Районный семинар, 2017 г. "Словарно-орфографическая работа". Презентация.
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа.
Лексическая работа над словом Дает широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе. Способствует повышению интереса к знаниям. Развивает интеллект.
Работа по обогащению словаря Осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний). Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.). Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Первый этап -подготовительный 1)Систематизировать слова, записывая их по возрастным классам в алфавитном порядке. 2)Спланировать ознакомление со словами по классам в алфавитном порядке, понедельно ; 3) Приготовить словарики.
Второй этап -ознакомительный 1) рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета; 2) проговаривание слова детьми хором, с целью определения ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков; 3) чтение слова офографически и орфоэпически ; установление разницы в произношении и написании;
Второй этап -ознакомительный 4) решение орфографических задач; какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву? Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить; 5) подбор однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений; 6) подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где возможно .
Третий этап – тренировочно -закрепительный 1.Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык. 2.Игра «Из каких слов выпали гласные?». д.р.вн . п.ртр.т м.л.т.к с.л.м . к.ньк . т.л.ф.н
Третий этап – тренировочно -закрепительный 3. Игра «Собери слово». пус , ка, та ; роз, мо ; же, ин, нер ; тор, трак . 4.Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
Четвертый этап –учетно- контрольный Его цель: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе Выборочный диктант. Картинный диктант. Комментируемый диктант. Диктант с использованием загадок.
1)Путем перечисления предметов(признаков, действий) Способы определения значения: бабочки жуки муравьи Насекомые
1)Путем перечисления предметов(признаков, действий) Способы определения значения: бабочки жуки муравьи Н а с е комые
2) Описательным способом Способы определения значения: адресат
2) Описательным способом Способы определения значения: а др е сат
Способы определения значения: 3) Путём родовидового определения Амбар- здание, постройка для хранения зерна.
В своей работе использую следующие задания: различные виды работы с орфографическим словарем; подбор к изучаемому слову однокоренных слов; адрес - адресный, адресок, адресовать ветер -ветерок, ветреный, обветрить
разбор слова по составу; берёза, дорога, товарищ подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов; различные виды работ с загадками и с отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов; разгадывание ребусов с изучаемым словом. , В своей работе использую следующие задания:
с бака о Собой не птица, петь не поёт, кто к хозяину идёт, она знать даёт.
Собака Домашнее животное, используемое человеком для охраны, охоты и других целей..
Название своё она получила от древнего корня СОБ-, родственного слову собственный – «существа, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Этимология
СО БА КА [ сабака ] - 6 букв - 6 звуков Звуковой анализ
Однокоренные слова С о бачата С о бачник С о бачий С о бачка С о бачонка С о баковод Синонимы пёс
Как кошка с собакой живут Вот где собака зарыта! О постоянно ссорящихся людях. Вот в чём суть дела заключается. Фразеологизмы
Собака – верный друг человека. И собака помнит, кто её кормит. Не учи щуку плавать, а собаку лаять. Пословицы
Моя собака такса мне такси по таксофону вызвала. Скороговорки
с бака м ,,, б а о Ребус
с …бака А О о Молодец!
При проведении словарно – орфографической работы совершенствуется и развивается логическое мышление, устойчивость внимания, орфографическая зоркость, интеллектуальное развитие. Такие упражнения, используемые мною на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Словарно-орфографическая работа в начальных классах"
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из гл...
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Презентация к выступлению на МО по теме: Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка...
Брошюра-программа районного семинара "Профилактическая работа по противодействию потребления вредных веществ среди обучающихся как одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе"
В брошюре раскрыта парадигма семинара,его ключевые моменты....
Презентация районного семинара учителей начальных классов Роль школьного методического объединения в условиях сельской школы (из опыта работы руководителя МО Шамшуриной Н.Н.)
Роль школьного методического объединения в условиях сельской школы....
Районный семинар, 2017 г. "Словарно-орфографическая работа".
Материалы РМО....
Презентация к выступлению на семинаре заместителей директоров ОО Волосовского района по теме: "Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ"
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...