Диагностика готовности детей к обучению в начальной школе
материал

Протопопова Алёна Сергеевна

эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В связи с этим в настоящем издании собраны не просто методики, а целые программы, позволяющие проводить полноценную диагностику готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности каждого компонента школьной зрелости.
В работе изложены 5 программ (включающие в себя специально подобранные методики), 5 методик для определения ведущих мотивов учения и методика исследования обучаемости, пользующаяся большой популярностью из-за ее практической значимости, которую можно применять как самостоятельно, так и дополнительно к программам.
Материалы по каждой из диагностических методик представлены в следующем порядке:

  • цель исследования с помощью данной методики;
  • необходимый диагностический материал;
  • особенности предъявления инструкции;
  • особенности проведения исследования;
  • оценка результатов;
  • интерпретация данных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика  готовности детей к обучению в начальной школе

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В связи с этим в настоящем издании собраны не просто методики, а целые программы, позволяющие проводить полноценную диагностику готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности каждого компонента школьной зрелости.
В работе изложены 5 программ (включающие в себя специально подобранные методики), 5 методик для определения ведущих мотивов учения и методика исследования обучаемости, пользующаяся большой популярностью из-за ее практической значимости, которую можно применять как самостоятельно, так и дополнительно к программам.
Материалы по каждой из диагностических методик представлены в следующем порядке:

  • цель исследования с помощью данной методики;
  • необходимый диагностический материал;
  • особенности предъявления инструкции;
  • особенности проведения исследования;
  • оценка результатов;
  • интерпретация данных.

Диагностическая программа 1

Автор: И.В. Дубровина и др.

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя четыре сферы: 1) аффективно-потребностная; 2) произвольная; 3) интеллектуальная; 4) речевая.

Исследование аффективно-потребностной сферы.
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка
Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.
Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?»
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).
б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника
Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.
Вопросы могут быть такими:

  • Что ты знаешь о школе?
  • Как ты думаешь, что там будет интересного?
  • Ты со своими друзьями играешь в школу?
  • А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
  • Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
  • А сам ты умеешь читать?
  • А ты хочешь научиться читать, писать?
  • Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
  • Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
  • Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?

Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.

Исследование произвольной сферы
а) Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
Рисунок выглядит следующим образом:

домик

 

Пока ребенок рисует, стоит отметить:

  • ведущую руку;
  • как работает с образцом;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
  • исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

  • отсутствие какой-либо детали на рисунке;
  • увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
  • неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
  • отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
  • разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
  • наложение линий одна на другую.

За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет


Для детей 6 лет:

Для детей 7 лет:

1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень.

  •  
  • балл – высокий уровень;
  • балла – средний уровень;

> 3 баллов – низкий уровень.

б) Методика «Да и Нет»
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить? (Ребенок повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я тебе буду задавать вопросы, отвечая на которые нельзя будет говорить слова «да» и «нет». Понятно?»
После того, как ребенок подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.

Исследование интеллектуальной сферы.
а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой (приложения А, Б).
б) Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Оценка:
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

  • не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
  • выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
  • каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
  • на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

Исследование речевой сферы
Методика «Звуковые прятки».
Предназначена для проверки фонематического слуха.
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» - шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.
Форма протокола, заполняемого в процессе обследования, представлена ниже.


Протокол обследования

ФИ ребенка

 

 

 

 

Возраст

 

 

Дата обследования

 

Исследование аффективно-потребностной сферы

1. Доминирующий мотив:

 

а) познавательный

 

 

 

 

б) игровой

 

Беседа по выявлению внутренней позиции школьника

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

Исследование произвольной сферы

а) Методика «Домик»

 

 

высокий

средний

низкий

б) Методика «Да» и «Нет»

 

высокий

средний

низкий

Исследование интеллектуальной сферы

а) Методика исследования обучаемости А.Ивановой

ПО=

б) Методика «Сюжетные картинки»

высокий

средний

низкий

IV. Исследование речевой сферы

Методика «Звуковые прятки»

высокий

средний

низкий

Диагностическая программа 2

Данная программа является достаточно затратной по времени, однако она дает наиболее полное представление о сформированности самых необходимых для успешного школьного обучения психических и физических функций.
Описание диагностических процедур и оценка их выполнения

  • Общий кругозор (пункты «а» и «б» из протокола):

С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твоих родителей?
  • Как называется город (село), где ты живешь?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • В какое время года на деревьях появляются листья?
  • Что остается на земле после дождя?
  • Чем отличается день от ночи?
  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  • Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.

  • Ориентировка в окружающем, запас знаний:

Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т.п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т.д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т.п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.

  • Отношение к школе:

Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.

