ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk.pdf | 286 КБ |
umk_shkola_rossii.pptx | 1.09 МБ |
umk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola.pptx | 742.37 КБ |
rabochaya_programma_vd_narodnye_promysly_urala.docx | 412.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Содержательные линии индивидуального развития: формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности; воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности; формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства; социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
Основные принципы концепции УМК «Перспективная начальная школа » Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования) Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Типические свойства УМК «Перспективная начальн ая школа» Комплектность Инструментальность Интерактивность Интеграция
Отличительные особенности УМК «Перспективная начальная школа» максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.
Основные особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Межпредметные связи: 2 часть русского языка включает в себя ряд словарей для использования на всех предметах. Занятия в форме заседания клуба. Задания направлены на самостоятельную деятельность ученика.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа» УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Каждое методическое пособие состоит из двух частей: Теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации. Непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.
УМК «Перспективная начальная школа» включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. Математика. Автор: Чекин А.Л. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Учреждение «Тюбукская СОШ № 3»
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по воспитательной работе
___________
УТВЕРЖДЕНО
Директором Чернышевой И.И.
__________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Народные промыслы Урала»
Направление: общекультурное
Вид: художественное творчество Возраст: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Составители: Шамсутдинова Ю.С.,
Городцова Елена Сергеевна
Челябинск, 2019
Пояснительная записка
Программа «Народные промыслы Урала» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- закона «Об образовании»;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:
- методических рекомендаций «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях;
В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены задачи воспитания:
- развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей детей;
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт личности, своей индивидуальности;
- знакомство с творчеством народных умельцев.
Актуальность программы состоит в том, что главной задачей современного образования, является воспитание нравственных качеств, любви к своей Родине и своей культуре. Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края.
Младший школьный возраст – благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре. Содержание данной программы предполагает формирование у детей младшего школьного возраста картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению изделий по мотивам народных мастеров (повторение). Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества.
Новизна программы – состоит в том, что нацелена в первую очередь на художественно-эстетическое развитие младших школьников, на освоение техник уральских мастеров, а также в ней использован интегрированных подход в проведении внеурочных занятий.
Программа «Народные промыслы Урала» разработана на основе интеграции с такими предметами как изобразительное искусство и технология. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства и предметных умений.
Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно-ориентированный подход (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка);
Цель программы - формирование ценностного отношения к культуре родного края.
Задачи:
Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства;
- Формировать в сознании и чувствах ребят социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и ценностного отношения к культурному и историческому прошлому России и её традициям;
- Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов;
- Содействовать воспитанию личности на основе духовных ценностей средствами декоративно - прикладного искусства и народных традиций;
Программа реализует художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности и предполагает использование проблемно-ценностного общения на занятиях.
Настоящая программа рассчитана на год занятий, объем – 34 ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий с младшими школьниками (в расчете 1 ч в неделю).
Предусмотренные программой занятия проводятся в 3 классе.
Формы проведения занятий:
- творческие формы работы;
- индивидуальные, групповые формы работы;
- праздники;
- выставки;
- занятие – сказка;
- занятие- путешествие.
