Педагогические приёмы формирования УУД на уроках
учебно-методический материал (1 класс)

Березина Лариса Вячеславовна

УУД выступление на педсовете, 2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_priyomy_formirovaniya_uud_na_urokah.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

"Педагогические приёмы формирования УУД на уроках"

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Содержание

СЛАЙД 1

Уважаемые педагоги!

Тема, которую мы сегодня рассматриваем - “Педагогические приёмы формирования УУД на уроках”.

СЛАЙД 2

Всем нам уже хорошо знакома аббревиатура “ФГОС”. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

СЛАЙД 3

Этот новый стандарт еще  называют стандартом трех “Т”. О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек,  то теперь вопрос “Сколько?” уходит на второй план, и требования предъявляются к тому, КАКИМ  он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению на практике этих знаний. И анализироваться  будет не количество “4” и “5”, а сформированность личности в целом.

СЛАЙД 4

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Результаты сформулированы как действия,  которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

СЛАЙД 5

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)

СЛАЙД 6.

 (Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Китайская мудрость)

Итак, что такое УУД.

СЛАЙД 7

УУД - Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик

УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

СЛАЙД 8

Таким образом,

В широком смысле УУД –  это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

СЛАЙД 9

Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

СЛАЙД 10

Личностные:

Составляющие:

  • Осмысление (Смыслообразование)
  • Осознание (Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей

(Нравственно - этическое оценивание)

СЛАЙД 11

Регулятивные:

Этапы:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

СЛАЙД 12

Познавательные

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем

СЛАЙД 13

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи

СЛАЙД 14

Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов

СЛАЙД 15

Литературное чтение:

  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
  • Как нужно было ухаживать за репкой?
  • Почему репка выросла большая – пребольшая?
  • Сочини продолжение сказки с друзьями.

СЛАЙД 16

Русский язык:

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

СЛАЙД 17

Окружающий мир:

  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

СЛАЙД 18

Английский язык:

  • Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?
  • Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?
  • Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером

Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года

СЛАЙД 19-24

Теперь я предлагаю вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД. Названные приёмы взяты из книги Анатолия Гина «Приемы педагогической техники», который является специалистом  по системе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). В его книге даны примеры  использования всех приёмов и для начальной школы, и для старших классов.

Использование описанных приемов в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

СОВЕТУЙТЕСЬ!

ФОРМУЛА: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!

Убедите детей, что их мнение значимо для Вас. Ведь это действительно так... Но не устраивайте плебисцит - это может поставить Вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо полная честность - либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите - последнее слово все-таки за Вами. И конечно, Вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение...

Организация работы в группах

СХЕМА 1

ФОРМУЛА:

группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

 Урок природоведения в 3 классе по теме «Явления природы». В конце урока класс разбивается на группы. Каждая группа придумывает загадку про явление природы, пользуясь опорными схемами по методике сочинения загадок А. А. Нестеренко.

 Вот загадки, которые сочинили дети:

Холодный, но не мороженое; мокрый, но не рыба; долгожданный, но не каникулы; грибной, но не суп. (Дождь)

 Поливает, но не лейка; капает, но не сосулька; идет, но не человек. (Дождь)

 Сверкает, но не алмаз; ударяет, но не ток; пугает, но не привидение. (Молния)

Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях «заводятся», и учитель на острие их заинтересованности строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:

«Светофор»

 «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА:

 при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?

— При использовании «светофора» ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась: «Мне было так стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато «светофор» дал мне уверенность на экзамене и «зеленый свет» в институт».

— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?

— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?

При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.

Взаимоопрос

ФОРМУЛА:

ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ...»

— Как выставляются отметки за взаимоопрос?

— Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжительным — 3-5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.

Защитный лист

 Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в «кошки-мышки» порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет. Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

ФОРМУЛА:

 перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.        

— А если учитель приходит на урок, а там весь класс «защитился»?

— Такая ситуация может встретиться, особенно если класс «проверяет» нового учителя. Могут быть разные варианты реагирования. Например:

«Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания»;

«Ладно, но завтра жесткая контрольная.» Один раз нарвутся — другой раз не захотят;

вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает: завтра — зачетный день. И все должны быть готовы.

— А если кто-то стащит «Лист защиты»?

—Конечно, от форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Выигрывает тот учитель, который не поддается поверхностным эмоциям. Чаще всего можно «обратить вред в пользу» — ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения. Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

🕮 Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны

Формула: разыгрывается сценка на учебную тему.

Пример: Иностранный язык

Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобразный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Это несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже рассказывают ей то, что знают о его судьбе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы

представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...

Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе.

Данная статья поможет учителю в успешном формировании универсальных учебных действий у учащихся....

Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе

Материал содержит доклад, презентацию к докладу, раздаточный материал к педсовету-практикуму по теме "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"...

Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе.

Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе....

Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе

Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе...