Мониторинг качества образования в специальной (коррекционной) школе 8 вида
статья

Ступкина Татьяна Валентиновна

Мониторинг качества образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обучения.

В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить качество усвоения воспитанником того или иного умения.

Диагностическая карта составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (0-4 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns_portala_0.docx22.19 КБ
Файл diagnosticheskaya_karta_0.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Карева Ольга Петровна, Ступкина Татьяна Валентиновна,

 учителя начальных классов ГБСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 613 Московского района Санкт-Петербурга   

Чтобы воспитать человека во всех отношениях,

нужно знать его во всех отношениях.

К.Д.Ушинский

Для того чтобы обучение было успешным, учителю  необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе.

 Самым важным результатом обучения – освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ - должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства. Развитие самого «проблемного» ребенка в контексте культурных ценностей открывает ему возможности осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе. Требования к образовательным результатам следует рассматривать как описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида.

Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования, учитывая, что у ребенка с ОВЗ может быть свой – индивидуальный – темп освоения содержания образования, и его стандартизация в относительно коротких временных промежутках объективно невозможна. В данном случае речь идет о требованиях к результатам начального школьного обучения во всех четырех вариантах стандарта для каждой категории детей с ОВЗ.

Предлагается описывать ожидаемые результаты освоения ребенком выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – «академический» и «жизненной компетенции».

Мониторинг качества образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обучения. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Данная диагностическая карта составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы). Это своего рода программа отслеживания образовательных достижений учащихся, которая позволяет:

  • выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
  • определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
  • скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.

В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить качество усвоения воспитанником того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня.

Одной из основных задач начального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является формирование основ элементарных знаний в таких образовательных областях, как язык и речевая практика, математика и применение математических знаний, естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром, знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми, знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества, обществознание – практика жизни в социуме. По этим основным параметрам построена таблица.

Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися с ОВЗ были определены этапы обучения, от 0 класса до 4, на которых отражается динамика обучаемости школьников в течение учебного года и планируется коррекционная работа над пробелами в знаниях учащихся. Выбор не случаен, т.к. учителю начальных классов необходимо знать уровень знаний, умений и навыков, с которым ребенок поступает в 1 класс. Далее отслеживается динамика по полугодиям.

Все параметры оцениваются методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:

  • навыка нет – 0
  • начинающийся навык – 1
  • в стадии формирования – 2
  • сформирован – 3

Данная система диагностики позволяет:

  1. Получить для педагогов и организаторов школьной психологической службы достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ученика, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесса.
  2. Осуществить попытку дифференциации учащихся по уровню развития общих способностей.
  3. На основании данных исследований в течение ряда лет при систематической работе проследить динамику развития общих способностей учащихся за период обучения в школе.
  4. Разработать общие и индивидуальные рекомендации по коррекции умственного развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых учащихся до уровня сильных, а также установить правильное направление развития детей, обнаруживающих особые способности.
  5. Проанализировать причины неуспеваемости школьников.
  6. Положить материалы, полученные в ходе исследования, в основу внутришкольного контроля для сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения и проведения планомерной работы с учителями начальных классов.

Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Нецелесообразно рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики развития ребенка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные западения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. Вместе с тем учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребенка в достижении ориентиров заданных стандартом и максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков выбранной области образования.

Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.


Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. (Под ред. И.М.Бгажноковой).
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  подготовительный, 1-4 классы. М., « П.», 2004. (Под ред. В.В.Воронковой).
  3. Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова: Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения// Дефектология. №1/2010. С.6-22.



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта учени ________  школы № 613

Условные обозначения:

  • навыка нет – 0
  • начинающийся навык – 1
  • в стадии формирования – 2
  • сформирован – 3

Наименование

0

1

2

3

4

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

1п/г

2п/г

  1. Графо-моторные умения

Умение ориентироваться в пространстве тетради

Умение правильно держать ручку

Обводка (шаблона, трафарета, по контуру, по точкам)

Штриховка по указанному направлению

Рисование геометрических фигур по клеткам

Рисование по ориентировочным точкам

Конструирование из геометрических фигур

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме

Работа мелом на доске

  1. Знания об окружающем мире

Знание и называние своих данных (Ф. И.)

Знание имен своих родителей

Знание своего адреса

Названия основных цветов

Размер предметов (согласно программе)

Названия  частей суток

Названия дней недели

Названия дней (вчера, сегодня, завтра)

Определение времен года

  1. Социальная адаптированность

Умение сидеть за партой

Умение слушать и понимать объяснения и указания учителя

Умение поднимать руку при желании что-то сказать

Умение просить разрешения выйти из класса

Навыки самообслуживания (умение пользоваться туалетом, поведение в столовой)

Способность раздеть/разуть и одеть/обуть себя

Умение вести себя в общественных местах

Умение внятно выражать свои просьбы и желания, употреблять «вежливые» слова

Умение правильно здороваться и прощаться

Соблюдение правил личной гигиены

Умение выполнять несложные речевые инструкции

Участие в игровой деятельности

  1. Развитие связной речи

Узнавание и называние конкретных предметов, изображенных на предметной картинке

Связное высказывание по несложной сюжетной картинке (серии картинок)