  • Мышление и речь (пункт «в» протокола).

Уровень развития мышления и речи определяется по четырем заданиям, каждое из которых оценивается.
А) Понимание грамматических конструкций.
Ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение. Ты внимательно послушай, а потом ответишь мне на вопрос. Договорились?»
Предложение: Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
Вопрос: Что Петя делал раньше: смотрел кино или читал книгу?
Если ребенок не может сразу ответить на вопрос, то предложение можно прочитать еще раз, а потом снова задать вопрос.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок дал верный ответ
«–» - если ребенок дал неверный ответ
Б) Выполнение словесных поручений
На столе рассыпать карандаши и рядом поставить коробку от них. Ребенку дается инструкция: «Собери карандаши, сложи их в коробку и поставь на подоконник». После того, как ребенок выполнил задание, задаются вопросы: где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?
Если ребенок не понял инструкцию и не приступает к ее выполнению, то ему дается упрощенное задание: «Возьми карандаши и положи их в коробку». Соответственно, задается вопрос: где теперь лежат карандаши?
Оценка результатов:
«+» - если ребенок всю инструкцию выполнил верно
«+-» - если выполнил упрощенную инструкцию
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание
В) Изменение существительных по числу
Ребенку дается инструкция: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени его так, чтобы получилось много предметов. Например: если один, то карандаш, а если много, то карандаши».
Слова для предъявления: книга, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.
Оценка результатов:
«+» - если ребенок допустил не больше двух ошибок
«+-» - от трех до шести ошибок
«–» - если ребенок сделал семь и более ошибок
Г) Рассказ по картинкам
Перед ребенком вразброс выкладывается 4-5 картинок, связанных одним сюжетом. Инструкция предлагается следующая: «У меня есть картинки, но они перепутались. Ты сложи их по порядку и придумай по ним рассказ».
Оценка результатов:
«+» - если ребенок верно разложил картинки и составил по ним рассказ
«+-» - если картинки разложил верно, но не рассказал по ним
«–» - если ребенок неверно разложил картинки
Итоговый уровень определяется по результатам всех четырех заданий:
Высокий – если четыре «+»
Низкий – если четыре «-» или два «-» и два «+-»
Средний – все остальные варианты

Образные представления (пункт «г» протокола).

Способность ребенка к образным представлениям обнаруживается с помощью двух методик:

А) Собирание разрезных картинок
Ребенку предъявляется разрезанная картинка (сначала сложный вариант) и дается инструкция: «У меня была картинка, но она сломалась. Помоги мне ее сложить». Если ребенок не справляется, то дается упрощенный вариант.
Картинки должны быть размером не менее 10*15, цветные, с крупными деталями. Разрезаются они следующим образом:

разрезные картинки

Оценка результатов:
«+» - если ребенок выполнил сложный вариант
«+-» - если выполнил упрощенный вариант
«–» - если ребенок вообще не выполнил задание
Б) Рисунок человека
Ребенку даются карандаши и листок бумаги со словами: «Нарисуй мне, пожалуйста, на память человека. Рисуй так, как у тебя получится».
Оценивается рисунок по трем критериям: наличие основных частей тела (голова, глаза, рот, нос, туловище, ноги, руки); наличие второстепенных деталей (пальцы, шея, уши, волосы, шапка, обувь, одежда); способ изображения рук и ног (двумя или одной чертой).
Оценка результатов:
«+» - если на рисунке изображены все семь основных частей, не менее 3-х второстепенных, руки и ноги изображены двумя чертами
«–» - 5 и менее основных частей и 5 и менее второстепенных
«+-» - все остальные варианты
Итоговый уровень определяется по результатам обоих заданий:
Высокий – если два «+»
Низкий – если два «-» или один «-» и один «+-»
Средний – все остальные варианты

  1. Анализ образца (пункт «д» протокола).

На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.
После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»

образец

Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:
Высокий – если он сам исправил ошибки
Низкий – если никак не исправляет
Средний – если исправляет с помощью вопросов

  1. Одномоментное восприятие количества (пункт «е» протокола).

На стол выкладывается две кучки спичек: около ребенка и около себя.
Инструкция: «Ты бери отсюда столько же спичек, сколько я буду брать. После этого мы спрячем спички в кулачок, а на счет раз-два-три откроем ладошки». Сначала берется одна спичка, несколько секунд показывается ребенку, и ладонь сжимается в кулак. Ребенок проделывает то же самое. Ошибки ребенка не исправляются. Таким образом, ребенку предъявляются до пяти спичек вразброс без повторений.
Итоговый уровень:
Высокий – если ребенок способен одномоментно воспринимать 4-5 спичек
Средний – если ребенок одномоментно воспринимает 3 спички
Низкий – 1-2 спички

8. Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».

