Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
статья

Бондаренко Светлана Валентиновна

Формирование регулятивных учебных действий

при обучении решению текстовых задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных учебных действий

при обучении решению текстовых задач

Слайд 1

Подготовила:

Бондаренко С.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы к трем  Слайд 2

группам результатов: личностным, метапредметным и предметным.

Слайд 3

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные и коммуникативные.

В начальной школе математика является основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработку вычислительных навыков. Особую роль при этом играет формирование общего умения решать задачи как УУД. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. В обучении решению текстовых задач заложены также большие возможности для формирования всех видов УУД, в том числе и регулятивных, о чем и пойдет речь в данной статье.

Слайд 4

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
  • оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
  • В современной методике процесс решения текстовой задачи рассматривается как переход от словесной модели к математической. В основе осуществления этого перехода лежит семантический (смысловой) анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений (математический анализ текста). При выполнении любого задания (тем более при решении текстовой задачи) важно осознание учеником предстоящей деятельности с точки зрения ее учебного смысла. Школьник должен задуматься о значении, о цели, что он делает, понять, зачем это необходимо. Поэтому уже первые шаги в решении задачи позволяют развивать такое регулятивное действие, как определение цели предстоящей деятельности.

Для этого при первом знакомстве с текстовыми задачами учащимся можно предложить план, в соответствии с которым они определяют цель своей деятельности.

Слайд 5

  1. Прочитать задачу, выделить условие и вопрос (требование).
  2. Найти в условии данные и искомые.
  3. Построить вспомогательную модель задачи
  4. Обдумать план решения задачи.
  5. Записать решение.
  6. Проверить решение задачи.
  7. Написать ответ.

         Заметим, что формирование данных действии осуществляется сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Приведем фрагмент урока, на котором формируется такое регулятивное учебное действие, как определение цели предстоящей деятельности при решении текстовой задачи.

Слайд 6

Задача 1. Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед дальним полетом. Трем дроздам удалось склевать 94 ягоды рябины. Первый дрозд склевал столько же, сколько и второй, а третий — на 4 больше, чем первый. Сколько ягод удалось склевать третьему дрозду?

Учитель. Что нам предстоит сделать, т.е. какова цель решения задачи?

Ученики. Найти вопрос задачи и ответить на него.

Учитель. Найдите данные и искомые.

Ученики. Количество ягод, съеденных тремя дроздами, — это данное. Также известно, что первый и второй дрозды склевали одинаковое количество ягод, а третий — на 4 ягоды больше. Сколько съедено третьим дроздом — это искомое.

Учитель. Обдумайте и самостоятельно начертите схему к задаче.

Ученики чертят два одинаковых по длине отрезка, третий — длиннее и показывают на схеме все данные и вопрос задачи.

Учитель. Составьте план решения задачи.

Слайд 7

         1 дрозд        

        2 дрозд                              94 яг.

                                                     4 яг.

        3 дрозд          

                                        ?

        На этом этапе педагог может помочь учащимся, задав вопрос: «сколько ягод съели бы три дрозда, если бы ягод было съедено каждой птицей поровну?»

        Учащиеся составляют план решения задачи.

  1. Узнаем, сколько ягод съели три дрозда, если бы ягод было съедено каждой птицей поровну.
  2. Узнаем, сколько ягод съел первый и второй дрозд.
  3. Узнаем, сколько ягод съел третий дрозд.

Учитель. Запишите решение задачи по действиям. Ученики записывают:

Слайд 8

  1. 94 - 4 = 90 (яг.) — съели бы три дрозда, если бы ягод был съедено каждой птицей поровну;
  2.  90 : 3 = 30 (яг.) — съел первый и съел второй дрозд;
  3. 30 + 4 = 34 (яг.) — съел третий дрозд.

Проверка, которая показывает, достигнута ли поставленная цель, осуществляется путем установления соответствия найденного ответа с условием задачи: если третий дрозд склевал 34 ягоды, то первый — 30 ягод (34 - 4 = 30), второй тоже 30, вместе три дрозда склевали 30 + 30 + 34 = 94 (яг.).

