Функциональное чтение - особенность современного образования
статья
Сегодня главной задачей каждого образовательного учреждения является научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому такой основополагающий навык, как чтение, не может более ограничиваться только академическими целями (скорость, выразительность, понимание содержания), а должен включать цели, связанные с повседневной жизнью.
Более того, и новая государственная программа требует от учителя развития функциональной грамотности учащихся.
Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»?
Какие виды функциональной грамотности существуют?
Каковы отличительные черты функциональной грамотности?
Что такое грамотность чтения?
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «фунциональное чтение»?
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnoe_chtenie.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональное чтение – особенность современного образования
Подготовила: учитель начальных классов
Литвиненко Ирина Юрьевна
Сегодня главной задачей каждого образовательного учреждения является научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому такой основополагающий навык, как чтение, не может более ограничиваться только академическими целями (скорость, выразительность, понимание содержания), а должен включать цели, связанные с повседневной жизнью.
Более того, и новая государственная программа требует от учителя развития функциональной грамотности учащихся.
Когда появился термин «функциональная грамотность»?
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»?
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
Как определяют термин «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки
чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке,
прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот
уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в
целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в
реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Какие виды функциональной грамотности существуют?
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Каковы отличительные черты функциональной грамотности?
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная
грамотность является ситуативной характеристикой той же личности
Функциональная грамотность
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в
определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Как проявляется недостаток функциональной грамотности?
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только
столкнувшись с ее отсутствием.
Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности.
Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.
Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Cпособность учиться всю жизнь.
Международные сравнительные исследования Pirls, Timss, Pisa(проверка уровня сформированности функциональной грамотности)
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)– Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" учащимися начальной школы (4 класс)
TIMSS – оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы)
PISA (Programme for International Student Assessment) – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознанияю
В каких предметных областях различные международные исследования
(PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень сформированности функцинальной
грамотности?
В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно-научные предметы.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «фунциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры,
посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения
невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в
течение всей жизни.
Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Что такое грамотность чтения?
В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения?
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий
уровень);
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками
информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков,
содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том,
какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?
Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно
использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его
понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев).
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
Учитель выступает является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.
Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.
Функционально грамотная личность
Человек
непрерывно
познающий
Человек
самостоятельный
Человек,
умеющий жить в
обществе
- Дерево – функционально грамотная личность
- Вода – педагогические технологии
- Яблоки – ключевые компетенции
- Лейка – учитель
Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом
Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом...
Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"
Статья с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на уроках литературног чтения....
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выдающийся отечественный математик А. Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика &ndash...
Литературное чтение в современном мире в контексте ФГОС начального образования
Статья о важности чтения в современной начальной школе.Формирование полноценного навыка чтения,который позволит учащимся видеть текст и извлекать из него суть.на основании пройденного опыта,учиться са...