Мониторинг качества образования в специальной (коррекционной) школе 8 вида
статья
Мониторинг качества образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обучения.
В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить качество усвоения воспитанником того или иного умения.
Диагностическая карта составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (0-4 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_ns_portala_0.docx | 22.19 КБ |
diagnosticheskaya_karta_0.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Карева Ольга Петровна, Ступкина Татьяна Валентиновна,
учителя начальных классов ГБСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 613 Московского района Санкт-Петербурга
Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях.
К.Д.Ушинский
Для того чтобы обучение было успешным, учителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе.
Самым важным результатом обучения – освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ - должно стать введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из ее образовательного пространства. Развитие самого «проблемного» ребенка в контексте культурных ценностей открывает ему возможности осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе. Требования к образовательным результатам следует рассматривать как описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида.
Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования, учитывая, что у ребенка с ОВЗ может быть свой – индивидуальный – темп освоения содержания образования, и его стандартизация в относительно коротких временных промежутках объективно невозможна. В данном случае речь идет о требованиях к результатам начального школьного обучения во всех четырех вариантах стандарта для каждой категории детей с ОВЗ.
Предлагается описывать ожидаемые результаты освоения ребенком выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, в которых уже заложены оба компонента – «академический» и «жизненной компетенции».
Мониторинг качества образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обучения. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Данная диагностическая карта составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы). Это своего рода программа отслеживания образовательных достижений учащихся, которая позволяет:
- выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
- определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
- скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.
В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить качество усвоения воспитанником того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня.
Одной из основных задач начального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является формирование основ элементарных знаний в таких образовательных областях, как язык и речевая практика, математика и применение математических знаний, естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром, знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми, знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества, обществознание – практика жизни в социуме. По этим основным параметрам построена таблица.
Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися с ОВЗ были определены этапы обучения, от 0 класса до 4, на которых отражается динамика обучаемости школьников в течение учебного года и планируется коррекционная работа над пробелами в знаниях учащихся. Выбор не случаен, т.к. учителю начальных классов необходимо знать уровень знаний, умений и навыков, с которым ребенок поступает в 1 класс. Далее отслеживается динамика по полугодиям.
Все параметры оцениваются методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:
- навыка нет – 0
- начинающийся навык – 1
- в стадии формирования – 2
- сформирован – 3
Данная система диагностики позволяет:
- Получить для педагогов и организаторов школьной психологической службы достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ученика, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесса.
- Осуществить попытку дифференциации учащихся по уровню развития общих способностей.
- На основании данных исследований в течение ряда лет при систематической работе проследить динамику развития общих способностей учащихся за период обучения в школе.
- Разработать общие и индивидуальные рекомендации по коррекции умственного развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых учащихся до уровня сильных, а также установить правильное направление развития детей, обнаруживающих особые способности.
- Проанализировать причины неуспеваемости школьников.
- Положить материалы, полученные в ходе исследования, в основу внутришкольного контроля для сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения и проведения планомерной работы с учителями начальных классов.
Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Нецелесообразно рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики развития ребенка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные западения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. Вместе с тем учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребенка в достижении ориентиров заданных стандартом и максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков выбранной области образования.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Литература:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. (Под ред. И.М.Бгажноковой).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы. М., « П.», 2004. (Под ред. В.В.Воронковой).
- Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова: Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения// Дефектология. №1/2010. С.6-22.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта учени ________ школы № 613
Условные обозначения:
- навыка нет – 0
- начинающийся навык – 1
- в стадии формирования – 2
- сформирован – 3
Наименование | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1п/г | 2п/г | 1п/г | 2п/г | 1п/г | 2п/г | 1п/г | 2п/г | ||
| |||||||||
Умение ориентироваться в пространстве тетради | |||||||||
Умение правильно держать ручку | |||||||||
Обводка (шаблона, трафарета, по контуру, по точкам) | |||||||||
Штриховка по указанному направлению | |||||||||
Рисование геометрических фигур по клеткам | |||||||||
Рисование по ориентировочным точкам | |||||||||
Конструирование из геометрических фигур | |||||||||
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме | |||||||||
Работа мелом на доске | |||||||||
| |||||||||
Знание и называние своих данных (Ф. И.) | |||||||||
Знание имен своих родителей | |||||||||
Знание своего адреса | |||||||||
Названия основных цветов | |||||||||
Размер предметов (согласно программе) | |||||||||
Названия частей суток | |||||||||
Названия дней недели | |||||||||
Названия дней (вчера, сегодня, завтра) | |||||||||
Определение времен года | |||||||||
| |||||||||
Умение сидеть за партой | |||||||||
Умение слушать и понимать объяснения и указания учителя | |||||||||
Умение поднимать руку при желании что-то сказать | |||||||||
Умение просить разрешения выйти из класса | |||||||||
Навыки самообслуживания (умение пользоваться туалетом, поведение в столовой) | |||||||||
Способность раздеть/разуть и одеть/обуть себя | |||||||||
Умение вести себя в общественных местах | |||||||||
Умение внятно выражать свои просьбы и желания, употреблять «вежливые» слова | |||||||||
Умение правильно здороваться и прощаться | |||||||||
Соблюдение правил личной гигиены | |||||||||
Умение выполнять несложные речевые инструкции | |||||||||
Участие в игровой деятельности | |||||||||
| |||||||||
Узнавание и называние конкретных предметов, изображенных на предметной картинке | |||||||||
Связное высказывание по несложной сюжетной картинке (серии картинок) | |||||||||
Объем словарного запаса по основным лексическим темам | |||||||||
Различение звуков окружающей действительности (шуршание, топот, хлопки) | |||||||||
Узнавание и имитация голосов животных (знание кто и как голос подает) | |||||||||
Способность к участию в диалоге | |||||||||
Разучивание стихотворений | |||||||||
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | |||||||||
Умение восстанавливать деформированный текст | |||||||||
Изложение текста по плану и опорным словам | |||||||||
| |||||||||
Практическое овладение терминами «слово» и «предложение» | |||||||||
Практическое овладение термином «слог» | |||||||||
Умение делить слова на слоги | |||||||||
Умение слышать и выделять первый звук в слове | |||||||||
Дифференциация гласных и согласных звуков на слух и в произношении | |||||||||
Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или с опорой на наглядные средства | |||||||||
Соотнесение звука и буквы | |||||||||
Усвоение звуков и букв по мере их изучения | |||||||||
Образование и чтение слогов | |||||||||
Побуквенное чтение | |||||||||
Рубленное слоговое чтение | |||||||||
Чтение по слогам с последующим их повторением целым словом | |||||||||
Чтение целым словом | |||||||||
Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой | |||||||||
Понимание прочитанного | |||||||||
Выборочное чтение по заданию учителя | |||||||||
Пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому предложению | |||||||||
Пересказ с опорой на серию сюжетных картин или рисунок (со 2 класса) | |||||||||
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту (с 3 класса) | |||||||||
Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей, использование этих слов в пересказе (с 3 класса) | |||||||||
Чтение по ролям | |||||||||
Запоминание диалогов, работа над драматизацией | |||||||||
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям (с 4 класса) | |||||||||
Подробный пересказ | |||||||||
Выборочный пересказ | |||||||||
Чтение «по цепочке» | |||||||||
Пересказ «по цепочке» | |||||||||
Соблюдение паузы и интонации конца | |||||||||
| |||||||||
Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий по ориентирам | |||||||||
Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий по образцу | |||||||||
Соединение палочек в разных сочетаниях | |||||||||
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и заглавных букв | |||||||||
Списывание рукописного текста с доски и с «Букваря» | |||||||||
Списывание печатного текста с доски и с «Букваря» | |||||||||
Употребление заглавной буквы в начале предложения | |||||||||
Употребление точки в конце предложения | |||||||||
Заглавная буква в именах собственных | |||||||||
Письмо под диктовку | |||||||||
