Статья
статья

Лапшина Татьяна Александровна

В статье рассказывается о работе с одаренными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_odarennymi_detmi.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми                                                в начальной школе.

Лапшина Татьяна Александровна                                                                  МБОУ СОШ №70

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.                                             Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».                           В. А. Сухомлинский.

           Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Задача учителя – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей развивались.

     Я, как учитель начальных классов, стараюсь найти в своих учениках «маленькие зернышки», из которых при правильном подходе могут вырасти «хорошие плоды». Самым простым способом, позволяющим выявить одаренность, является обычное наблюдение за учащимися. Эти дети любознательны, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, способны самостоятельно мыслить, умеют находить оригинальные решения, выдвигают несколько версий по одному вопросу.

     Работу с такими детьми я веду на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках использую технологию разноуровневого и проблемного обучения, проектную деятельность и работу в группах. Разноуровневое обучение я организую следующим образом. Класс делю на «гибкие группы», так как в процессе обучения возможен переход из одной группы в другую. Ученики первой группы демонстрируют базовые знания, умения и навыки. Вторая группа – репродуктивная. Ученики показывают насколько развито их логическое мышление. Третья группа – творческая. Ребята рассматривают материал с разных точек зрения. Для каждой группы я подбираю задания. Для первой задания вида: сделай по образцу, вставь пропущенные буквы, найди значения выражения, реши простую задачу, прочитай текст и ответь на вопросы. Для детей второй группы предлагаю более сложные задания: с недостающими или лишними данными, распредели по группам, измени вопрос так, чтобы задача решалась большим количеством действий, дай характеристику главному герою и т.д. А для третьей группы подбираю задания, требующие сочинить, придумать, привести свои примеры. Словарную работу на уроках русского языка я провожу следующим образом. Одна группа детей пишет картинный словарный диктант. Вторая – записывает эти же слова, предварительно разгадав загадки про эти слова. Третья группа, используя эти же слова, составляет текст. На уроках использую кружки трех цветов: красный, желтый, зеленый, которые соответствуют трем уровням развития: низкий, средний, высокий (дети про это не знают). Иногда я сама раздаю кружки определенного цвета каждому ребенку. На экране или на доске ученик читает задание, которое соответствует цвету карточки, и выполняет работу. Иногда раздаю каждому ученику по три кружка и ребенок, прочитав задание, сам определяет какое упражнение ему посильно выполнить. При проведении уроков по закреплению изученного материала применяю метод «консультант». Способные учащиеся, выполнив работу, оказывают помощь своим товарищам. На уроках окружающего мира, чаще, чем на всех остальных, использую метод проектов, работу в группах. Класс делю на три группы, так, чтобы в каждой группе были дети с разным уровнем развития. Или делю на три группы, в зависимости от уровня развития детей. Исходя из того по какому принципу я получила группы подбираю задания.

     Во внеурочной деятельности я веду математический кружок «Умники и умницы». На занятиях использую материал, который способствует развитию наблюдательности, умению анализировать, рассуждать, доказывать, догадываться, решать учебную задачу творчески. К каждому занятию подбираю задания на определенную тему и разной сложности, для того, чтобы среди ребят не было таких, кто ничего не сможет решить. Сначала дети работают самостоятельно. После этого проверяем те задания, которые удалось выполнить. Остальные задания совместно разбираем у доски.

     Для развития творческих способностей детей провожу различные конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, олимпиады. При проведении олимпиад в первом туре участвуют все желающие в классе, во втором – победители отборочного тура. Материалы для олимпиад включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. Со 2 класса дети участвуют в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок». Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, песенных смотрах, в конкурсах рисунков, в театрализованных постановках. В них дети имеют возможность  реализовать актерские способности, проявить эрудицию.

     Очень важно, чтобы  «зерна» детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник.

Литература.

  1. Одаренный ребенок. Под редакцией О. М. Дьяченко. –М., 1997
  2.  Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М. Просвещение, 2014                                                  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...