Записывается ответ: третий дрозд склевал 34 ягоды.

При нестандартной формулировке условия и требования текстовой задачи у учащихся возникают трудности с определением вопроса, т.е. цели деятельности.

Слайд 9

Задача 2. Может ли одна сойка заготовить к зиме 5000 желудей, если известно, что: а) в каждой кладке (сравни со словом склад) по 25-30 желудей; б) в сентябре сойка сделала 90 кладок, в октябре — 70, в ноябре - 50?

Слайд 10

Задача 3. На сколько желудей уменьшатся запасы сойки, если в декабре она съест 300 желудей, а в январе — 450?

Работу над такими задачами следует начинать с переформулировки условия и требования задачи. Они должны быть понятны всем учащимся.

Сформулировав третью задачу следующим образом:

Слайд 11

«В декабре сойка съест 300 желудей, в январе — 450. Сколько всего желудей съест птица за эти два месяца?», учащиеся легко определяют вопрос задачи, т.е. цель своей деятельности.

Формирование другого регулятивного действия — создания плана решения задачи может происходить следующим образом.

Сначала план решения строится по образцу, затем ученик сам планирует свою деятельность для достижения цели задания. На первых этапах обучения решению текстовых задач учащиеся строят план в виде вопросов, которые помогают им понять важность последовательных, осознанных действий и способствуют формированию умения последовательно анализировать данные и составлять план решения.

Формированию умения строить план решения задачи способствуют такие задания, где ученики должны или выбрать из предложенных схем одну, соответствующую данной задаче, или сами составить схему. Схема поможет не только последовательно проанализировать задачу, но и составить план ее решения.

Слайд 12

Задача 4. Первые снежинки закружились в воздухе, и стаи журавлей, гусей, уток потянулись к югу. На сколько километров дальше от дома улетит за 9 сут. стая уток, летящая со скоростью 93 км/ч, по сравнению со стаей гусей, летящей со скоростью 50 км/ч?

Учитель задает школьникам вопросы. Эту последовательность вопросов дети постепенно запоминают, что ведет к формированию регулятивного учебного действия поиска и составления плана решения задачи.

Учитель. Каково требование задачи?

Ученики. На сколько километров дальше от дома улетит за 9 сут. стая уток по сравнению со стаей гусей?

Учитель. Каких данных не хватает?

Ученики. Мы не знаем расстояния, которое пролетела стая гусей за 9 сут. и стая уток за 9 сут.

Учитель. Сможем ли мы ответить на вопрос задачи, найдя эти расстояния?

Ученики. Да.

Слайд 13

Процесс

Участники

Величины, их единицы

Скорость

Время

Расстояние

движение

Стая уток

93 км/ч

9 сут.

?

   

            На ?  дальше?

Стая гусей

50 км/ч

9 сут.

?

По ходу ответов на вопросы заполняется таблица.

  1. Узнаю расстояние, которое пролетела стая уток за 1 сут., затем за 9 сут.
  2. Сравню полученные величины.

Учитель. Как в соответствии с этим планом записать решение задачи? Ученики выполняют запись.

  1. 50 • 24 = 1 200 (км) — пролетела стая гусей за 1 сут.;
  2. 1 200 • 9 = 10 800 (км) - пролетела стая гусей за 9 сут.;
  3. 93 • 24 = 2 232 (км) — пролетела стая уток за 1 сут.;
  4. 2 232 • 9 = 20 088 (км) - пролетела стая уток за 9 сут.;
  5. 20 088 - 10 800 = 9 288 (км) - на сколько дальше пролетит стая уток за 9 сут.

Учащиеся могут предложить и другой план решения этой задачи.

  1. Сравню скорости полета стаи гусей и стаи уток.
  2. Узнаю, на сколько километров будет дальше стая уток за 1 сут. по сравнению со стаей гусей.
  3. Отвечу на вопрос задачи.

В соответствии со вторым планом появляется и другое решение задачи.

