ПК 4.3.
методическая разработка

Шамсутдинова Юлия Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Значение игры в обучении.

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

 В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

ОС «Школа России»

Фрагмент конспекта урока по литературному чтению, 2 класс «Носов Н.Н. «Живая шляпа»»

« Собери пословицу, подумай, какая из них подходит к рассказу. Аргументируйте свой ответ.

Стоит трусость, храбрость бежит;

Глаза, у, страха, велики;

И, пенёк, трусливому, зайке, волк.

(храбрость стоит, трусость бежит; у страха глаза велики; трусливому зайке и пенёк волк. Храбрость стоит, трусость бежит, я думаю, что данная пословица подходит к рассказу, так как храбрость осталась, то есть мальчики остались, они показали, что они храбрые)».

ОС « Школа России»

Фрагмент конспекта урока по изобразительному искусству, 1 класс «Узоры на крыльях».

«- Отгадайте, загадку. И вы сразу догадаетесь, о чем сегодня мы поведем речь, и кого будем изображать:

«Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел».

О ком говорится в загадке? ( - о бабочке)

– Правильно, это бабочка.

– Сегодня мы с вами поговорим о том, как много разных бабочек существует в нашей природе, увидим, какие у всех разные и красивые крылья и сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми узорами на крыльях. В конце урока у нас получатся красивые панно, которым нужно будет придумать название».



Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

• по уровню интеллектуального развития;

• по типу мышления;

• по темпераменту;

• по интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

  1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.
  2.  Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.
  3.  Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

  1. Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

ОС «Школа России»

Фрагмент урока по окружающему миру 1 класс

Тема: «Что у нас под ногами?»

Индивидуальная работа

Сейчас посмотрим, как вы усвоили материал. Я раздам вам карточки , ваша задача выполнить задание.

Карточки с разным уровнем сложности.

1 карточка –  Чем различаются камни? Перечисли названия всех изученных камней, если знаете, допиши еще названия различных камней. Выбери понравившийся камень и постарайтесь его изобразить.

2 карточка. Чем различаются камни? Перечисли названия изученных камней на уроке, а также  охарактеризуй их  и напиши  применение в жизни. Изобразить все камни.  

Поднимите руку кому не понятно задание.

Давайте сделаем вывод: Камни вокруг нас разнообразны. Они различаются по форме, размерам, цвету. Среди камней есть гранит, кремень, известняк.



Предварительный просмотр:

Педагогическая технология С.Н. Лысенковой

«Опережающее обучение»

Согласно теории С. Н. Лысенковой, основами опережающего обучения являются с одной стороны комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи учитель – ученик, экономии времени на уроке, воспитание самостоятельности, внимание, умение сосредотачиваться, с другой стороны – опоры и опорные схемы, позволяющие включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

Рассмотрим подробнее технологию опережающего обучения.

Концептуальные положения ее технологии:

– личностный подход в педагогике сотрудничества;

– успех - главное условие развития детей в обучении;

– комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

– предупреждение ошибок, а не работа над ними;

– последовательность, системность содержания учебного материала;

– дифференциация, доступность задания для каждого;

– к полной самостоятельности - постепенно;

– через знающего ученика учить незнающего.

Основными целями методики являются:

- усвоение знаний, умений и навыков; ориентир на стандарты.

- успешное обучение всех учеников.

Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:

  • комментируемое управление учением
  • опорные схемы
  • перспективная подготовка учащихся

ОС «Школа России».

Фрагмент урока русского языка «Неопределенная форма глагола»

Фронтальная форма работы

Посмотрите внимательно на эту схему.

- Какой вывод вы можете сделать?

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     

-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

-От какого слова мы образовали все эти формы?

Какой вывод можно сделать?

Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола .

(Появляется первая часть схемы)

Н.Ф.= неопр. ф.

(Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица -  производителя действия).

 Обратите внимание на следующие строки из данного стихотворения:

Если взять все эти лужи

И соединить в одну…

Какие  слова здесь стоят в неопределенной, т. е. начальной форме?

На какой вопрос они  отвечают?). Вывод.

(появляется 2 часть схемы)

Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы

что делать? /что сделать?

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

Посмотрите на все глаголы в неопределенной форме, на что они оканчиваются?

Лаять, взять, соединить, нести, унести, печь, испечь). Вывод.

( появляется 3 часть схемы)

               Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

- А теперь, откройте учебники на странице 106.  И прочитайте правило в рамке. Все ли отражено  у нас на схеме?


Кто попытается рассказать правило, пользуясь только схемой на доске?