дорожки

Итоговый уровень:
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.

9. Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:

  • пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
  • встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
  • ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень:
Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.


Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования

ФИО

Дата обследования

Дата рождения

Посещал ли детский сад

 

а) Ориентировка в окружающем, запас знаний:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

б) Отношение к школе:

 

9

10

11

 

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

в) Мышление и речь:

1

2

3

4

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

г) Образные представления:

1

2

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

д) Анализ образца:

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

е) Одномоментное восприятие количества:

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

ж) Мелкие движения:

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

з) Крупные движения:

Итоговый уровень:

высокий

средний

низкий

 

Диагностическая программа 3

Автор: Ю. Гильбух
Данная программа предназначена для экспресс-диагностики основных компонентов готовности к школе: она занимает всего 20-25 минут на одного ребенка и позволяет выявить уровень развития фонематического слуха, словаря, саморегуляции, кратковременной памяти, логического мышления и умственной активности.
1. Тест фонематического слуха
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.


Контрольная фонема Р:

Контрольная фонема С:

1 ряд: лама, рама
2 ряд: рампа, лампа
3 ряд: коробок, колобок
4 ряд: оклик, окрик

1 ряд: сон, тон
2 ряд: коса, коза
3 ряд: рассвет, расцвет
4 ряд: сытый, шитый

Контрольная фонема Ч:

Контрольная фонема Г:

1 ряд: чуб, щуп
2 ряд: чадить, щадить
3 ряд: чипать, щипать
4 ряд: почесть, пошесть

1 ряд: гора, кора
2 ряд: голос, колос
3 ряд: граб, краб
4 ряд: пороги, пороки

Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.
Оценка результатов:
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно;
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе;
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

2. Тест словаря
Цель: Определение уровня словарного развития.
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:

  • Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый
  • Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой
  • Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий
  • Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать
  • Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово … (называем первое слово из любой карточки)». Если ребенок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.
Оценка результатов:
За каждое слово выставляется оценка, а потом находится общая сумма. Таким образом, максимальная общая сумма может быть 20 баллов.
0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребенок отказывается его объяснить или дает неправильное объяснение);
1 балл – если ребенок понимает слово, но может объяснить его только с помощью жестов или рисунка;
1,5 балла – если ребенок словесно описывает предмет;
2 балла – если ребенок дает описание близкое к научному.

3. Тест копирования бессмысленных слогов
Цель: Определение уровня саморегуляции (т.е. умение выполнять долгое время малопривлекательное занятие).
Материал: 10 карточек с бессмысленными слогами, написанными каллиграфическим почерком (заглавная буква – 1,5 см, прописная – 1см).

  • Вел зу бот 5) Кот взо ли 9) Су боз кип
  • Ко рат вен 6) Бру то мас 10) Гор ну маж
  • Пул не бам 7) Тор же мур
  • Са пре веж 8) Лу кеб шал

Инструкция: «Пока нас с тобой здесь не было, сюда прибегал зайчик и оставил тебе записку. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но все-таки попробуй это перерисовать. Хорошо посмотри, как тут написано (подается листочек и ручка)».
Оценка результатов:
1 балл – «каракули»;
2 балла – есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв;
3 балла – если распознается 4 буквы;
4 балла – если можно прочитать все буквы;
5 баллов – если каждая буква написана четко, и все буквы под наклоном не > 30 градусов.

4. Тест кратковременной памяти и умозаключений
Цель: Определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления.
Инструкция: «Ты любишь разные рассказы? Сейчас я расскажу тебе маленький рассказик, а ты послушай внимательно и постарайся его запомнить, чтобы потом повторить слово в слово. Согласен?».
Ход проведения:
1 этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ до тех пор, пока он не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем, сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
2 этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.
Определение умственной активности
Из наблюдения во время обследования ребенка делаются выводы об уровне развития его умственной активности.
Низкий уровень – если к выполнению задания ребенок приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается во время работы. При выполнении теста фонематического слуха его интересует не обнаружение ошибок экспериментатора, а возможность проявления внешней реакции (хлопок по столу).
Средний уровень – если ребенок не проявляет интереса к выполнению задания, хотя в работу включается достаточно активно или сначала ребенок проявляет интерес, который потом очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно мало, и те направлены не на сущность задания, а на второстепенные моменты.
Высокий уровень – ребенок проявляет ярко выраженный интерес и к самим заданиям, и к эксперименту. Охотно поддерживает разговор, сам задает вопросы, в выполнение задания включается без промедления, самостоятельно преодолевает возникающие трудности, пытается продолжить общение с экспериментатором и по окончании собеседования.
Таблица 3 Определение уровня развития способностей по всем 4-м тестам


Способность/ уровень

Низкий

Средний

Высокий

Фонематический слух

0 баллов

1 балл

2-3 балла

Словарное развитие

6 л: 6,5 б.
7 л: 7-12 б.

