ПК 4.4.
статья
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shamsutdinova_yuliya45_.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Шамсутдинова Юлия, руководитель Е.С. Городцова
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
yulya.shamsutdinova.1998@bk.ru
8-951-776-37-30
В данной статье рассматривается проблема ценностного отношения культуре родного края у младших школьников. У ребенка в младшем школьном возрасте происходит активное освоение окружающего мира, формируются особенности поведения и закладываются предпосылки для развития патриотических чувств, несформированность которых в дальнейшем может привести к деградации личности, потере исторических ценностей, возникновению межнациональных конфликтов. несмотря на плодотворность использования средств народных промыслов в воспитании и образовании, следует отметить, что не разработана целостная система развития ценностных отношений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: ценностное отношение, народные промыслы, духовно-нравственное развитие.
Периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. И ныне, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции народной культуры и искусства, ибо отрыв образования и воспитания от национальной культуры, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма. Только обогатившись духовностью, познав язык, обычаи, искусство и ценности культурно-исторических традиций своего народа, человек сможет оценить общечеловеческие ценности и духовные достижения других народов. Это значит, что в современном образовательном процессе должны использоваться эффективные формы и методы для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования. [1]
Развитию у школьников способности эстетически видеть окружающий мир во многом способствуют народные промыслы.
В педагогических исследованиях народные промыслы рассматриваются как средство эстетического и профессионального становления, формирования художественной культуры, разностороннего развития школьников, их подготовки к основам творческого труда, развития творческих способностей. [2]
Несмотря на плодотворность использования средств народных промыслов в воспитании и образовании, следует отметить, что не разработана целостная система художественно-эстетического воспитания и развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из выше сказанного, мы решили разработать свою программу внеурочной деятельности, которая могла бы реализовать задачи Программы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников с использованием традиций и достижений культуры своего региона.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Народные промыслы Урала» состоит в том, что главной задачей современного образования, является воспитание нравственных качеств, любви к своей Родине и своей культуре. Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Однако, идеал «гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» не в полной мере совпадает с реальным образом современного школьника. Многие дети не знают истории и культуры своего народа и не интересуются ей.
Младший школьный возраст – благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре. Содержание данной программы предполагает формирование у детей младшего школьного возраста картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. [3]
Новизна программы состоит в том, что она нацелена в первую очередь на художественно-эстетическое развитие младших школьников, на освоение техник уральских мастеров, а также в ней использован интегрированных подход в проведении внеурочных занятий.
Программа «Народные промыслы Урала» разработана на основе интеграции с такими предметами как изобразительное искусство и технология. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства и предметных умений.
Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно-ориентированный подход (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка); [4]
Цель данной программы - формирование ценностного отношения к культуре родного края.
Данная программа содержит 4 раздела, в конце каждого раздела учащиеся познакомятся с народными промыслами родного края, изготовят подобные изделия. Первый раздел - «Народные промыслы» России, второй раздел - «Народные промыслы» Курганской области, третий раздел - «Народные промыслы» Свердловской области, четвертый раздел- «Народные промыслы» Челябинской области.
Программа реализует художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности и предполагает использование проблемно-ценностного общения на занятиях.
В период Преддипломной практики мы планируем изучить с учащимися 3 класса раздел «Народные промыслы Челябинской области» (См. Приложение 1).
В ходе реализации программы «Народные промыслы Урала» раздел «Народные промыслы Челябинской области» мы планируем экскурсию в музей Каслинского литья г.Касли. В ходе поездки учащиеся познакомятся с историей народного промысла и особенностями работы мастеров. После того, как дети познакомятся с промыслом своего района, мы планируем выполнить творческий проект « Народные промыслы моей малой родины» , в котором ученики расскажут об участии своей семьи в истории промысла «Каслинское литье», расскажут о своих впечатлениях и напишут сочинение по заданной теме. В завершении курса программы внеурочной деятельности мы планируем провести выставку-встречу с мастерами народных промыслов с. Тюбук. Дети познакомятся в работами мастеров села, а также покажут чему научились входе реализации программы «Народные промыслы Урала» раздел «Народные промыслы Челябинской области».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Теоретические основы эстетического воспитания. // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://studfiles.net/preview/5373562/
- Роль народных промыслов в эстетическом воспитании // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://studbooks.net/1952503/pedagogika/rol_narodnyh_promyslov_esteticheskom_vospitanii_shkolnikov
- Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Народные промыслы России» // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://урок.рф/library/rabochaya_programma_vneurochnoj_deyatelnosti_narodni_065929.html
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Приложение 1
Технологическая карта практической деятельности в опытно - экспериментальной работе
Срок опытно-экспериментальной работы : « 8 » апреля - « 11 » мая 2019 г.