Учебно-тематическое планирование учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе | Формы | |||
Прак. Технология | Прак. Изо | ||||||
Раздел 1 «Народные промыслы» России. (9 ч) | |||||||
1. | «Народные промыслы» России. | 1 | 1 | Демонстрация | |||
2. | Дымковская игрушка | 2 | 1 | 1 | Занятие- путешествие | ||
3. | Вятские кружева | 1 | 1 | - | Коллективная работа | ||
4. | Народный узор в украшении посуды | 1 | - | 1 | Творческая работа | ||
5. | Филимоновская игрушка | 2 | 1 | 1 | Занятие -путешествие | ||
6. | Роспись Жостово | 1 | - | 1 | Индивидуально-коллективная форма работы | ||
7. | Выставка работ « Юные народные мастера» | 1 | 1 | Коллективная творческая работа
| |||
Раздел 2 «Народные промыслы» Курганской области.(9 ч) | |||||||
8. | «Народные промыслы» Курганской области. | 1 | 1 | Демонстрация | |||
9. | Изготовление валенок | 2 | 2 | - | Занятие -путешествие | ||
10. | Изделия из бересты | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа | ||
11. | Керамика | 2 | 1 | 1 | Работа в паре Творческая работа | ||
12. | Роспись елочных игрушек | 1 | - | 1 | Занятие – сказка | ||
13. | Выставка работ «Чему мы научились» | 1 | 1 | Коллективная творческая работа | |||
Раздел 3 «Народные промыслы» Челябинской области (9 ч) | |||||||
14. | «Народные промыслы» Челябинской области | 1 | 1 | Демонстрация | |||
15. | Каслинское литье | 2 | 1 | 1 | Занятие - путешествие | ||
16. | Златоустовская гравюра | 2 | 1 | 1 | Выставка Творческая работа | ||
17. | Кузнечное дело | 1 | 1 | - | Творческая работа | ||
18. | Фарфор | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа Творческая работа | ||
19. | Выставка работ «Родной край» | 1 | 1 | Коллективная творческая работа | |||
Раздел 4 «Народные промыслы» Свердловской области. (9 ч) | |||||||
20. | «Народные промыслы» Свердловской области. | 1 | 1 | Демонстрация | |||
21. | Производство самоваров | 1 | - | 1 | Творческая работа | ||
22. | Сундучный промысел | 2 | 1 | 1 | Занятие -сказка | ||
23. | Бурачный промысел | 2 | 1 | 1 | Коллективная творческая работа | ||
24. | Производство фарфора | 2 | 1 | 1 | Коллективная Творческая работа | ||
25. | Выставка работ « Народные умельцы» | 1 | 1 | Коллективная творческая работа | |||
26. | Итого | 36 | 22 14 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1 «Народные промыслы» России. (9 ч)
Занятие 1: «Вводное занятие».
Теоретическое занятие. Беседа с детьми о том, чем мы планируем заниматься, каких результатов достичь. Узнать их мнения, ожидания от наших занятий. С помощью анкетирования, которое мы проведем на этом занятии, сложится более полное представление об их взглядах и позициях.
Занятие 2: «Дымковская игрушка».
Практическое занятие (технология): История «Дымковской игрушки». Научить работать с соленым тестом. Изготовление с детьми образца «Дымковской игрушки».
Практическое занятие(изо): Разобрать особенности орнамента. Оформление изготовленной ранее игрушки( заполнение свойственным орнаментом).
Занятие 3:«Вятские кружева».
Практическое занятие (технология): История Вятских кружев. Раскрыть понятие «кружево». Научить работать с нитью. Научить базовым элементам вязания крючком. Выполнить небольшую салфетку(каждый ребенок выполняет маленькую часть).Соединение работы.
Занятие 4: «Народный узор в украшении посуды»
Практическое занятие (изо): История народного узора. Рассмотреть особенности узора в украшении посуды. Оформить приготовленные заранее пластиковые тарелки.
Занятие 5:«Филимоновская игрушка».
Практическое занятие (технология): История «Филимоновской игрушки». Научить работать с полимерной глиной. Изготовление образца игрушки.
Практическое занятие (изо): Разобрать особенности орнамента. Оформить ранее изготовленную игрушку.
Занятие 6: « Роспись Жостово».
Практическое занятие (изо): История росписи Жостово. Разобрать особенности орнамента. Выполнить коллективную работу.
Занятие 7: «Итоговое занятие».
Теоретическое занятие. Беседа с детьми обо всем, чем мы занимались. Анализ работ. С помощью анкетирования сложиться более полная картина того, чего мы достигли. Итоговая выставка работ. Конкурс на лучшую работу.
Раздел 2 «Народные промыслы» Курганской области.(9 ч)
Занятие 8: «Вводное занятие».
Теоретическое занятие. Беседа с детьми о том, чем мы планируем заниматься, каких результатов достичь. Узнать их мнения, ожидания от наших занятий. С помощью анкетирования, которое мы проведем на этом занятии, сложится более полное представление об их взглядах и позициях.
Занятие 9:«Изготовление валенок».