Объем словарного запаса по основным лексическим темам

Различение звуков окружающей действительности (шуршание, топот, хлопки)

 Узнавание и имитация голосов животных (знание кто и как голос подает)

Способность к участию в диалоге

Разучивание стихотворений

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Умение восстанавливать деформированный текст

Изложение текста по плану и опорным словам

  1. Чтение и развитие речи

Практическое овладение терминами «слово» и «предложение»

Практическое овладение термином «слог»

Умение делить слова на слоги

Умение слышать и выделять первый звук в слове

Дифференциация гласных и согласных звуков на слух и в произношении

Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или с опорой на наглядные средства

Соотнесение звука и буквы

Усвоение звуков и букв по мере их изучения

Образование и чтение слогов

Побуквенное чтение

Рубленное слоговое чтение

Чтение по слогам с последующим их повторением целым словом

Чтение целым словом

Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой

Понимание прочитанного

Выборочное чтение по заданию учителя

Пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому предложению

Пересказ с опорой на серию сюжетных картин или рисунок (со 2 класса)

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту (с 3 класса)

Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей, использование этих слов в пересказе (с 3 класса)

Чтение по ролям

Запоминание диалогов, работа над драматизацией

Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям (с 4 класса)

Подробный пересказ

Выборочный пересказ

Чтение «по цепочке»

Пересказ «по цепочке»

Соблюдение паузы и интонации конца

  1. Письмо и чистописание

Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий по ориентирам

Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий по образцу

Соединение палочек в разных сочетаниях

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и заглавных букв

Списывание рукописного текста с доски и с «Букваря»

Списывание печатного текста с доски и с «Букваря»

Употребление заглавной буквы в начале предложения

Употребление точки в конце предложения

Заглавная буква в именах собственных

Письмо под диктовку

Вставка пропущенных букв в словах под картинками

Вставка пропущенных букв при списывании с доски

Соединение письменных букв в слоги и слова

Списывание предложений с дополнением пропущенных слов

Выполнение письменных упражнений по учебнику с помощью учителя

Выполнение письменных упражнений по учебнику самостоятельно

Письмо под диктовку с соблюдением изученных правил правописания

Различение частей речи соответственно программе

Раздельное написание предлогов

Знание и нахождение в предложении главных членов

Выделение ударной гласной

Каллиграфическая оформленность написанного

Правописание словарных слов

Умение пользоваться словарем, данным в учебнике

Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями, синонимами

Деление текста на предложения

Различение предложений по интонации, применение знаков препинания

  1. Математика

Сравнение и различение предметов по цвету, массе, форме

Определение положения предметов в пространстве на плоскости

Временные представления

Счет прямой (по программе)

Счет обратный (по программе)

Соотношение цифры с количеством предметов

Место числа в изучаемом отрезке числового ряда

Состав чисел

Знание арифметических действий, умение их применять

Узнавание, называние, классификация геометрических фигур, определение формы знакомых предметов

Умение писать цифры, соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой

Умение решать простые задачи( с помощью учителя, самостоятельно)

Умение решать составные задачи (с помощью учителя, самостоятельно)

Счет по 1 и равными числовыми группами

Величины и действия с ними

Десятичный состав двузначных чисел (место единиц и десятков)

Черчение и измерение отрезков с помощью линейки

Вычерчивание геометрических фигур

Образование, чтение, запись чисел второго десятка

Использование знаков сравнения множеств

Определение времени по часам

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Знание, называние, счет круглыми десятками в пределах 100 (прямой и обратный порядок)

Представление о действии умножения, запись примеров

Представление о действии деления, запись примеров

Умение использовать таблицы умножения и деления

Скобки, действия I и II степени

Умение кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия (с помощью учителя, самостоятельно)

  1. Изобразительная деятельность

Организация рабочего места

Ориентирование на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования форме

Использование только одной стороны листа бумаги при рисовании

Обводка карандашом несложных шаблонов, проведение от руки линий разного направления

Закрашивание рисунка цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов

Использование данных ориентиров и в соответствии с ними размещение изображений на листе

Рисование от руки предметов основных геометрических форм

Понимание принципа повторения или чередования элементов в узоре

Правильное распределение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги

Понимание композиции рисунка (размеры предметов)

Различение и называние цветов и их оттенков

  1. Трудовое обучение

Знание названия материалов, используемых для работы

Знание названия операций, необходимых для обработки материала

Умение выполнять работу по образцу

Умение выполнять работу по аналогии с учителем

Умение выполнять работу по словесной инструкции

Определение места приклеивания аппликации, присоединение дополнительных деталей (с опорой на образец, самостоятельно)

Работа с ножницами

Знание правил безопасной работы с инструментами

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...

Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Мониторинг образовательных достижений обучающихся, как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении....

Мониторинг качества образования в школе VIII вида (соавтор Ступкина Т.В.)

Мониторинг качества образования в школе VIII вида является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завер...

Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.

Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...