№ п/п | Дата занятия | Тема занятия | Задача занятия по практической части ВКР | Методическое средство практической деятельности на занятии (задание, упражнение, игра, карточки, диалоги, творческая работа) | Этап апробации. Средство выявления показателей апробации |
1. | 9.04. 2019 | «Народные промыслы малой Родины» (вводное занятие) | Проведение констатирующего этапа диагностики, формирование интереса к культуре родного края | Анкета, тесты. Путешествие по городам Челябинской области, которые известны своими промыслами, знакомство с народным творчеством | Констатирующий Тест по технологии на знание основ декоративно-прикладного искусства за 2 класс Анкета на выявление эмоционально-ценностного отношения младших школьников к материальной народной культуре Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?» |
2. | 11.04. 2019 | Златоустовская гравюра Изготовление картины «Пейзаж» | Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству мастеров Урала. | Рассказ учителя Анализ образцов изделия Пед. показ, практическая работа Творческая работа — изготовление пейзажа по мотивам Златоустовской гравюры (гуашь) | Формирующий Наблюдение Рефлексия Выставка, анализ работ учащихся |
3. | 16.04. 2019 | Кузнечное дело Изготовление цветка в технике «работа с фольгой» | Освоение техники «работа с фольгой и проволокой» Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству мастеров Урала. | Рассказ учителя Анализ образцов изделия Практическая работа Творческая работа «Изготовление цветка» в технике «работа с фольгой и проволокой» | Формирующий Наблюдение Рефлексия Анализ работ учащихся |
4. | 18.04. 2019 | Кузнечное дело Изготовление общего букета цветов из фольги | Развитие коммуникативных качеств Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству | Коллективная творческая работа в технике «работа с фольгой и проволокой» Викторина | Формирующий Наблюдение Рефлексия Анализ работ учащихся |
5. | 23.04. 2019 | Фарфор Изготовление макетов посуды в технике «работа с пластилином- пластилиновая живопись» | Освоение техники «пластилиновая живопись» Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству | Рассказ учителя Анализ образцов изделия Практическая работа Творческая работа: «Создай свой узор» Коллективная работа «Фарфоровый сервиз» | Формирующий Наблюдение Рефлексия Выставка, анализ работ учащихся |
6. | 28.04. 2019 | Каслинское литье. Изготовление фигуры коня в технике «работа с соленым тестом». | Развитие творческих способностей, интереса к народному творчеству мастеров Урала. Освоение техники «работа с соленым тестом» | Рассказ учителя Анализ образцов изделия Практическая работа с элементами творчества | Формирующий Наблюдение Рефлексия Анализ работ учащихся |
7. | 30.04. 2019 | Каслинское литье Экскуксия в музей г. Касли | Познакомить с историей Каслинского литья, традициями каслинских мастеров | Рассказ экскурсовода Знакомство с изделиями каслинских мастеров, их достижениями Сочинение на тему «Каслинское литье». | Формирующий Наблюдение Рефлексия Анализ работ учащихся |
8 | 2.05. 2019 | Выставка-встреча «Народные промыслы малой Родины» | Проведение контрольного этапа диагностики Выявить уровень заинтересованности детей Выявить уровень ценностного отношения | Организация выставки Творческая работа Коллективная работа Встреча с мастерами народных промыслов с.Тюбук. | Контрольный Анкета на выявление эмоционально-ценностного отношения младших школьников к материальной народной культуре Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?» |