Практическое занятие( технология): История Курганских валенок. Раскрыть особенности изготовления валенок. Научить работать с фетром. Выполнить образцы валенок в паре.
Практическое занятие (технология): Рассмотреть особенности орнамента Курганских валенок. Научить базовым приемам вышивания по фетру. Выполнить роспись по фетру.
Занятие 10:«Изделия из бересты».
Практическое занятие (технология): История промысла. Раскрыть понятие «береста».Научить работать с материалом «береста». Выполнить образец изделия
« кружка» либо « чайник». Работа в паре.
Практическое занятие (изо): Раскрыть особенности росписи по бересте. Оформить изготовленный ранее чайный набор.
Занятие 11:«Керамика».
Практическое занятие (технология): История развития промысла. Научить работать с глиной. Раскрыть свойства глины. Выполнить образец изделия ( посуда).
Практическое занятие ( изо): Рассмотреть особенности орнамента росписи по керамике. Оформить ранее выполненные образцы изделий.
Занятие 12:« Роспись елочных игрушек».
Практическое занятие (изо) : История изделий и росписи ёлочных игрушек. Рассмотреть особенности росписи. Оформить заранее приготовленные ёлочные игрушки.
Занятие 13: «Итоговое занятие».
Теоретическое занятие. Беседа с детьми обо всем, чем мы занимались. Анализ работ. С помощью анкетирования сложиться более полная картина того, чего мы достигли. Итоговая выставка работ. Конкурс на лучшую работу.
Раздел 3 «Народные промыслы» Челябинской области (9ч)
Занятие 14: «Вводное занятие».
Теоретическое занятие. Беседа с детьми о том, чем мы планируем заниматься, каких результатов достичь. Узнать их мнения, ожидания от наших занятий. С помощью анкетирования, которое мы проведем на этом занятии, сложится более полное представление об их взглядах и позициях.
Занятие 15: «Каслинское литье»
Практическое занятие (технология) : История Каслинского литья. Раскрыть понятие «литье», «Каслинское литье». Вспомнить особенности работы с соленым тестом. Изготовление с детьми образца статуэтки Каслинского литья « Собака»(соленое тесто).
Практическое занятие (изо) :Оформление изготовленной раннее статуэтки (оправа, фон, окрашивание в черный цвет), выставка работ
Занятие 16: «Златоустовская гравюра»
Практическое занятие (изо): История Златоустовской гравюры. Раскрыть понятие «Гравюра», «Златоустовская гравюра». Познакомить детей со свойствами свечи. Выполнение эскиза будущей гравюры.
Практическое занятие (технология) : Создание Златоустовской гравюры. Оформление поделки (бумага, воск, гуашь).
Занятие 17: «Кузнечное дело»
Практическое занятие (технология) : История Кузнечного дела в Челябинской области. Раскрыть понятие «Кузнечное дело». Познакомить детей со свойствами фольги. Создание с детьми изделия из фольги.
Занятие 18: «Фарфор»
Практическое занятие (технология) : История фарфора в Челябинской области. Раскрыть понятие «Фарфор». Вспомнить работу с соленым тестом. Изготовление с детьми образца фарфоровой статуэтки (полимерное тесто).
Практическое занятие (изо) : Украсить готовую статуэтку, свойственным орнаментом.
Занятие 19: «Итоговое занятие».
Теоретическое занятие. Беседа с детьми обо всем, чем мы занимались. Анализ работ. С помощью анкетирования сложиться более полная картина того, чего мы достигли. Итоговая выставка работ. Конкурс на лучшую работу.
Раздел 4 «Народные промыслы» Свердловской области.(9 ч)
Занятие 20:«Вводное занятие».
Теоретическое занятие. Беседа с детьми о том, чем мы планируем заниматься, каких результатов достичь. Узнать их мнения, ожидания от наших занятий. С помощью анкетирования, которое мы проведем на этом занятии, сложится более полное представление об их взглядах и позициях.
Занятие 21:«Производство самоваров».
Практическое занятие (изо) : История производства самоваров в Свердловской области, раскрыть особенности орнаментов. Выполнить роспись по ранее изготовленному шаблону.
Занятие 22:«Сундучный промысел».
