории
Профессии в мире развиваются с каждым днем, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы [1].
В последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Другими словами, среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.
Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе»
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка .
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
-овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные умения - это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности .
Из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков и коммуникативных универсальных учебных действий, является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.
Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова ).
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Для решения этой задачи используются технологии организации группового взаимодействия. Младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка имеет содействие и сотрудничество, они выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения в классе строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.
Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповую работу с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов; соревнования команд и др.
Работа в группе помогает первокласснику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению
Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Окружающий мир». Третьи можно проводить как самостоятельные занятия.
В таблице представлен алгоритм работы группы, а также описаны возможные действия учащихся в ходе групповой работы и формируемые коммуникативные умения.
Таблица
Алгоритм оценивания работы в группе. После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?
5. Кто организовывал работу группы?
6. Кто предложил основную идею, решение задачи?
7. Были ли спорные мнения?
8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?
9. Это было сделано корректно?
10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?
Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Заключение
Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
- В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
- Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир» реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
- Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.
Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.
Предварительный просмотр:
Тезис к выступлению по итогам обобщения
педагогического опыта образовательного учреждения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Нязепетровска» Челябинской области.
Методическая служба в школе представлена методическим объединением учителей предметников и методическим советом.
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных и родственных дисциплин. В состав методического объединения классных руководителей входят все классные руководители.
Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач, и утверждается приказом директора Школы. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором по представлению методического совета Школы. Методические объединения подчиняются непосредственно заместителю директора по учебно-методической работе.
Членами Методического совета являются учителя из числа наиболее опытных и творчески работающих педагогов, которые избираются на Педагогическом совете. В состав Методического совета входят руководители методических объединений, заместители директора образовательного учреждения. Состав Методического совета утверждается приказом директора образовательного учреждения. Руководителем Методического совета является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который назначается приказом директора школы.
Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса.
Методическое объединение:
- Изучает нормативную и методическую документацию по вопросам образования;
- Осуществляет отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости; утверждает индивидуальные планы работы по предмету;
- Анализирует программы элективных курсов, авторские программы и методики;
- анализирует учебные возможности учеников, результаты образовательного процесса, в том числе внеучебной работы по предмету;
- обеспечивает образовательный процесс необходимыми программно-методическими комплексами;
- планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам;
- организует работу методических семинаров и других форм методической работы;
- анализирует и планирует оснащение предметных кабинетов;
- согласовывает материалы для промежуточной аттестации учащихся;
- согласовывает (в случае необходимости) требования к содержанию и минимальному объему учебных курсов, предметов к результатам обученности учащихся;
- проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;
- изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;
- организует внеклассную деятельность учащихся по предмету;
- принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;
- организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;
- рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;
- организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;
- разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение.
Методический совет призван координировать и стимулировать деятельность школьных методических объединений учителей, творчески работающих педагогов, направленную на разработку и совершенствование методического объединения, образовательного процесса и инновационной деятельности.
Основными формами работы методической службы являются:
- Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
- «Круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.;
- Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
- Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
- Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, передового педагогического опыта;
- Проведение предметных недель и методических дней;
- Взаимопосещение уроков.
Самым надежным способом преодоления профессиональных затруднений и повышения квалификации учителя является организация научно-методической работы в школе, направленная на профессиональный рост учителя и совершенствование организации образовательного процесса.
Для оказания действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического и практического уровня и педагогической квалификации научно-методическая работа осуществляется в двух направлениях:
- обучение учителя: консультации, теоретические семинары, семинары-практикумы, участие в работе творческих групп;
- распространение опыта работы учителя: районные, школьные семинары, конкурсы, открытые уроки, научно-методический совет, педсовет, издание методических разработок, выпуск методических бюллетеней, разработка личных Интернет-сайтов учителей.
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
Анализ методической работы ведется по плану: статистика педкадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям; обеспеченность школы педкадрами; анализ работы методсовета, предметных методических объединений, творческих лабораторий и других форм, направленных на повышение квалификации педкадров; актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы; итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.