Требования школьной программы, предъявляемые к выразительности в каждом классе
статья

Булашова Наталья Александровна

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт второго поколения определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом: учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ….. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования школьной программы, предъявляемые

к выразительности в каждом классе

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у младших школьников.

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт второго поколения определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом: учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ….. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Содержание курса  литературного чтения начального обучения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

 овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

 воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);

 овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;

 воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;

 формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственноэтических ценностей при изучении художественных произведений.

Таким образом курс литературного чтения призван продолжить обучение чтению и помочь младшему школьнику войти в мир художественной литературы и осмыслить образность словесного искусства. Изучение направлено на достижение следующих целей: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; 

Существуют специальные требования школьной программы, предъявляемые к выразительности в каждом классе, их можно представить в виде таблицы:

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях. Продолжение  работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период, развитие эмоциональной, точной, образной речи.

2 класс

К концу второго класса требуется соблюдение правильной интонации в конце предложения, а также соблюдение пауз и интонации, тона, темпа, ритма и громкости речи, соответствующих знакам препинания. Кроме того, ребенок должен выделять при чтении слова, несущие большую смысловую нагрузку (логическое ударение)

3 класс

выразительное чтение целыми словами. Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации.  

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию (темп, логическое ударение, громкость, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности. Соблюдение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации предложения, пауз внутри и в конце предложения с опорой на знаки препинания.

4 класс

Чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. Нахождение в тексте отрывков, которые нужно прочитать с определенным чувством (строго, презрительно, с досадой, с возмущением, радостно, весело и т. д.)

Выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи, звукоподражаний, тембра голоса. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению после анализа текста.

Соблюдение интонации предложения, логического ударения, логических и психологических пауз.

Таким образом, проанализировав программы по чтению, можно сказать, что формирование у детей навыков выразительной речи является одной из главных задач обучения чтению в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требования ФГОС начального общего образования. Пррограмма содержит пояснительную записку, общую характе...

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.

Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по авторской программе Т.Г Рамзаевой, адаптировано к требованиям ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений» Начальные классы» в 2- х частях, часть 1. составители сборника программы: Т. В. Игнатье...

Рабочая программа по математикке для 3 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС

Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС с подробным календарно-тематическим планированием, контрррольными и проверочными работами и ...

Экскурсионная работа в рамках школьной программы и МПУ: 3-4 класс

Экскурсионная работа в рамках школьной программы  и МПУ: 3-4 класс...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Литературный клуб «Выразительное чтение» 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Литературный клуб «Выразительное чтение» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 4 года с 1 п...