Практическое занятие (технология) : История производства сундучного промысла. Рассмотреть технологию создания сундука. Научить работать с материалом картон. Создание с детьми образцов изделия «сундук» из картона.
Практическое занятие (изо) : Раскрыть особенности орнамента. Оформить раннее изготовленные изделия, выставка работ.
Занятие 23: «Бурачный промысел».
Практическое занятие ( технология) : История производства Бурачного промысла. Познакомить детей со свойствами бересты. Рассмотреть технологию создания туесов. Научить работать с данным материалом. Изготовление образца изделия туесов (коробок с крышкой) из бересты.
Практическое занятие (изо) : Раскрыть особенности орнамента. Расписать готовое изделие, свойственным орнаментом.
Занятие 24: «Производство фарфора»
Практическое занятие ( технология) : История производства фарфора. Вспомнить понятие «фарфор». Вспомнить свойства глины. Рассмотреть технологию создания чайного сервиза. Изготовление образца изделия кружек и блюдец в парах. Практическое занятие (изо) : Раскрыть особенности художественного элемента «Сысертская роза». Расписать ранее изготовленное изделие свойственным орнаментом.
Занятие 25:« Итоговое занятие»
Теоретическое занятие. Беседа с детьми обо всем, чем мы занимались. Анализ работ. С помощью анкетирования сложиться более полная картина того, чего мы достигли. Итоговая выставка работ. Конкурс на лучшую работу.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные: - формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -формирование мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; Предметные: -усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразовательной деятельности - овладение художественной техникой обработки материалов, формирование чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ; - организация рабочего места для работы с материалами и инструментами. | Планируемый воспитательный результат: - проявляют интерес к художественному искусству; - расширяют кругозор в мире искусства; - умеют работать с художественными материалами; - имеют представление о ценностном отношении к прекрасному; -осознают необходимость самосовершенствования; - способны адекватно судить о причинах успеха/неуспеха; Планируемый воспитательный эффект: - ценностное отношение к творческому труду; - интерес к новому; - стремление к приобретению новых знаний и умений; - соблюдение норм и правил культуры труда. - уважительное отношение к труду;
- усвоение учебной цели и задачи; -способность анализировать объекты, выделять существенные признаки; -умение планировать свою деятельность; - осуществлять контроль и по способу действия. Планируемый воспитательный эффект: -самостоятельное суждение способов решения проблем творческого и поискового характера; -самостоятельная организация выполнения различных проектных и творческих работ; -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по общению; - активная жизненная позиция; - умение слушать собеседника; - потребность в общении со взрослыми и сверстниками . Планируемый воспитательный результат: -умение слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; -умение правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства; -обучение конкретным трудовым навыкам при работе с красками, природными материалами. - уметь работать с разными материалами. Планируемый эффект: -владение подбором материалов; - умение осмысливать проделанную работу; - планирование технологического процесса. | Входной тест на выявление художественных навыков (Прил.1) Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»( В. В. Буткевич, Б.С. Любимова. 2008г.) (Прил.2) Выставка работ «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»( М.И. Рожков)(Прил. 3) Тестирование на сформированность основ художественной культуры (Прил. 4) |
сентябрь сентябрь-октябрь Октябрь, декабрь, март, май ноябрь апрель -май
|
Материально – техническое обеспечение
- учебный кабинет;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- проектор;
- цифровые носители.
