Педагогические приёмы формирования УУД на уроках
учебно-методический материал (1 класс)
УУД выступление на педсовете, 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_priyomy_formirovaniya_uud_na_urokah.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
"Педагогические приёмы формирования УУД на уроках"
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятие УУД
- Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
- Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД
- Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией
Содержание |
СЛАЙД 1 Уважаемые педагоги! Тема, которую мы сегодня рассматриваем - “Педагогические приёмы формирования УУД на уроках”. |
СЛАЙД 2 Всем нам уже хорошо знакома аббревиатура “ФГОС”. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт) СЛАЙД 3 Этот новый стандарт еще называют стандартом трех “Т”. О каких трёх “Т” идет речь? - Требования к условиям, - Требования к структуре образовательных программ - Требования к результатам Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, то теперь вопрос “Сколько?” уходит на второй план, и требования предъявляются к тому, КАКИМ он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению на практике этих знаний. И анализироваться будет не количество “4” и “5”, а сформированность личности в целом. СЛАЙД 4 Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные. Результаты сформулированы как действия, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. СЛАЙД 5 В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач) СЛАЙД 6. (Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Китайская мудрость) |
Итак, что такое УУД. СЛАЙД 7 УУД - Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию СЛАЙД 8 Таким образом, В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. СЛАЙД 9 Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные |
СЛАЙД 10 Личностные: Составляющие:
(Нравственно - этическое оценивание) СЛАЙД 11 Регулятивные: Этапы:
СЛАЙД 12 Познавательные
СЛАЙД 13 Коммуникативные:
СЛАЙД 14 Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. |
УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов |
СЛАЙД 15 Литературное чтение:
СЛАЙД 16 Русский язык: В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Соотнесите предметы и звуковые модели слов Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? СЛАЙД 17 Окружающий мир:
СЛАЙД 18 Английский язык:
Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года |
СЛАЙД 19-24 Теперь я предлагаю вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД. Названные приёмы взяты из книги Анатолия Гина «Приемы педагогической техники», который является специалистом по системе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). В его книге даны примеры использования всех приёмов и для начальной школы, и для старших классов. Использование описанных приемов в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО. |
СОВЕТУЙТЕСЬ!
ФОРМУЛА: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!
Убедите детей, что их мнение значимо для Вас. Ведь это действительно так... Но не устраивайте плебисцит - это может поставить Вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо полная честность - либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите - последнее слово все-таки за Вами. И конечно, Вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение...
Организация работы в группах
СХЕМА 1
ФОРМУЛА:
группы получают одно и то же задание.
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Урок природоведения в 3 классе по теме «Явления природы». В конце урока класс разбивается на группы. Каждая группа придумывает загадку про явление природы, пользуясь опорными схемами по методике сочинения загадок А. А. Нестеренко.
Вот загадки, которые сочинили дети:
Холодный, но не мороженое; мокрый, но не рыба; долгожданный, но не каникулы; грибной, но не суп. (Дождь)
Поливает, но не лейка; капает, но не сосулька; идет, но не человек. (Дождь)
Сверкает, но не алмаз; ударяет, но не ток; пугает, но не привидение. (Молния)
Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях «заводятся», и учитель на острие их заинтересованности строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:
«Светофор»
«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА:
при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
— Чем это лучше, чем простое поднятие руки?
— При использовании «светофора» ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась: «Мне было так стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато «светофор» дал мне уверенность на экзамене и «зеленый свет» в институт».
— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?
— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?
При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет — «Не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.
Взаимоопрос
ФОРМУЛА:
ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
Темы — по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие-то вопросы: ...»
— Как выставляются отметки за взаимоопрос?
— Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжительным — 3-5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.
Защитный лист
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра в «кошки-мышки» порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет. Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
ФОРМУЛА:
перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
— А если учитель приходит на урок, а там весь класс «защитился»?
— Такая ситуация может встретиться, особенно если класс «проверяет» нового учителя. Могут быть разные варианты реагирования. Например:
«Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания»;
«Ладно, но завтра жесткая контрольная.» Один раз нарвутся — другой раз не захотят;
вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает: завтра — зачетный день. И все должны быть готовы.
— А если кто-то стащит «Лист защиты»?
—Конечно, от форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Выигрывает тот учитель, который не поддается поверхностным эмоциям. Чаще всего можно «обратить вред в пользу» — ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения. Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
🕮 Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны
Формула: разыгрывается сценка на учебную тему.
Пример: Иностранный язык
Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобразный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Это несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже рассказывают ей то, что знают о его судьбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.
Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....
Педагогические приёмы формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы
представлены некоторые педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы...
Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе.
Данная статья поможет учителю в успешном формировании универсальных учебных действий у учащихся....
Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов. (Из опыта работы)
Выступление на ШМО...
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Материал содержит доклад, презентацию к докладу, раздаточный материал к педсовету-практикуму по теме "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"...
Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе.
Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе....
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе...