Выступление на ШМО Доклад на тему: Использование сказкотерапии в начальной школе.
учебно-методический материал
Выступление на ШМО
Доклад
на тему:
Использование сказкотерапии в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroterapiya_munits_urovkument_microsoft_office_word.docx | 275.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
городского округа Павловский Посад Московской области
Выступление на ШМО
Доклад
на тему:
Использование сказкотерапии в начальной школе.
Любимова Лилия Анатольевна
учитель начальных классов
Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида.
У наших детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.
Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.
Используя различные приёмы сказкотерапии, мы сможем помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:
может быть, за тридевять земель,
а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих
в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.
- Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?
- Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.
- Также возможен вариант, когда учитель предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.
- Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Формы работы со сказкой которые я применяю на уроках устной речи:
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.
Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?
Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети, выходят на сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.
Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки: «Три медведя», «Красная шапочка».
Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят».Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
Игры.
Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:
- «Что сначала – что потом»
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
- «Собери картинку»
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение, развивает способность к высказываниям.
Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Ведь прежде всего наша с вами задача помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения ребенка, а не неудачи. Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Формировать веру в успех. Давать, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают в работе с детьми с ОВЗ.
Тезисы
Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида.
- У наших детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности одним из которых является сказкотерапия.
- Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
- Формы работы со сказкой которые я применяю :
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее подготавливаю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
- Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
1.Сказкотерапия является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ. У детей с умственной отсталостью, обучающихся в коррекционных школах VIII вида чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.
Одной из задач , которую я ставлю перед собой - пробуждать у воспитанников интерес через всевозможные виды деятельности, одним из которых является сказкотерапия.
2. Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую.
- Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух.
- Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.
- Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.
3. «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:
может быть, за тридевять земель,
а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих
в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
- ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ КОТОРЫЕ Я ПРИМЕНЯЮ НА УРОКАХ УСТНОЙ РЕЧИ:
Анализ сказок.
Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
Я заранее готовлю вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?
Далее мы обсуждаем мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев.
- Чтобы выявить скрытую мотивацию, я задаю следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь детям увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации, посредством сказки, задаю специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения — активный или пассивный? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей?
- Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
Дети вместе со своими куклами занимают места в классе за партами. Я начинаю рассказывать сказку. Дети выходят на импровизированную сцену тогда, когда я расскажу о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, ученик возвращается на своё место.
- Я использую в своей работе этот элемент сказкотерапии в постановке нескольких сюжетов народных сказок, например, в 3 классе на уроках устной речи мы разыгрываем сказки:
«Маша и медведь», «Красная шапочка».
- фото
- фото
- Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей, я провожу коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. На основе индивидуальных особенностей каждого участника подбираю им соответствующие роли в сказке. Недавно мы разыгрывали сказку«Волк и семеро козлят». Дети с удовольствием принимали участие в данном действии, буквально вживаясь в роли.
- Фото
- ИГРЫ
Игры по сказкам я использую для закрепления усвоения содержания сказок, для развития памяти, внимания, мышления и развития речи у детей с ОВЗ. Например:
«Что сначала – что потом»
Используются иллюстрации из сказки, повторяющие последовательность сюжета. Эти картинки нужно перепутать и предложить ребенку восстановить последовательность сюжета, расставив картинки по порядку. Либо, убрав одну из них, предлагаем рассказать, какого эпизода в сказке не хватает. В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
- Рис
- «Собери картинку»
Иллюстрации к сказке можно разрезать на несколько частей, по принципу мозаики, предложив ребенку собрать картинку из частей и угадать из какой сказки этот эпизод. Эта игра развивает воображение и способность к высказываниям.
- Рис
- Таким образом, комбинируя различные приемы и элементы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых
он столкнется во взрослой жизни, а так же значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО по теме "Использовние ИКТ в начальной школе"
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, вносит радос...
Докладна тему: «ИКТ на уроках начальной школы»
Доклад представлен на муниципальном уровне...
Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"
Метапредметный подход в обучении начальных классов...
Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"
Метапредметный подход в обучении в начальной школе...
Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 7 страниц...
Выступление на педсовете на тему: «Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников»
Урок по окружающему миру в 1 классе...
Выступление на педсовете по теме "Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)"
Проектная деятельность младших школьников, из опыта работы...