6 л: 7-12б.
7 л: 12-15 б.

6 л: 12,5 б.
7 л: 15,5 б.

Развитие саморегуляции

1 балл

2-3 балла

4-5 баллов

Кратковременная память

6 л: 8; 7 л: 7

6 л: 5-7; 7 л: 4-6

6 л: 1-4; 7 л: 1-3

Логическое мышление

6 л: 10
7 л: 8

6 лет: 5-9
7 лет: 4-7

6 лет: 1-4
7 лет: 1-3

Диагностическая программа 4

Диагностическая карта

 

Д/сад №

 

 

Полный возраст

 

 

Фамилия, имя

 

 

Дата рождения

Дата обследования

 

1. Физиологическая зрелость

 

АаФилиппинский тест

 

 

 

б) Моторика (вырез кружка)

 

 

 

в) Ведущая рука

1)

2)

3)

 

2. Речь

 

а) звукопроизношение:

 

б) условные обозначения:

 

С –

Ж –

 

о – пропуск звука
= – замена звука
Û – смешение
? – искажение (какое)
N – норма

 

З –

Ш –

 

 

Р –

Щ –

 

 

Л –

Ч –

 

 

3. Фонематический слух

 

4. Словарь

 

5. Грамматический строй (подчеркнуть нужное):

 

а) форма описания

б) предложения

 

повествование

перечисление

распространенные

простые

 

в) части речи

существ. + глагол + прилагат. + др. части речи

 

существительное + глагол + прилагательное

 

существительное + глагол

 

г) согласование:

в падеже____ в роде____ в числе ______

 

д) использование предлогов

адекватно неадекватно не использует

 

6. Саморегуляция (копирование бессмысленных слогов)

 

7. Кратковременная память (число повторений)

 

8. Способность к умозаключению (число повторений)

 

9. Обобщение методом исключений (4-й лишний)

 

10. Произвольное внимание, пространственные представления (графический диктант)

а) моторика

б) понимание слов инструкции

11. Поведение в условиях обследования:

 

а) контактность

б) работоспособность

в) интерес

 

Выводы и рекомендации:

 

Описание методик, применяемых в программе
1. Физиологическая зрелость
а) Филиппинский тест
Цель: Определение уровня физиологической зрелости ребенка.
Достать через голову рукой до противоположного уха.
б) Моторика (вырез кружка)
Цель: Определение уровня развития мелкой моторики
Вырезать кружок диаметром 6 см.
в) Ведущая рука
Цель: Определение правшества или левшества
1) сложить руки на груди 2) сплести пальцы в замок 3) похлопать в ладоши.

2. Речь
а) звукопроизношение:
Методика «Повтори за мной»
Цель: Проверка точности произношения звуков
1) на букву З: У Зины заноза
2) на буквы С, Р, Ш: Сережа уступил старушке место в автобусе
3) на буквы З, Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч: У забора затеяли драку рыжий щенок Дружок и черная кошка Мурка
4) на буквы С, Р, Ш, Л, З, Ч: Старая бабушка вязала шерстяные чулки для своей внучки Леночки.

3. Фонематический слух (тест фонематического слуха Ю. Гильбух)
4.
Словарь (тест словаря Ю. Гильбух)
5.
Грамматический строй речи
Методика «Сюжетные картинки»
Цель: Определение правильности грамматического построения речи
Рассказ ребенка оценивается по параметрам, представленным в протоколе

6. Саморегуляция

Тест копирования бессмысленных слогов (Ю. Гильбух)
7. Кратковременная память и способность к умозаключению
Тест кратковременной памяти и умозаключений (Ю. Гильбух)

8. Обобщение методом исключений

Методика «4-ый лишний»

Цель: Выявление уровня развития способности обобщения методом исключения
Материал: 5 наборов по 4 карточки. В каждом наборе 3 карточки связаны между собой по общему признаку, а 4-ая лишняя.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки и скажи, какой предмет здесь лишний? А как одним словом можно назвать оставшиеся три предмета? »
Оценка:
«0» - не найдено лишнее изображение;
«1» - изображение лишнего предмета найдено, обобщения нет;
«2» - обобщение сделано точно, в грамматически точной, развернутой форме.

