Статья
статья

Лапшина Татьяна Александровна

Обучение ребенка с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по реализации ФГОС в условиях инклюзивного образования.

Лапшина Т. А.

МБОУ СОШ №70 Советского района г. Воронежа

lapshina.tatyna@yandex.ru

    В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных школьников. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и нормально развивающихся сверстников. В связи с введением закона об инклюзивном образовании, который вступил в силу с 1 сентября 2016 года, стало возможным обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Сегодня таким детям вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе. Для того чтобы был установлен статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК). Если по результатам обследования устанавливается такой статус, то с согласия родителей ребенок принимается на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (далее АООП) в общеобразовательную школу. Так и в нашу школу пришло инклюзивное образование. В октябре 2015 года в подготовительный к школе класс была принята девочка с синдромом Дауна. На тот момент ребенок посещал обычный детский сад, и родители девочки были настроены на то, чтобы их дочь обучалась в общеобразовательной школе. Родителям в равной степени были важны как обучение, так  и социализация ребенка. Родители сами обратились в ПМПК с целью определения образовательного маршрута. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования был установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, развитии, воспитании, обусловленные нарушением психологического развития и экспрессивной речи. Была дана рекомендация комиссии: обучение в общеобразовательном учреждении по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Так в моем классе появилась «особенная девочка» Кристина. По- своему умственному развитию она отличалась от одноклассников, хотя чувствовалось, что с ней много занимались родители, логопед, психолог. У Кристины хорошо развита моторика рук, она обучена навыкам самообслуживания, гигиеническим навыкам, знала почти все буквы и цифры. Но словарный запас был очень маленький. На мои вопросы девочка шепотом односложно отвечала или просто кивала головой, застенчиво улыбалась и шептала: «я штешняюсь». В классе общалась только с одной девочкой (знакомы с детского сада), с другими детьми на контакт шла редко. Очень пугалась, если в классе появлялся незнакомый для нее человек. Она закрывала лицо руками или вставала со своего места, подбегала ко мне и обнимала меня. Кристина привыкла все выполнять сама и часто отказывалась принять помощь, хотя не все получалось: доставала книги и тетради к уроку, переодевалась на урок физической культуры, сама надевала сапоги и куртку. Если мне удавалось ей помочь, она обнимала меня и целовала. К тому моменту, когда в моем классе появилась «особенная девочка», за плечами у меня был солидный опыт преподавания в начальной школе. Но, сначала я испытала замешательство и неуверенность в своих силах. Я совсем не понимала, как я буду работать с таким ребенком в общеобразовательном классе. Помощи было ждать не от кого, и я приступила к работе. В классе обучалось 27 человек по общеобразовательной программе и 28-й стала Кристина. С классом мне пришлось работать по двум разным образовательным программам. На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программы специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией И. М. Бгажноковой я составила рабочую программу по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру для Кристины. Для нее были закуплены нужные учебники и учебные пособия. А затем началось самое сложное. Надо было составить план каждого урока так, чтобы вниманием не был обделен  ни один ученик. Анализируя свой опыт работы в использовании педагогических технологий, я пришла к выводу, что в сложившейся ситуации будет уместным использование технологии разноуровневого обучения. Составляя план урока, я отбирала посильные задания для каждой группы детей, распределяла время для работы с каждой группой. Кроме традиционных трех уровней (базовый, репродуктивный, творческий) у меня получился и еще один уровень – уровень ребенка с ОВЗ. Я учитывала возможности своей ученицы и работала с ней индивидуально, в то время как другие дети работали самостоятельно. В первом классе Кристина никак не могла работать самостоятельно. Не всегда удавалось на уроке изучить нужный материал, приходилось оставаться на занятия после уроков, давать задания на дом. Родители с понимание относились к моим просьбам и много работали с Кристиной дома. Первый год обучения был трудным не только для Кристины, но и для родителей. Однако, замечая,  как девочка по крупицам набирает новые знания, родители радовались каждому маленькому успеху и не останавливались на достигнутом результате. Инклюзивное образование не может осуществляться без участия родителей. В этом плане моей ученице повезло. У нее замечательные родители, которые понимают проблемы дочери и готовы во всем ей помогать. Родители не скрывают, что у них «особенный ребенок», не закрываются в стенах своей квартиры. Они ведут активный образ жизни: посещают с дочкой музеи ,театры, парки, ходят в гости, участвуют в общественной жизни класса, посещают занятия в «Парусе надежды». Все это положительно влияет на развитие и социализацию. К концу первого класса моя ученица стала читать слогам, списывать с печатного и рукописного текста, получила первоначальные навыки счета. У нее увеличился словарный запас, она стала общаться со сверстниками, но по-прежнему была очень застенчива, смотрела исподлобья, редко улыбалась .В настоящее время девочка учится во втором классе В этом учебном году Кристина стала делать заметные успехи. Во-первых, она стала более улыбчивой и разговорчивой, по коридорам школы она ходит смело, свободно. И, хотя, преимущественно выполняет по указанию учителя, уже способна и самостоятельно работать. А самое заметное достижение – положительная динамика в развитии и поведении уже свидетельствуют о том, что происходит социализация ребенка в обществе. Кристина не боится общения с новыми для нее людьми, а наоборот охотно идет на контакт: она, даже, стала просить у родителей деньги, чтобы купить в буфете еду. Она стала общаться не только с детьми своего класса,  у нее появились знакомые в других классах. Самое трудное  для таких детей – самостоятельно пойти на контакт с незнакомыми людьми, а исходя, из конкретной ситуации можно утверждать, что у ребенка снят психологический барьер. В нашем конкретном случае мы убедились, что инклюзивное образование возможно и результативно, но при выполнении двух условий: желание учителя создать соответствующую обстановку, личная заинтересованность в успехах ребенка и активная помощь и поддержка родителей. Для детей с подобной нозологией не так важно оборудование, как терпение взрослых и помощь. Исходя из опыта моей работы могу выделить «плюсы» и «минусы» инклюзивного образования. «Плюсы» в большей степени относятся к обучающимся. Дети с ОВЗ получают образование и лучше адаптируются к жизни вместе со своими сверстниками. Здоровым же детям совместное обучение с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет развить такие качества, как добродушие, ответственность, заботу. Дети видят, что есть разные люди в мире, с разными возможностями и учатся с ними жить. А «минусы» - это трудности, которые испытывает учитель. Во-первых, дополнительная нагрузка для учителя: 2 журнала, 2 рабочие программы, 2 дополнительных урока для ребенка с ОВЗ ( в учебном плане нет иностранного языка. Когда класс идет на урок иностранного языка, у нас с Кристиной дополнительный, т.е. 5-ый урок математики или дополнительный, т.е. 6-ой урок русского языка), которые не оплачиваются по тарифной ставке, а записываются в журнал индивидуальных занятий и оплачиваются отдельно.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...