Вставка пропущенных букв в словах под картинками | |||||||||
Вставка пропущенных букв при списывании с доски | |||||||||
Соединение письменных букв в слоги и слова | |||||||||
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов | |||||||||
Выполнение письменных упражнений по учебнику с помощью учителя | |||||||||
Выполнение письменных упражнений по учебнику самостоятельно | |||||||||
Письмо под диктовку с соблюдением изученных правил правописания | |||||||||
Различение частей речи соответственно программе | |||||||||
Раздельное написание предлогов | |||||||||
Знание и нахождение в предложении главных членов | |||||||||
Выделение ударной гласной | |||||||||
Каллиграфическая оформленность написанного | |||||||||
Правописание словарных слов | |||||||||
Умение пользоваться словарем, данным в учебнике | |||||||||
Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями, синонимами | |||||||||
Деление текста на предложения | |||||||||
Различение предложений по интонации, применение знаков препинания | |||||||||
| |||||||||
Сравнение и различение предметов по цвету, массе, форме | |||||||||
Определение положения предметов в пространстве на плоскости | |||||||||
Временные представления | |||||||||
Счет прямой (по программе) | |||||||||
Счет обратный (по программе) | |||||||||
Соотношение цифры с количеством предметов | |||||||||
Место числа в изучаемом отрезке числового ряда | |||||||||
Состав чисел | |||||||||
Знание арифметических действий, умение их применять | |||||||||
Узнавание, называние, классификация геометрических фигур, определение формы знакомых предметов | |||||||||
Умение писать цифры, соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой | |||||||||
Умение решать простые задачи( с помощью учителя, самостоятельно) | |||||||||
Умение решать составные задачи (с помощью учителя, самостоятельно) | |||||||||
Счет по 1 и равными числовыми группами | |||||||||
Величины и действия с ними | |||||||||
Десятичный состав двузначных чисел (место единиц и десятков) | |||||||||
Черчение и измерение отрезков с помощью линейки | |||||||||
Вычерчивание геометрических фигур | |||||||||
Образование, чтение, запись чисел второго десятка | |||||||||
Использование знаков сравнения множеств | |||||||||
Определение времени по часам | |||||||||
Сложение и вычитание без перехода через разряд | |||||||||
Сложение и вычитание с переходом через разряд | |||||||||
Знание, называние, счет круглыми десятками в пределах 100 (прямой и обратный порядок) | |||||||||
Представление о действии умножения, запись примеров | |||||||||
Представление о действии деления, запись примеров | |||||||||
Умение использовать таблицы умножения и деления | |||||||||
Скобки, действия I и II степени | |||||||||
Умение кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия (с помощью учителя, самостоятельно) | |||||||||
| |||||||||
Организация рабочего места | |||||||||
Ориентирование на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования форме | |||||||||
Использование только одной стороны листа бумаги при рисовании | |||||||||
Обводка карандашом несложных шаблонов, проведение от руки линий разного направления | |||||||||
Закрашивание рисунка цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов | |||||||||
Использование данных ориентиров и в соответствии с ними размещение изображений на листе | |||||||||
Рисование от руки предметов основных геометрических форм | |||||||||
Понимание принципа повторения или чередования элементов в узоре | |||||||||
Правильное распределение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги | |||||||||
Понимание композиции рисунка (размеры предметов) | |||||||||
Различение и называние цветов и их оттенков | |||||||||
| |||||||||
Знание названия материалов, используемых для работы | |||||||||
Знание названия операций, необходимых для обработки материала | |||||||||
Умение выполнять работу по образцу | |||||||||
Умение выполнять работу по аналогии с учителем | |||||||||
Умение выполнять работу по словесной инструкции | |||||||||
Определение места приклеивания аппликации, присоединение дополнительных деталей (с опорой на образец, самостоятельно) | |||||||||
Работа с ножницами | |||||||||
Знание правил безопасной работы с инструментами | |||||||||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...
Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Мониторинг образовательных достижений обучающихся, как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении....
Мониторинг качества образования в школе VIII вида (соавтор Ступкина Т.В.)
Мониторинг качества образования в школе VIII вида является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завер...
Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида). Программа специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ....
Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.
Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...