УП для УО ФГОС
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Утвержден
Приказом директора МБОУ СОШ № 2
имени адмирала Ушакова от _______2017г.№__
_________________/ О.Б. Белкиной/
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общего образования для учащихся с умственной отсталостью
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Адмирала Ушакова
муниципального образования город-курорт Геленджик
на 2017-2018 учебный год
Принято педагогическим советом
Протокол № 1 от «30» 08.2017г.
город-курорт Геленджик
2017г.
Пояснительная записка к учебному плану
для учащихся с умственной отсталостью
Учебный план предназначен для детей с легкой умственной отсталостью (первый вариант).
Содержание начального общего образования обучающихся с УО реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учётом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.
Одна из основных целей МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова - реализация прав личности ребёнка с УО на образование, трудовую деятельность и создание максимально благоприятных условий для их развития с целью подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с их психофизическими возможностями.
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ №м 2 им. Адмирала Ушакова для обучающихся с УО разработан на основе:
*Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
* Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью утв. Приказом № 1599 от 19.12.2014 г.;
* Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего среднего общего образования";
* федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,
* СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
* Письма Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г. ИК 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».
Обучение детей с УО носит коррекционно-развивающий характер, направлено на ликвидацию имеющихся или предупреждение возможных пробелов в знаниях обучающихся. В коррекционно-развивающую работу в образовательном процессе включены групповые и индивидуальные коррекционные занятия с целью преодоления специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных обучающихся. Занятия ведутся индивидуально или в группах (2-3 учащихся), укомплектованных на основе сходства устраняемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия, в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 начинаются во второй половине дня через 40 минут после окончания последнего урока. Данную работу с обучающими, кроме педагогов, ведут, по своему плану, школьный психолог и логопед.
Учебный процесс в МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова обучающихся с УО осуществляется на основе программ основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.
Цель учебного плана:
- Коррекционная (преодоление отставаний, неуспеваемости, отклонений, нарушений, дефектов)
- Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха)
- Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)
Учебный план начального общего образования (нормативный срок освоения - 4 года) для детей с УО составлен с учетом решения следующих задач:
- воспитание и развитие обучающихся;
- овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения, речи и общения, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
- компенсация отставания в развитии обучающихся, устранение пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных особенностей, возникших в результате нарушенного развития (особенности мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.).
Реализация учебного плана на ступени начального общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- базовых учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план, и в целом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, состоят из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования (как и входящего в нее учебного плана) составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30 % от общего объема ООП НОО.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей (Язык и речевая практика, математика, естествознание, человек и общество, искусство, технология, физическая культура), которые реализуются в общеобразовательных классах с обучающимися в них детьми с УО, реализующих АООП НОО для обучающихся с УО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательные предметные области и основные задачи и реализации содержания предметных областей приведены в таблице.
№ п/п | Предметные области | Учебные предметы | Основные задачи реализации содержания |
1 | Язык и речевая практика | Русский язык
| Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач |
Чтение (Литературное чтение) | Осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов, воспитание чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных произведений. | ||
Речевая практика | Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и граматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. | ||
2 | Математика | Математика и информатика | Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности. |
3 | Естествознание | Мир природы и человека | Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. |
4 | Искусство | Музыка | Формирование и развитие элементарных умений и навыков способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. |
Рисование | Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать « красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. | ||
5. | Технология | Ручной труд | Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. |
6. | Физическая культура | Адаптивная физическая культура | формирование установки на сохранение и укрепление здоровья; навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта; формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.; формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой и др.)в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; воспитание нравственных и морально-волевых (настойчивости, смелости), качеств и свойств личности; |
В инвариантой части полностью реализуются государственные общеобразовательные программы, что обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков и обеспечивает возможность продолжения образования в любом регионе страны.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности;
- приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Вариативная часть учебного плана отражает особенности классов, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Школьный компонент реализуется через коррекционно-развивающую область, где особое внимание уделяется коррекции дефекта и формированию адаптации личности в современных жизненных условиях. В неё включена система коррекционных занятий с обучающимися.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет школа.
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 40 минут каждый.
В 1 классе вводится ежедневная динамическая пауза (после 2-го урока), которая используется для физической разгрузки обучающихся.
Региональной спецификой учебного плана является введение учебного предмета «Кубановедение» с 1 по 4-ый класс из части, формируемой участниками образовательных отношений. Со 2-го класса введён учебный предмет «Иностранный язык» (английский) - 2 часа в неделю.
Согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10 рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Предмет «Физическая культура ведётся по 3 часа в неделю. Третий час направлен на укрепление здоровья школьников, увеличение объёма двигательной активности обучающихся, развитие их физических качеств и привитие навыков здорового образа жизни. С учётом внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 класса отводится более 4 часов занятий физической культурой.
Учебные предметы «Музыка», «Физическая культура», «Иностранный язык» реализуют учителя соответствующей специальности и квалификации.
Для реализации потенциала обучающихся (детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 классе – не менее 34 недель.
В обучении детей с УО предусматривается интегрированное обучение. Основной задачей интегрированного обучения детей с УО в школе является стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные группы.
недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы | ||||||
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
1. Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика | 5 4 - | 5 2 2 | 5 2 2 | 5 2 2 | 20 10 6 |
2. Математика | 2.1.Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
3. Естествознание | 3.1.Мир природы и человека | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
4. Искусство | 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 4 4 |
5. Физическая культура | 5.1. Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
6. Технологии | 6.1. Ручной труд | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Итого | 21 | 20 | 20 | 20 | 81 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (Кубановедение) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | |
Внеурочная деятельность | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | |
Всего к финансированию | 29 | 28 | 28 | 28 | 113 |
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, духовно – нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Общеобразовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, конкурсы, соревнования, поисковые исследования и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся, образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. План внеурочной деятельности обучающихся 1- 4 классов составлен с учетом изменений в ФГОС НОО утвержденных приказом Минобнауки России от 22.09.2011 № 2357, интересов обучающихся, возможностей МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова. Является вместе с учебным планом основным организационным механизмом реализации образовательной программы.
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психо-коррекционные занятия) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляться, исходя из психофизических особенностей обучающихся с УО на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в максимальную нагрузку.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения
В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по технологии 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...
Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...