Материалы для занятий:
- бумага 2 пачки;
- клей 25 шт.;
- картон 100 листов;
- ножницы 25 шт. ;
- гуашь 25 коробок.;
- кисти 25 шт.;
- фольга 2 упаковки ;
- проволока 2 мотка ;
- соленое тесто 7,5 кг. ;
- полимерное тесто 2,5 кг.;
- свечки 25 шт.;
- береста 50 кусков;
- глина 10 кг;
- крючок для вязания 25 шт.;
- пряжа «Ирис» 25 глубков;
- фетр 25 листов;
- иголки 25 шт.;
- нитки мулине;
Учебно- методическое обеспечение :
Для обучающихся:
1. Горяева Н,А. Островская О.В Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, - М.: Просвещение, 2012
2. Жигалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся. - М.: 2013
3. Неменская Л.А. Каждый народ – художник. - Учебник для начальной школы.- М.: 2013
4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. Учебник. - М.:2015
5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества - Учебник для начальной школы; 2013
Для учителя:
1. Карачкнская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность - М.: Сфера, 2015
2. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:2012
3. Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги - Т.: Культура и традиции, 2013
4. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2015
5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2012
6. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2016
7. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк. 20140
Интернет-ресурсы:
http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября" http://festival.1september.ru/articles/510585/,
http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
Список использованной литературы
- Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Народные промыслы России» // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://урок.рф/library/rabochaya_programma_vneurochnoj_deyatelnosti_narodni_065929.html
- Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные художественные промыслы родного края"// Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-narodnie-hudozhestvennie-promisli-rodnogo-kraya-podmoskovya-1410663.html
- Рабочая программа курса внеурочной деятельности«Народные промыслы» // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-narodnie-prom.html
- Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе: учебно-метод. Пособие / Н. Е. Скрипова, Л. В. Карнилова. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 182 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
Приложение
Приложение №1
Входной тест
- Как часто вы с семьей бываете на спектаклях, выставках, в театрах?
А) часто
Б) редко
В) никогда
- На уроках изобразительного искусства я:
А) всегда с удовольствием выполняю задания, которые дает учитель;
Б) выполняю задания, только когда мне это интересно;
В) на уроках изобразительного искусства мне скучно и я не всегда выполняю задания, которые дает учитель.
- На кружке «Мир глазами художника» я хотел(а) бы:
А) занять себя в свободное время;
Б) обобщить то, что мне уже известно;
В) познакомиться с новыми видами изобразительного искусства.
- Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
- Задание «Рисунок по выбору». Дети выполняют рисунок по желанию, на основе которого определяется уровень способностей в изобразительном искусстве.
Приложение 2
Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Интересно ли тебе узнать, что такое народное декоративно-прикладное искусство?
а) Да; б) Нет; в) Неуверен(а).
- Хотел бы ты иметь дома изделия народных мастеров?
а) Да; б) Нет; в) Неуверен(а).
- Нравится ли тебе учиться старинным ремеслам?
а)Да; б) Нет; в) Неуверен(а),,
- Где тебе доводилось больше всего заниматься изготовлением поделок?
а) На занятиях в детском саду, на уроках в школе;
б) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дама;
в) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дома или в кружке.
- Хотел бы ты больше узнать о народном искусстве Беларуси (России) и научиться делать красивые и полезные вещи?
а) Да; б) Нет; в) Не очень.
- Какой из подарков ты выбрал бы ко дню рождения?
а) Набор инструментов и материалов для рукоделия;
б) Компьютерную игру;
в) Книгу сказок.
- На празднике в старой крепости ты интересовался бы больше:
а) Работой гончара за гончарным кругом;
б) Сладостями и угощениями;
в) Театрализованным представлением.
- Как часто ты в свободное время рисуешь, лепишь, делаешь поделки?
а) Каждый день;
б) Иногда, редко;
в) 1 -2 раза в неделю (обычно по выходным дням).
9. Интересно ли тебе слушать и читать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, беседовать со взрослыми о чудесных волшебниках и мастерах?
а) Да; б) Нет; в) Не очень.
10. Хотел бы ты побывать в музее или на выставке произведений
искусства?
а)Да; б) Нет; в) Наверное, да.
Оценивание ответов.
1 балл - при выборе варианта ответа «а» на вопросы 1-3, 5-10, за выбор ответа «в» на вопрос 4;
0,5 балла - при выборе варианта ответа «в» на вопросы 1-3, 5-10, за выбор ответа «б» на вопрос 4;
0 баллов - при выборе варианта ответа «б» на вопросы 1-3, 5-10, за выбор ответа «а» на вопрос 4.
Шкала определения уровней сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности:
0-5 балла-низкий уровень;
3,5-6,5 балла - средний уровень;
7-10 баллов - высокий уровень.
Приложение 3
«Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников»
( М.И. Рожков)
Цель:выявление уровня сформированности коммуникации как общения у младших школьников.
