Выступление на ШМО по теме "Использовние ИКТ в начальной школе"
статья по теме
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, вносит радость в жизнь ребёнка, создает благоприятные условия для взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. В работе приведены примеры использования ИКТ на уроках и внеурочной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
имени А.М.Черемухина
Использование информационно-компьютерных технологий в начальной школе.
Учитель начальных классов
Гришина Т. А.
2013год
Люберцы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов. ……………5
- Задачи ИКТ……………………………………………………………………….7
- ИКТ в педагогической деятельности учителя начальных классов……………9
- Использование ИКТ на уроках окружающего мира……………………….9
- Использование ИКТ на уроках литературного чтения…………………….9
- Использование ИКТ на уроках русского языка……………………………9
- Использование ИКТ на уроках математики………………………………10
- Использование ИКТ на уроках художественного труда…………………10
- Использование ИКТ во внеклассной и внеурочной работе…………………11
- Заключение………………………………………………………………………13
- Список литературы……………………………………………………………...14
ВВЕДЕНИЕ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Ведь наша задача не только научить читать, писать, но и обучить способам учебной деятельности, т.е. научить ребенка работать с информацией, уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Что может быть важнее?
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. И это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Средства ИКТ – это находка.
Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» - должно стать определяющим в работе каждого учителя.
1.ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
- Создание презентаций к урокам.
- Работа с ресурсами Интернет.
- Использование готовых обучающих программ.
- Разработка и использование собственных авторских программ.
Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
2.ЗАДАЧИ ИКТ
- Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
- Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
- Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
- Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно - исследовательской деятельности.
- Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, электронные энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ»
3.ИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
3.1.Использование ИКТ на уроках окружающего мира
Одним из предметов, требующих дополнительных средств обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. При помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал, кроссворды в качестве дополнения к любому учебнику.
В 3 и 4 классах дети много готовят докладов о животных и растительном мире природных зон. Их работы мы используем для создания презентаций. Дети видят, что их труды имеют ценность и нужны для дальнейшей работы. Некоторые ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку.
3.2.Использование ИКТ на уроках литературного чтения
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. На уроках чтения для обобщения материала по разделам проводим литературные викторины, разгадываем кроссворды. Ребятам нравится составлять картинный план к произведениям.
3.3.Использование ИКТ на уроках русского языка
На уроках русского языка очень удобно и интересно проводить орфографические минутки, зрительные диктанты, игры. Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать "рассеивания” внимания первоклассников.
3.4.Использование ИКТ на уроках математики
На уроках математики с помощью интерактивных форм можно наглядно показать геометрический материал, приёмы устных и письменных вычислений, способы решения задач и уравнений, введение новой темы. Это позволяет более эффективно использовать время на уроках. А также с помощью слайдов может осуществляться демонстрация примеров, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Для наилучшего представления условия задачи и способа ее решения можно использовать схему. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.
3.5.Использование ИКТ на уроках художественного труда
Использование ИКТ на уроках художественного труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, строк обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность — это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Применение компьютерных технологий на практике:
В организации воспитательной работы можно использовать ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.
- Мониторинг успеваемости, различные диагностики, анкеты могут формироваться с помощью электронных таблиц.
- Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы можно использовать презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. С помощью создания презентаций можно оформлять альбомы класса, где можно помещать фотографии с различных мероприятий; создание портфолио класса, архива школьных фотографий.
- Выпуски газет, буклетов, информационных бюллетеней после каждого мероприятия необходимы для закрепления знаний ребят и для вашего классного архива, который пригодится вам в выпускном классе.
- При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель, графические редакторы, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
Таким образом, видна очевидная необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся, развития индивидуальных качеств.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышается качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Но надо помнить, что ребенок идет в школу за знаниями. И задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать учебный процесс, который способствовал бы успешному усвоению учебного материала и положительно сказывался на психологическом развитии учащегося. Отсюда следует, что ИКТ должны помочь ему разобраться в огромном потоке информации, проанализировать ее и запомнить, не навредив здоровью. Ни в коем случае нельзя брать ИКТ, как основной элемент образовательного процесса.
Конечно, чтобы провести урок или подготовить мероприятие с использованием ИКТ, учитель должен обладать компьютерной грамотностью и умением применять ее на практике. Для этого необходимо постоянно повышать свою квалификацию и заниматься самообразованием.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антипов И.Н. О преподавании информатики в младших классах. // Информатика и образование. - 1993. № 5. - С. 46-51.
- Владимирова Н.А. Дидактические игры на уроках информатики. // Информатика и образование. - 2005. № 4. - С. 48-51.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., М., 1962. - 120 с.
- Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. // Москва, Академия Айти, 2011 - С. 2-152
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Презентация к выступлению "Мои педагогические находки. Проектная деятельность в начальной школе"
Презентация победителя ПНП "Образование - 2011" к выступлению на предметной секции учителей начальных классов " Стандарты второго поколения замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение: М...
Выступление на педагогическом совете «Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках вступления в ФГОС.»
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вок...
Выступление на тему "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"
При реализации ФГОС ведущую роль в развитии современного ребенка должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектн...
Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....
Выступление по теме: «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях технологии проблемно-диалогического обучения»
Выступление «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях проблемно-диалогического обучения» было предложено слушателям курсов повышения квалификации учителей начальных классов в мар...
Доклад - выступление на тему: *Технология проблемного обучения в начальной школе.*
Выступление на ШМО начальной школы....