Технология продуктивного чтения
статья

Чеснокова Дарья Михайловна

В статье описывается технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya_vystuplenie.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Рассмотрен ряд приёмов, помогающих сформировать различные виды УУД. К статье приложен фрагмент урока литературного чтения в 4 классе.

Сейчас от взрослых часто можно услышать вопрос: «Почему современные дети не любят читать?» На него можно дать разные варианты ответа. XXI век – век бесконечной информации, значит, уходят на второй план отношения, мысли, чувства. Важно многое знать и быть в курсе. Для этого есть различные источники информации: телевизор, компьютер, интернет. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным хитростям, поощряя их, например, мороженым, сладостями или чем-то другим, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают нужные несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот поэтому технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология вполне универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, литературного чтения и др. 

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению помогают активизировать учебный процесс.
Ведущие принципы: принцип деятельности, комфортности, непрерывности
Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:  умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;  сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Задача учителя: подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. 
Задачи:

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 Технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

до чтения текста – просмотровое чтение.  Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Во время чтения: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

После чтения: – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных
Формирование УУД

Познавательные УУД:

1.    ориентироваться в учебнике;

2.    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

3.    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

4.    преобразовывать информацию из одной формы в другую; 

5.    составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного)

6.    подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

1.    оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

2.    слушать и понимать речь других;

3.    выразительно читать и пересказывать текст;

4.    договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

5.    учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Регулятивные УУД:

1.    определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2.    учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

3.    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

4.    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД:

1.    оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 

2.    оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

3.    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

4.    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

5.    высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)

Виды заданий, формирующие познавательные УУД:

1.     Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

2.        Угадай название произведения.

Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

3.    Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение или телеграмма, нужно определить, кто является автором)
Виды заданий, формирующие регулятивные  УУД:

4.    Цепочка событий. С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события  дальше и чем они закончатся?

Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу.
Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок.

Какие ошибки допустили одноклассники? Составь план рассказа (части). 
Постарайся не упустить ничего важного.

5.    Я- смогу! Сформулируйте цели урока, используя слова:

Узнать, учиться, определять, развивать, оценивать поступки
Виды заданий, формирующие личностные  УУД:

6.    Словарь чувств.

Вы прочитали два рассказа о животных К. Паустовского. Чему они вас научили?
Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили? Составь «словарь чувств»

7.    Оживи героя. Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про кота Иваныча? Что он хотел сказать своим читателям?

Представьте себя в роли кота Иваныча  и расскажите о своих приключениях. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали 
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:

8.     «Живая картина» — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

9.         Тавтограммы: придумай продолжение текста;  рассказ, где все слова на одну букву. Наша Наташа  нарисовала ночное небо.  Собака Север съела свежую селёдку.

10.    Составь задание соседу.  

По любому изучаемому произведению предлагается ученикам придумать задание соседу по парте.                                              

Предполагаемые УУД:

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и понимать речь других.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Ориентироваться в учебнике.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

ИЛИ Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной  читательской деятельности.

Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;

2.развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

3.введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса;

4.овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

1 Работа с текстом до чтения.

Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт

2 Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержаниемэмоциональной окраски прочитанного текста)

Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).

Беседа по содержанию в целом (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование.)

3 Работа с текстом после чтения.

На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.

Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.

Приведу пример работы с японской сказкой «Ивовый росток»

Ребята делятся на группы, им даются задания.

Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, кто герой произведения, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова (хозяин, слуга, ива редкого сорта, смотри хорошенько, вялый росток, выкапывал, уносил), высказывает свое предположение о происходящих событиях.

А третья группа учащихся постарается предположить, о чем пойдет речь в сказке по его иллюстрации. 

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить, прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа.  Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора.

Этот прием дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.

В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения»– освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

В первом классе знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка» начинается с заполнения первой части таблицы. Ребятам предлагаются следующие вопросы:

- В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?

- Главный герой рассказа обманул своих родителей?

- Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?

Первая часть таблицы заполняется на первом этапе, когда  даются несколько утверждений по еще не изученной теме, и дети выбирают утверждения, полагаясь на собственный опыт, а вторую часть таблицы,  после первичного чтения на втором этапе. 

Учащиеся проставляют знаки «+» - если они согласны, «-»   - не согласны, устно обосновывая свой ответ. После прочтения, идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.

Вопросы

До чтения

После чтения

В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?

-

+

Главный герой рассказа обманул своих родителей?

-

+

Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?

+

+

 

 Данный прием позволяет учащимся определить главную мысль рассказа.

Для формирования  навыков осмысленного и вдумчивого чтения заполняется другая таблица, заполнение которой  требует от учащихся перечитать весь текст или его фрагмент.  

 После анализа произведения учащиеся перечитывают рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», отвечают на вопросы, а ответы -  выдержки из текста, ни одним словом не отступая от оригинала, заносят в таблицу. Цель этой работы заключается в том, что ребенок должен несколько раз перечитать текст, выбрать правильные, точные предложения и записать их в таблицу.

Вопросы и утверждения

Выдержки из текста

Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?

Это еще было терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно.

По какой фразе вы поняли, что для Дениски Кремль – это ценность?

Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине.

После проверки ответов делается вывод о том, какая проблема волнует автора. Как поступать в ситуации сложных взаимоотношений детей и родителей.

В процессе работы формируются познавательные универсальные учебные действия: умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить  ответы на заданные вопросы;коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать  мнение по отношению к героям и  их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника; регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.

На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста.

Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.

Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. После изучения сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» учащимся предлагается на выбор несколько  высказываний, связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации пословицы.

Например: «Красив тот, кто красиво поступает», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»,  «Живи добрее – будешь милее».                                                   

Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к сказке,  и  обосновать свой  выбор.

На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.

Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.

Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.

Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

При этом формируются предметные универсальные учебные действия:  умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации. Таким образом, учитель, применяющий новые технологии, имеет возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...