Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников.
статья

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patrioticheskogo_vospitaniya.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа

Программа

гражданско-патриотического воспитания младших школьников  в рамках инновационного проекта МБОУ Верхнесоленовская СОШ

«Создание единой системы гражданско-патриотического воспитания на основе развития комплекса «Память».

Х. Нижнесоленый

Актуальность.

    В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы  с подрастающим поколением становится  гражданско - патриотическое воспитание. Это обусловлено потребностью российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению. Патриотическое воспитание сегодня – задача государства, общества и образовательных учреждений.

     В национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».

     Ценностно-смысловые установки сегодня являются одним из личностных результатов образования уже в начальной школе. Они отражают личностные качества школьников и их индивидуально-личностные позиции . Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

      Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, отцы и деды.

     В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания младших школьников становится одной из актуальных.

      Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

      Патриотическое чувство  не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

     Задачи определяются из планируемого результата духовно-нравственного воспитания ООП НОО МБОУ Верхнсоленовская СОШ.

   В соответствии с основной образовательной программной начального общего образования учащиеся:

- получают первоначальные представления о Конституции Российской Федерации, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

- знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетноролевых игр гражданского и историко
патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

- знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетноролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристскокраеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

- знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

- знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых этими организациями, встреч с их представителями);

- участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военнопатриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетноролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

-  получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национальнокультурных праздников);

- участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;

-  принимают посильное участие в школьных программах и мероприятиях по поддержке ветеранов войны;

- ведут шефство над памятниками  ВОВ в Верхнесоленовском сельском поселении;

- принимают посильное участие в программах и проектах, направленных на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому и настоящему нашей страны (в рамках деятельности Комнаты трудовой и боевой Славы, детских военно-спортивных центров и т. д.);

- участвуют в развитии школьного Комплекса «Память»;

- участвуют в проектах, направленных на изучение истории своей семьи в контексте значимых событий истории родного края, страны;

- традиционно готовят и проводят торжественные митинги посвященные Дню Победы.

Исходя из поставленных задач определены основные направления воспитательной работы в начальной школе:

  • «Будь готов защищать свою Родину!»
  • «Никто не забыт, ничто не забыто»
  •  «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
  •  «Дон культурный. Дон православный»
  •  «День добрых дел»

Основные принципы организации гражданско-патриотического воспитания:

Принцип открытости.

  • Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения.  Педагог прислушивается к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела.

  • Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

  • Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

Принцип свободы участия.

  • Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе
  • задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип сотворчества.

  • Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность. 

Принцип успешности.

  • И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

Этапы реализации программы:

I этап -  подготовительный:   август 2014г

      II этап – практический:    2014-2017гг

  • реализация Программы патриотического воспитания младших школьников.
  • выполнение целей и задач определенных в Программе.

      III этап: аналитический март 2017г

  • анализ итогов реализации Программы.
  • обобщение результатов реализации Программы.
  • определение дальнейшей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

Механизм реализации Программы.

         Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет методическое объединение учителей начальных классов.

Предполагаемый результат:

1. В ходе реализации данной программы у учащихся начальной школы будет сформировано:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Программа обеспечит систематический подход в воспитательной работе и преемственность на всех этапах обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных  традиций, воспитание уважительного отношения к родите...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...

программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников "Маячок"

Программа призвана формировать нравственную культуру учащихся;  способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; воспитывать гармоничную, всесторонне разви...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»

Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:· развитие личности в процессе воспитания;· совместную деятельность взрослых и д...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Гражданская идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.Цель: формирование способности школьника соотносить себя ...