Выступление на МО. Тема "Уроки нравственности".
материал
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
от 25 марта 2015 года
Из опыта работы учителя начальных классов
школы №504 ЮАО
Моценко Галины Александровны
по теме: «Уроки нравственности».
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений
- к родителям - к коллективу
- к окружающим - к обществу
- к Родине - к труду
- к своим близким - к самому себе
Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, Элементарные навыки нравственного поведения. Перед учителем стоит задача проводить эту работу систематически и целенаправленно.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Он отличается бескомпромиссностью нравственных требований к другим ,непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле – урок место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. В воспитательном отношении все предметы ,которые изучаются в школе, одинаково важны.
Но в образовательном отношении особая важность отводится урокам нравственности.
Уроки нравственности- новое направление в содержании школьного образования.
На уроках мы используем предоставленный нам учебно – методический комплект, состоящий из:
- книга для чтения « Азбука нравственности»
- рабочей тетради
- методического пособия для учителя.
Основное содержание учебной работы по курсу « Азбука нравственности» сводится к направлению
«Нравственные правила и поведение».
Это направление предусматривает работу по следующим разделам:
1. Правила поведения в школе.
2. Как быть аккуратным.
3. Правила вежливости.
4.Как быть трудолюбивым.
5.Базовые моральные представления.
6.Общение с окружающими.
7.Школьный этикет.
8. Культура поведения.
Процесс нравственного образования предполагает преемственность определённых общих положений, которые проходят единой нитью через все классы, все уроки и так или иначе раскрывают содержание этих уроков. Одновременно содержание не просто повторяется, но и обогащается новыми чертами, новым уровнем обобщений и связями с другими явлениями действительности.
Материал к урокам стараюсь подбирать с учётом его как позитивного так и негативного воздействия на сознание ребёнка. Но при этом никогда не отступать от народной традиции, что добро всегда побеждает зло.
Уже в первом классе основное внимание мы уделяем ознакомлению детей с правилами культуры поведения:
- на уроке - в столовой
- на перемене - в библиотеке
- в раздевалке - в общественном месте
Мы начинаем с правил вежливости, которую дети проявляют в ограниченном числе ситуаций, хорошо знакомым им, с форм проявления вежливости, которые так е ограничены( н-р «волшебные слова») с ряда действий ( встать при приветствии, ответе и пр.). Постепенно от отдельных правил поведения переходит к обобщённым положениям, включающим ряд правил объединяющих их устойчивое выполнение каждой личностью, в нравственных качествах, а позднее в группу взаимосвязанных качеств. Объединение качеств может быть связано с местом, обстоятельствами, в которых проявляются те или иные качества (содержание и форма поведения).Дети постепенно подводятся к мысли , что именно правила нравственного поведения определяют отношения с другими людьми. Если правила соблюдаются , то отношения между людьми складываются хорошие , доброжелательные, если же не соблюдаются, то отношения складываются неблагоприятно.
От класса к классу усиливается переход к самосознанию , самоизучению , самовоспитанию. Постепенно шаг за шагом создаётся основа для создания «образ –Я».
Выполнение правил является тем показателем, по которому можно судить о воспитанности детей.
При построении уроков нравственности надо учитывать психологические особенности младших школьников:
- эмоциональность
-преобладание наглядно – образного мышления
-конкретность
Поэтому часто уроки нравственности выходят за свои традиционные рамки и проводятся в самых разнообразных формах:
- этические беседы( основная форма рвботы)
-ролевые игры
- утренники
- работа в малых группах
-инсценировка
-конкурсы
- викторины и т.д.
Безусловно, главной формой работы на уроке является этическая беседа.
Коллективное обсуждение важных для детей вопросов, как бы объединяют их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обогащению и оценке имеющихся у детей опыта, приобретению знаний «впрок» для новых впечатлений, готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях.
Очень интересно прошли беседы на уроках по темам:
- Друзья Мойдодыра.
- Что такое взаимопомощь.
- Что такое справедливость.