9. Произвольное внимание, пространственные представления

Методика «Графический диктант»

Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций
Материал: листочек в клетку, карандаш
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок».
1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты.
2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин.
Оценивается только второй рисунок.
Понимание слов инструкции:
4 балла – все задание выполнено безупречно;
3 балла – 1-3 ошибки;
2 балла – более 3-х ошибок;
1 балл – более 5 ошибок.
Уровень развития моторики:
Наличие разрывов – 1 балл;
Дрожание руки – 1 балл;
Выход за площадь клетки – 1 балл.

10. Поведение в условиях обследования

Контактность.
3 балла – ребенок охотно идет на контакт, стремится продолжить общение, задает много вопросов.
2 балла – ребенок самостоятельно не проявляет инициативы, но идет на общение по принуждению
1 балл – ребенок не идет на контакт, отвечает односложно
Работоспособность.
3 балла – ребенок прилагает все силы на выполнение задания, стремится доделать до конца, не отвлекается во время работы, пытается самостоятельно справиться с трудностями.
2 балла – ребенку требуется в некоторых случаях стимулирование, помощь и психологическая поддержка при преодолении трудностей.
1 балл – ребенок быстро устает, часто отвлекается, при возникновении трудностей отказывается выполнять задание.
Интерес.
3 балла – ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, просит продолжить ситуацию обследования, вносит элементы фантазирования, охотно поддерживает игру.
2 балла – интерес к отдельным заданиям или сначала проявляется интерес, но потом быстро угасает.
1 балл – интерес отсутствует.

 

Программа 5 Краткая характеристика готовности ребенка
к началу школьного обучения

Для исследования готовности ребенка к школе можно использовать представленную ниже программу, при этом для изучения необходимых способностей выбирая любые методики по своему усмотрению.
Составляющие готовности:

  1. Психологическая и социальная готовность.
  2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
  3. Развитие познавательной деятельности.
  4. Состояние здоровья.

Психологическая и социальная готовность
а) Желание идти в школу:

  1. ребенок хочет идти в школу;
  2. особого желания идти в школу нет;
  3. идти в школу не хочет.

б) Учебная мотивация:

  1. осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность;
  2. цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения;
  3. цели учения не осознаются и ничего привлекательного в школе не видит.

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

  1. достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя;
  2. контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно;
  3. ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации.

г) Организованность поведения:

  1. поведение организованное;
  2. поведение недостаточно организованное;
  3. поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности:
Высокий уровень – если большинство показателей оценивается 1-м уровнем;
Средний – если большинство показателей оценивается 2-м уровнем;
Низкий – если большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:

  1. нарушений в фонематическом строе речи нет, звукопроизношение четкое, речь правильна, отчетлива;
  2. в фонематическом строе речи и произношении звуков есть нарушения, необходимо обследование логопеда;
  3. ребенок косноязычен, необходимо наблюдение логопеда.

б) Мелкие мышцы руки:

  1. рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;
  2. рука развита недостаточно хорошо, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
  3. рука развита плохо, карандашом и ножницами работает тоже плохо.

в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:

  1. ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
  2. отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточно ловок;
  3. ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен.

г) Координация в системе «глаз-рука»:

  1. ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии, т.е. с классной доски;
  2. графический образ переносится в тетрадь с небольшими искажениями;
  3. при переносе образа наблюдаются грубые нарушения.

д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):

  1. объем соответствует показателям возрастной группы;
  2. объем ниже средних показателей возрастной группы;
  3. объем намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций определяется по тем же параметрам (см. п. 1).
Развитие познавательной деятельности:
а) Кругозор:

  1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года;
  2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
  3. кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны.

б) Развитие речи:

  1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
  2. ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна;
  3. слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены.

в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:

  1. ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;
  2. ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
  3. уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):

  1. ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
  2. все задания на определение сформированности интеллектуальных умений выполняются при стимулирующей помощи взрослого;
  3. задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания;
  4. при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задания.

д) Произвольность деятельности:

  1. ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности. Возникающие в ходе работы;
  2. ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке;
  3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна.

е) Контроль деятельности:

  1. результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью;
  2. результаты усилий ребенка частично соответствуют цели и сам ребенок не может увидеть это неполное соответствие;
  3. результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого.

ж) Темп деятельности:

  1. соответствует средним показателям возрастной группы;
  2. ниже средних показателей;
  3. намного ниже средних показателей.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности определяется по тем же параметрам (см. п.1). При оценке интеллектуальных умений 4 показателем присваивается «очень низкий уровень» по данному пункту.
Состояние здоровья:
а) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства. Указать конкретные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (трудные роды, травмы).
б) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить и т.д.)
в) Состояние соматического здоровья (есть ли отклонения в соматическом здоровье и болезненность, сколько раз за год болел, сколько это дней в сумме). Указать группу здоровья.
Заключение о готовности ребенка к школе.
Ребенок готов к школе, если по трем параметрам ему выставляется уровень высокий или средний.

