Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
учебно-методический материал
Материал предназначен для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektno-issledovatelskoy_deyatelnostiword.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ» п. Каджером
Доклад составила учитель начальных классов
Ильчук С.П.
- Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования для активного освоения новых способов человеческой деятельности (определение по Солоповой Н., Шельповой Н.).
- Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
- В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
- В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
- «Проектная деятельность является и результатом, и процессом, имеет объективно – субъективный характер и субъективную ценность, и может быть рассмотрена как средство обучения, что обеспечивает управление учебным процессом, его содержанием и процессуальной основой» (Матяш Н.В.)
- «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
- Карл Маркс считал, что «Проектная деятельность представляет собой чисто человеческий феномен, связанный с интеллектом человеческой личности, ее способностью оперировать знаками и моделями»
- Сергеев И.С. «Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта»
- «Проектная деятельность – инновационная деятельность, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать» Громыко Ю.В.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения.
- обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
- использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Компетенции, формируемые при использовании метода проектов
Коммуникативные компетенции:
- Работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли.
- Устанавливать целесообразные отношения в группе и т.д.
Жизнь в многокультурном обществе:
- Знакомиться с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- проявлять толерантность и т. д.
Информационные компетенции:
- Осуществлять сбор информации, используя различные носители, обработку, применение в деятельности и т.д.
Личностные и социальные компетенции:
- Проявлять активность, инициативность, самостоятельность и др.;
- Брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения и т.д.
Компетенции, позволяющие выполнять исследование:
- Увидеть проблему, выдвинуть гипотезы ее решения,
- организовать деятельность по проверке гипотезы,
- сформулировать выводы, оформить результаты и др.
Типология проектов
По доминирующей в проекте деятельности выделяют:
- Исследовательские
- Творческие
- Ролевые,
- Игровые - информационные
- Практико-ориентированные
По предметно-содержательной области выделяют:
- Монопроекты - в рамках одного предмета.
- Межпредметные
По количеству участников выделяют:
- Краткосрочные (несколько уроков)
- Средней продолжительности (от недели до месяца)
- Долгосрочные (от месяца до нескольких)
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
- Педагог: Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
- Дети: Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели
Планирование работы:
- определение источников информации
- планирование способов сбора и анализа информации
- планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт может быть в форме отчета (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов), сборника, фильма, макета, конференции и т.д.
- установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов
- распределение обязанностей среди членов команды
- Педагог: Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
- Дети: Вырабатывают план действий.
- Формулируют задачи.
Исследовательская деятельность
- Сбор и обработка информации,
- Решение промежуточных задач.
- Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.
Педагог: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников.
Дети проводят исследования, решая промежуточные задачи
Результаты или выводы
- Анализ информации.
- Формулировка выводов.
- Оформление результата
- Подготовка к защите проекта
- Учащиеся делятся на группы и представляют проект на конференции
- оформляют портфолио
- готовят стендовую защиту
- разрабатывают электронную презентацию и т.д.
- Анализируют информацию.
- Оформляют результаты.
- Педагог: Наблюдает, советует
Представление готового продукта
- Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
- Представление разнообразных форм результата работы.
- Педагог: Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
- Дети: Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.
Оценка процесса и результатов работы
- Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)
- Дети: Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
- Педагог: Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.
Критерии оценки проектной работы учащихся
- Содержание
- Самостоятельная работа группы
- Оформление проектной работы
- Защита проектной работы
Содержание
- Полнота раскрытия темы
- изложение аспектов темы
- изложение стратегии решения проблемы
- логика изложения информации
- использование ресурсов
Самостоятельная работа группы
- Слаженная работа в группе
- Распределение ролей в группе
- Авторская оригинальность
- Степень самостоятельности работы группы
Оформление проектной работы
- Стиль
- Использование цвета
- Анимационные эффекты
- Расположение информации на слайде
- Разнообразие видов слайдов
- Использование графиков, рисунков, музыки, видео в работе
- Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток
Защита проектной работы
- Качество доклада
- Объем и глубина знаний по теме
- Культура речи, манера держаться перед аудиторией
- Ответы на вопросы
- Деловые и волевые качества докладчика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников
Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников
Защита опыта по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников" Резванова О.Н....
Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.
Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...
Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"
Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....