Выступление на МО. Тема "Воспитание как целенаправленная деятельность".
материал

Моценко Галина Александровна

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  методическом объединении

                                 от 23.03.2017г.

Учителя начальных классов школы « Интеллект»

 Моценко  Галины  Александровны

На тему: «Воспитание как целенаправленная  деятельность».

Воспитание – это процесс  систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной , общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить  отдельные составляющие , оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессе воспитания и образования существуют различия. В отличии от образования , где главной целью являются развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

   Таким образом воспитание в значительной степени  носит целенаправленный характер , который предполагает определённое направление воспитательной деятельности, осознание её конечных целей , а также содержит средства и методы достижения этих целей.

   Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением  специально организованных воспитательных действий .

Классификация методов воспитания

Упражнение                            Принуждение

Поощрение     Убеждение    Критика и самокритика

Пример                                      Соревнование

Метод убеждения – его сущность  постоянное обращение преподавателя к сознанию, чувствам и опыту воспитанников.

                                      Пути убеждения

 Словом                                                                 Делом

- разъяснение                                                     - на личном опыте

- доказательство                                                 - на опыте других

- опровержение

                                  Метод  принуждения  -   система дисциплинарно – педагогических  воздействий с целью исправить поведение.

                                Формы принуждения

- категорическое требование

- осуждение

- наложение взыскания

- выговор.

 Метод поощрения – система приёмов и средств морального и материального стимулирования.

                                  Формы поощрения

- выделение поступков как примерных , образцовых

- поощрительные обращения преподавателя к ученику

- поощрительные жесты, мимика преподавателя, оценочные суждения

- другие формы поощрения.

                 Направления воспитательного процесса 

Умственное  воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное развитие связано с физическим . У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития  ребёнка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста , в результате которого расширяется кругозор и пополняется словарный запас ребёнка.

Умственное воспитание основывается на:

- развитии воли, памяти, сообразительности  как основ познавательного , воспитательного и образовательного процессов

- формирование  культуры учебного и трудового процессов

- развитие личностных ткачеств-  расширение кругозора и словарного запаса , воображения, самостоятельности и способности к творчеству

- стимулирование интереса работы с книгой.

Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и её деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Главный путь нравственного формирования ребёнка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания.

Физическое воспитание зависит от того, на сколько правильно оно будет организовано. От этого зависит самочувствие , настроение, успехи в учёбе. Оно совершенствует  нравственно – волевые качества , является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата , различные процедуры закаливания, воспитание силы и воли характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание ,привитие культурно- гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное ив жизни и искусстве , обогащение духовного мира ребёнка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а так же развить способности, приобщить ребёнка к художественному  творчеству.

Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное  оформление  комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и  активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребёнка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам , флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастров.

    Кроме  вышеперечисленных направлений , в современном обществе формируются  новые направления воспитательной работы , такие как экономическое и правовое.

Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей семьи. Оно ставит целью развитие деловых качеств  человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчётливость,  и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Правовое воспитание основано на воспитании уважительного отношения к Конституции  и правам человека , а так же критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей  за их нарушение.

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет  формирование её нравственности . Дело в том , что люди , будучи членами социальной сис темы и находясь во множестве  общественных и личных связях между собой, должны быть определённым образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами общества, подчиняться определённым нормам, правилам и требованиям.

Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие  осмыслению и усвоению моральных идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий.

Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности ,отвечают  общим задачам воспитания. Вместе с тем учитываются особенности того или иного возраста, конкретные условия классного коллектива.

                   Основные формы метода убеждения

КЛАССНЫЙ ЧАС . Это наиболее распространённая форма организации  воспитательной работы классного руководителя. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный        час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему нужно готовиться так , чтобы он запомнился школьникам, оставил след  в их сознании, влиял на их поведение.

   Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся , уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В 1-2 классах  обычно проводятся беседы о трудолюбии и вежливости, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.. В 3-4 классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремлённости, культуре общения и др..

  Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся, никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем -  всем нужно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений .

БЕСЕДЫ. В воспитательной деятельности  большое ме6сто занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными  поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе  бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Наряду с  систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

В  деятельности классного руководителя особенно большое место занимает разъяснение « Правил для учащихся» как главных  критериев поведения для школьников. При проведении бесед следует меньше говорить о том , что нельзя делать , а рассказывать о том , что и зачем нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником. При индивидуальной беседе  важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

                                 Метод игровых ситуаций

 Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни является игра . Игровые ситуации позволяют легко , увлекательно , без назойливого дидактизма взрослых  усваивать на практике правила поведения. « Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность , работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе., когда вырастет. Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить.

Игровые ситуации проблемно – поискового характера. Уже в самом названии этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и проблемно – поисковый. Игра с элементами поиска- занятие увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально сближаются , взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного « вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания. В  группу этих  методов входит разыгрывание ситуаций разного  уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.

           Методы воздействия на эмоциональную сферу.

Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их переживания.  Методом , оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка , являются внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальным , так и невербальными средствами. Внушать –это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование  этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Здесь же надо сказать и об огромном  воспитательном воздействии экскурсионной формы работы.

Заключение.

  Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем  страны , о её молодёжи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в  бездуховности , безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время.

« Если человека учат добру - … в результате будет добро. Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей».

                                                                                                              В .А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения".

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности  в начальных классах в условиях здоровьесбережения".        Забота о здоровье детей подводит...

Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся"

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исслед...