Диагностические методики для изучения мотивов учения
1. Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:

  1. изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;
  2. отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;
  3. непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.

б) Рисунок соответствует теме:

  1. изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;
  2. ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;
  3. игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.

2. Методика определения ведущих мотивов учения

Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка.
«Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.

  1. первый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил.
  2. второй мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что мне нравится туда ходить, учить уроки. Даже если бы школы не было, я бы все-равно учился.
  3. третий мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, есть с кем играть.
  4. четвертый мальчик ответил: А я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
  5. пятый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А вырастешь, можешь стать кем хочешь.
  6. шестой же мальчик заметил: А я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.

После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:

  1. как, по-твоему, кто из мальчиков прав? А почему?
  2. c кем из ребят ты хотел бы играть? А почему?
  3. а с кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения. Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:
1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;
2 – познавательный мотив;
3 – игровой мотив;
4 – узколичностный мотив;
5 – социальный мотив;
6 – мотив получения хороших оценок.

3. Определение сформированности школьного типа мотивации

Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе истории о тебе самом. Но не о том, что было, а том, что могло бы произойти. А ты внимательно слушай, и будешь говорить мне, что бы ты сделал или сказал, если бы с тобой это произошло.

  1. представь, что мама сказала тебе вечером: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе ходить в школу. Хочешь, я пойду и договорюсь с учительницей, чтобы тебе разрешили не ходить в школу еще месяц (полгода, год)». Что ты ответишь маме?
  2. представь, что мама так и сделала (или: не послушалась тебя и сделала по-своему), договорилась и тебе разрешили не ходить в школу. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо. Что бы ты стал делать, чем занимался бы, пока другие ребята в школе?
  3. представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А в первом классе расписание такое, что каждый день уроки письма, математики и чтения, а уроки рисования и физкультуры не чаще одного раза в неделю. А в школе Б все наоборот. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
  4. представь, что на улице ты встретил мальчика (для девочек – девочку), которому тоже 7 лет. Но он не ходил ни в подготовительный класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает, что нужно делать, чтобы лучше подготовиться к школе. Что бы ты ему ответил?
  5. представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить в школу каждый день, а к тебе будет приходить учительница домой и заниматься с тобой всем тем, что дети учат в школе. Ты бы согласился учиться в школе?
  6. в школе А нужно делать все так, как велит учительница: внимательно ее слушать, не разговаривать на уроке, поднимать руку, если надо выйти или что-то сказать. А в школе Б ничего не сделают, если ты встанешь во время урока, поговоришь с соседом или выйдешь.
  7. представь, что ты очень хорошо, старательно работал на уроке, и учительница сказала тебе: «Сегодня ты учился очень хорошо, я даже хочу наградить тебя. Выбирай, что ты хочешь: шоколадку, игрушку или поставить в журнал пятерку?». Что бы ты выбрал?
  8. представь, что ваша учительница уехала на месяц в командировку. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам поставить на это время другую учительницу, а можем попросить, чтобы ваши мамы побыли учителями, и каждый день одна из мам вела бы у вас уроки». Как бы ты захотел?

Каждый ответ ребенка оценивается как школьный или дошкольный. Варианты школьных ответов даны ниже. Соответственно, дошкольными являются противоположные по смыслу ответы.
Общее отношение к школе и учению:

  1. положительное отношение к школе и учению, отказ от предлагаемой отсрочки.
  2. наличие школьной, учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы (ответы типа «Буду читать», «Буду писать буквы» и т.п.).
  3. ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
  4. отказ от школы, лишенной учебного содержания. Предпочтение уроков грамоты и счета дошкольным видам деятельности.
  5. содержательное представление о подготовке к школе.
  6. ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:
  7. предпочтение классных занятий индивидуальным формам обучения.
  8. предпочтение школы, где соблюдение дисциплины обязательно.
  9. предпочтение отметки как формы награды другим видам поощрения.
  10. признание авторитета учителя перед родительским.

4. Изучение эмоционального отношения к школе

Для проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками.
Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий.
Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи».
После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.

5. Анкета для выявления уровня школьной мотивации

  1. тебе нравится в школе или не очень?
  2. утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?
  6. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  7. ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. у тебя много друзей?
  10. тебе нравятся твои одноклассники?

Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов.
Итоговый уровень:
25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность
20-24 б. – нормальная школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы
10-14 б. – низкая школьная мотивация
<10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – М., 1996.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский. – Т.3. – М., 1983.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
  6. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 1999.
  7. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми/ Дж. Лешли. – М., 1991.
  8. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – СПб., 1992.
  9. Непомнящая Н. Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Н. Непомнящая. – М., 1994.
  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – М., 1996.
  11. Особенности психического развития детей 6-7 лет/ Под ред. А.Л. Венгера. – М., 1988.
  12. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. Дубровиной.- М., 1988.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М., 1995.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома/ Н.В.Самоукина. – М., 1993.
  15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М., 1995.
  16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М., 1993.
  17. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб., 1996.
  18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского. – М., 1990.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика исследования обучаемости А. Ивановой
Данная методика построена на основе теоретических положений Л.С. Выготского относительно актуального и потенциального уровней развития ребенка. Задания, которые предлагаются ребенку, построены таким образом, что если он не может выполнить их самостоятельно, экспериментатор предлагает ему обучающую помощь. Способность ребенка принять эту помощь и сделать соответствующие выводы свидетельствует об уровне его обучаемости.
Таким образом, данная методика позволяет прогнозировать способность ребенка к обучению.
Материал: таблица с геометрическими фигурами и два набора карточек.
А) В таблице вразброс представлены:
- три геометрические фигуры: круги, квадраты и треугольники;
- двух размеров: большие и маленькие;
- четырех цветов: красные, желтые, зеленые и синие. Размер таблицы ≈36*24
Б) первый набор карточек включает в себя те же 24 фигуры, что и в таблице, только в разрезанном виде (размер карточки ≈6*8 см).
В) второй набор карточек (также разрезанных и того же размера) содержит:
- четыре геометрические фигуры: ромб, круг, треугольник и квадрат;
- двух размеров: большие и маленькие;
- трех цветов: красные, синие, зеленые.
Ход проведения: Данная методика проводится в три этапа.
I этап. Предварительная ориентировка
Экспериментатор издалека показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: «Эти карточки тебе надо будет разложить по группам, подходящие с подходящими». В это время ребенку дается таблица с геометрическими фигурами со словами «Но сначала посмотри эту таблицу, тут они все нарисованы и подумай как ты будешь это делать». Кроме этого более ничего не говорится и не объясняется, от вопросов ребенка уходим. В протоколе фиксируются все слова и действия ребенка. Через 30 секунд таблицу забираем и убираем. Больше в работе она никак не понадобится.
II этап. Основное задание
Включает в себя три задачи.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Задача 1. Ребенку передается первый набор карточек, где геометрические фигуры трех форм и четырех цветов, и предлагается: «Разложи эти карточки подходящие с подходящими. Можешь сделать три или четыре группы». Таким образом, предлагаем ребенку разложить карточки либо по цвету, либо по форме. После этого в течение 30 секунд в протоколе фиксируются все действия ребенка. Если он пассивен и не приступает к работе или наоборот действует очень хаотично, то по истечении 30 секунд экспериментатор оказывает ему организующую помощь. Если пассивен, говорим: «Выложи несколько карточек на стол», если же хаотичен, то «не спеши, выкладывай карточки по одной». В протоколе отмечается какая организующая помощь была оказана. Еще 30 секунд ждем. Если ребенок вновь ничего не предпринимает, то даем первый обучающий урок. Обучать нужно, начиная с цвета.
Урок-подсказка № 1: Из карточек, лежащих на столе, выбираем две, отличающиеся только по цвету (например, красный и синий маленькие кружки). Выкладываем их перед ребенком и задаем вопрос: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?» Если ребенок молчит, отвечаем сами: «Они отличаются по цвету». После первого урока подсказки наблюдаем за ребенком, в протоколе фиксируем все его действия и высказывания.
Если после первого урока в течение 30 секунд ребенок не начал работать, даем второй.
Урок-подсказка № 2: Из остальных карточек, лежащих на столе, выбираем третью, сходную с одной из двух первых по цвету (например, большой красный квадрат). Задаем вопрос: «Куда мы положим эту карточку – сюда или сюда?» Если ребенок не отвечает, проговариваем сами, например: «Мы положим эту карточку сюда, потому что она тоже красная».
Затем снова молчим и 30 секунд наблюдаем за ребенком, заполняя протокол. Если он не приступает к заданию или выполняет его неправильно, даем третий урок.
Урок-подсказка № 3: Берем карточку того цвета, которого еще нет, кладем ее рядом с первыми двумя и говорим: «Сюда мы будем класть все желтые, сюда все синие, сюда все красные карточки».
В течение 30 секунд опять фиксируем действия ребенка. Если он все еще затрудняется, дальше даются 4-ый, 5-ый, 6-ой и так далее уроки-подсказки. Суть их в том, что экспериментатор берет из общей кучи карточку, кладет ее в нужную группу и поясняет, почему он сделал именно так.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
После того, как все карточки будут разложены, говорим: «Молодец, ты правильно разложил все карточки. Но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие». Все высказывания фиксируем в протоколе. Если ребенок не отвечает или ответил неправильно, сами делаем обобщающий вывод: «Мы разложили карточки по цвету: красные с красными, синие с синими, желтые с желтыми». Но в протоколе записываем то, что сказал ребенок.
Задача 2. После этого собираем все карточки, перемешиваем и подаем ребенку со словами: «А теперь разложи карточки иначе, тоже подходящие с подходящими, но по-другому – на 4 группы (или на три группы)». Если в первые 30 секунд ребенок пытается раскладывать карточки по тому же признаку, как и в первой задаче, то в протоколе это отмечается как проявление инертности. Далее работа ведется также, как в первой задаче. В конце обязательно делается обобщающая словесная формулировка, если не ребенком, то самим экспериментатором. В протоколе же фиксируются слова ребенка.
Задача 3. Снова собираются и перемешиваются все карточки и подаются ребенку со словами: «В последний раз разложи их по группам, подходящие с подходящими, но теперь так, чтобы получилось две группы». Далее все идет также, как и раньше. Отмечаем проявление инертности, если такое имеет место. В конце работы просим дать обобщаю формулировку: «Назови, какие карточки ты собрал вместе? Чем похожи карточки одной группы?»
III этап. Аналогичное задание
После выполнения второго этапа методики, убираем первый набор карточек. Предлагаем ребенку второй вариант карточек и говорим: «Ты уже научился складывать карточки по группам. Эти карточки тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как это можно сделать?» В протоколе фиксируются время выполнения и результат самостоятельной деятельности ребенка. Наилучшим результатом является свободное перечисление всех трех признаков и обозначается как полный логический перенос в словесной форме. Если ребенок самостоятельно выделяет только два признака, то это будет частичный логический перенос в словесной форме. Если ребенок разложил все карточки по трем группам, но не смог словесно объяснить принцип раскладок, то это полный логический перенос в наглядно-действенной форме. Если ребенок выделяет только два признака, непосредственно работая с карточками, это будет частичный логический перенос
в наглядно-действенной форме. Если выделяется только один признак или вообще ни одного, значит логический перенос отсутствует.
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Оценка результатов:
1. Ориентировка в материале (ОР) – активная - 0 баллов
– пассивная -1 балл
2. Восприимчивость к помощи (ВП) – за каждый урок в каждом задании – 1 балл
– за каждое проявление инертности – 1 балл
3. Логический перенос (ЛП):