Инструкция: Вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свободно выражайте своё мнение по каждому из них и отвечайте на них только «А» - да; «Б» - не всегда; «В» - нет. Не задумывайтесь о деталях, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.
Вопросы:
1. Часто ли тебе удаётся уговорить своих друзей делать все так, как хочешь ты?
2. Всегда ли тебе трудно попросить прощения у своих друзей?
3. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
4. Часто ли ты откладываешь на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
5. Верно ли, что у тебя не бывает ссор со своими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?
6. Часто ли ты в решении важных дел делаешь все сам?
7. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?
8. Часто ли ты помогаешь своим одноклассникам?
9. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?
10. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель сформированности коммуникации как общения у младших школьников определяется по количеству набранных баллов. Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3 балла, «Б» - 2 балла и«В» - 1 балл.
Все вопросы были поделены на уровни:
- высокий уровень – 25 – 30 баллов;
- средний уровень – 20 – 24 баллов;
- низкий уровень – 10 – 19 баллов.
Приложение 4
Тест на сформированность основ художественной культуры
1. Отметь изображения графики.
а)
б)
в)
2. Графические изображения передают с помощью:
а) чёрного и белого цветов
б) красного и жёлтого цветов
в) синего и чёрного цветов
3. Отметь правильные варианты ответов. Графические изображения можно выполнить:
а) только штрихами и точками
б) сочетая пятна и линии
в) мазками
4. Продолжи высказывание:
К выразительным средствам графики относятся точка, штрих, _______ и _________.
5. Нарисуй графическую композицию на тему: «Зима в лесу».
6.Что относится к разновидности декоративно-прикладной деятельности? Зачеркни лишнее.
Керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, пейзаж, изделия из соломки, льна, натюрморт, игрушки из глины.
7. Какие материалы используют мастера, занимающиеся декоративно-прикладным искусством? Зачеркни лишнее.
Глина, солома, песок, бронза, дерево, лоза, ткань.
8. Что обычно изображали девушки-рукодельницы на скатертях, поясах, фартуках?
а) Орнамент б) Композиция в) Пейзаж
9. Продолжи предложения, выбери правильный вариант ответа.
Геометрический орнамент…
Растительный орнамент…
а) складывается из листиков, цветочков, веточек…
б) складывается из квадратов, полосок, треугольников…
10.Что такое флористика? Выбери правильный вариант ответа.
а) Искусство строить
б) Цветочный дизайн, искусство, картина, «написанная цветами, листьями, травами».
11. Продолжи фразу.
Живописец – художник, который «пишет ___________».
12. Какие из предложенных материалов используют художники-живописцы?
а) Краски б) Тушь в) Холст г) Кисти
13.Чем отличается гуашь от акварельных красок? Соедини при помощи стрелок правильное соотношение.
Акварель Плотная непрозрачная краска.
Гуашь Прозрачная яркая краска, хорошо растворяется в воде.
14. Вставь нужные слова в предложения.
Холодные цвета передают__________ настроение.
Тёплые цвета передают ________ настроение.
15. Продолжи фразы.
Тёплая цветовая гамма — это красный, ________, ___________ цвета.
Холодная цветовая гамма — это синий, ________, ___________ цвета.
16. Как расположить альбомный лист: по горизонтали или по вертикали?
Если рисуешь пейзаж «Берёза»? _______________________
Если рисуешь композицию «Праздничный город»_______________________
17. Как изобразить удалённость предметов на рисунке? Соедини при помощи стрелок правильное соотношение.
Ближе Меньше
Дальше Больше
18. Соедини при помощи стрелок правильное соотношение.
а) Основные цвета Оранжевый, фиолетовый, зелёный.
б) Составные цвета Чёрный, серый, белый.
в) Хроматические Красный, жёлтый, синий.
г) Ахроматические Жёлтый, зелёный, фиолетовый, красный, оранжевый.
19. Продолжи предложение.
Выразительными средствами живописи являются: пластика, фактура, …
20. Определи, какие из художественных произведений являются произведениями живописи. Обведи правильный вариант ответа.
а)
б)
в)
г)