- Надо быть бескорыстным.
- Добро и зло.
В конце урока ребята получают домашнее задание: нарисовать картину, прочитать книгу, выполнить любую творческую работу по желанию.
Если ребята, по началу, задания выполняли не все, то никаких порицаний они не получали, главное – мы обязательно отмечали тех, кто принёс работу. В результате работы, мы пришли к выводу, что нам необходим урок – отчёт по домашним работам. Такие уроки стали проводить один раз в четверть. На них ребята выступали со своей творческой работой. В классе почти не осталось таких , кто не выполнял домашнее задание. И раз от разу работы и выступления детей становились всё интереснее и интереснее.
Расскажу о других формах работы, где дети могут применить свои полученные знания.
3класс.
Раздел: Культура поведения.
Тема: Слово лечит, слово ранит.
Цель: показать детям значение слова в общении, отношениях людей, объяснив, что слово может быть и поступком.
На занятии дети изготовили из цветной бумаги цветок « вежливости». На каждом лепестке написали «вежливые» слова. Затем класс разделился на 4 команды и каждая команда выбрала один из лепестков цветка. Перед ребятами стояла задача: подготовить миниинсценировку , в которой они спрячут своё «вежливое» слово , а другие команды должны это слово отгадать.
Сценки могут быть такими:
- ученик опоздал в класс, ему надо войти на урок
- ребята обедают в столовой, нужно поблагодарить повара
- ученик заболел, его пришёл навестить друг, ему надо подбодрить своего товарища. И т.д.
Раздел: Поведение в школе.
Тема: Общее дело – работа каждого.
Цель: для выполнения общих дел нужна взаимопомощь.
В школе находится музей боевой славы. Наш класс получил задание восстановить альбом , отражающий героический путь 17 стрелковой дивизии.
Для выполнения этого задания :
1.Ребята распределили между собой всю работу.
2. Продумали её выполнение по времени.
3.Провели работу по сбору дополнительного материала.
4. Выполнили общее намеченное дело.
5. Подвели итоги.
Для выполнения этого задания , ребята неоднократно побывали в школьном музее, встретились с ветеранами Великой Отечественной войны, активистами нашего музея.
Результат- восстановленный альбом.
4класс
Раздел: Школьный этикет.
Тема: Подарки к торжествам и праздникам.
Цель: отношение к подаркам, которые ты даришь и получаешь.
Научить дарить то , что может порадовать, как надо преподносить подарки.
На уроках технологии и ИЗО дети готовили подарки к «Дню защитника Отечества»- рисунки, открытки, аппликации.
На урок нравственности дети принесли свои поделки, мы с ними обсудили , почему папам будет гораздо приятнее получить подарок, который изготовлен своими руками, нежели куплен в магазине. Ребята разделились на группы и разыграли сценки, как подарить подарок и ка его получить.
На этом же занятии прошла работа в группах по изготовлению подарка для Совета Ветеранов войны. Ребята выполнили работу – коллаж на военную тему.
Не менее интересна работа , где используется преемственность поколений.
И в заключении хочу сказать, что уроки нравственности необходимы в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Нравственное воспитание младшего школьника"
выступление: статья+презентация...
Выступление на методсовете "Духовно-нравственное воспитание и особенности его реализации в начальной школе"
Из опыта работы школы...
Выступление на педсовете Основы нравственности у младших школьников
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Перемены в области просвещения , из...
Темаурока: Whatareyourfavoriteanimals? («Какиетвоилюбимыеживотные?»)
Дата:Класс: 4 «_» класс.Длительностьурока: 40 минутТемаурока: Whatareyourfavoriteanimals? («Какиетвоилюбимыеживотные?»)Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока:тренировать на...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"
В выступлении приводятся доказательства о том, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....
Выступление на методическом совете "Нравственное воспитание"
Содержание нравственного воспитаниямладших школьников Выступление на методическом совете. Учитель Карп Татьяна ВладимировнаМОУ «Волосовская НОШ» Нравственное воспитание является ...