  • за отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой классификации – 1 балл;
  • полный перенос в словесной форме – 0 баллов;
  • частичный перенос в словесной форме – 1 балл;
  • полный перенос в наглядно-действенной форме – 2 балла;
  • частичный перенос в наглядно-действенной форме – 3 балла;
  • отсутствие логического переноса – 4 балла.

Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП =

В норме ПО должен быть равен 3 ± 2 (т.е. от 1 до 5 баллов). Такой показатель свидетельствует о высокой способности к обучению.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бланк фиксации результатов по методике А.И. Ивановой

ФИО______________________ Дата_______ Возраст_______ Пол______

Протокол исследования

Этапы
исслед - ия

Тип задания

Действия и высказывания обследуемого

Время

Оценка

1 Предва-
рительная ориент - ка

Работа с таблицей

 

 

 

 

 

2 Основное задание

1 ЗАДАЧА

1 урок
2 урок
Обобщающая формул-ка

 

 

 

 

 

 

2 ЗАДАЧА
1 урок
2 урок
Обобщающая формул-ка

 

 

 

 

 

 

3 ЗАДАЧА
1 урок
2 урок
Обобщающая формул-ка

 

 

 

 

 

 

3 Аналоги-чное задание

Работа со 2-м набором карточек

 

 

 

 

 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Ориентировка в материале (ОР) = _______ Восприимчивость к помощи (ВП) =_________ Логический перенос (ЛП) = ________ Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = ___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...

«Программа раннего развивающего обучения «Малышок» (занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Эт...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

Технология дистанционного обучения для детей с ОВЗ в начальной школе

Дистанционное обучение-это одна из основных технологий инклюзивного образования. В статье подробно рассматривается технология дистанционного обучения, цели, задачи, условия, компоненты....

Использование словарей при обучении в начальной школе русскому языку двуязычных детей

Статья раскрывает возможности УМК "Перспективная начальная школа" в обучении русскому языку детей мигрантов через систематическю работу со словарями, которые представлены как составная часть комплекса...

Диагностика готовности детей к обучению в начальной школе

эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в сп...