Слайд 14

  1. 93 - 50 = 43 (км/ч) — на сколько скорость стаи уток больше;
  2. 43 • 24 = 1 032 (км) — на сколько дальше улетит стая уток за 1 сут.;
  3. 1 032 • 9 = 9 288 (км) - на сколько больше пролетит стая уток за 9 сут.

После определения требования задачи, составления плана ее решения, записи решения наступает этап проверки. На нем формируются такие регулятивные УУД, как контроль и оценка своей учебной деятельности и деятельности одноклассников. Учащимся нужно не только обосновать правильность своего решения, но и оценить решение одноклассников (формирование таких действий особенно эффективно при решении задач несколькими способами).

Практика показывает, что при формировании действия контроля и оценки своей деятельности полезны задания, где из предложенных схем нужно выбрать такие, которые соответствуют данной задаче.

Слайд 15

Задача 5. В трех маленьких кладках у сойки столько же желудей, сколько в двух больших. Сколько желудей в одной маленькой кладке, если в одной большой спрятано 36 желудей?

Выберите схему, которая соответствует условию задачи.

Слайд 16

Схема 1

                               

Схема 2

Схема 3

                

Чтобы наметить план решения задачи, нужно выбрать подходящую схему. Это требует от учеников не только умения строить вспомогательные модели, но и контролировать свою деятельность и оценивать ее.

Учитель. Какова цель задачи?

Ученики. Узнать количество желудей в одной маленькой кладке.

Учитель. Какая из трех предложенных схем подходит к этой задаче?

Ученики. Вторая схема.

Учитель. Обоснуйте свой выбор.

Ученики. Верхний и нижний отрезки по длине должны быть одинаковыми, так как количество желудей в трех маленьких кладках и двух больших одинаково. Кроме того, зная, что в большой кладке 36 желудей, можем узнать, сколько в двух таких кладках, а затем и в одной маленькой.

Учитель. Почему другие схемы не соответствуют условию данной задачи?

Ученики. На первой схеме все отрезки равны по длине, значит все кладки одинаковые, а по условию среди кладок есть две большие. На третьей схеме нарушено условие: в трех маленьких и двух больших кладках должно быть одинаковое количество желудей.

Такая работа по выбору соответствующей схемы задачи требует от учащихся, с одной стороны, умения контролировать свои действия, а с другой стороны, способствует усвоению этого важного регулятивного действия.

При решении текстовых задач ученикам приходится самостоятельно ориентироваться в имеющихся знаниях, ставя перед собой вопрос: «Владею ли я теми знаниями, которые необходимы для решения задачи? Необходимы ли мне новые знания и умения?» Для этой деятельности нужны такие регулятивные учебные действия, как прогнозирование, коррекция и волевая саморегуляция.

При работе над формированием таких регулятивных действий целесообразно использовать текстовые задачи с готовыми решениями, где из предложенных решений следует выбрать правильное и обосновать правильность выбора.

Слайд17

Задача 6. В трех маленьких кладках у сойки столько же желудей, сколько в двух больших. Сколько желудей в одной маленькой кладке, если в одной большой спрятано 36 желудей?

Выберите выражение, которое является математической моделью этой задачи.

Слайд 18

а)        (12+ 7)- 100;

б)        12 + 7 • 100;

в)        7 + 12 • 100;

г)        7 • 100 + 12 • 100.

Учащиеся выбирают выражения а и г.

Таким образом, в процессе обучения решению текстовых задач можно формировать все виды регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку и волевую саморегуляцию. Для этого нужны специальные задания. Поэтому при подготовке к уроку, отбирая или специально конструируя задания, учитель должен учитывать не только логику предметного содержания, но и характер того или иного УУД, которое формируется на данном этапе.

Можно сделать вывод, что, овладев регулятивными УУД на уроках математики, учащиеся переносят их и на другие предметы: на уроках русского языка легко определяют цель задания, при написании изложения — составляют точный план, при работе с деформированным текстом — контролируют и оценивают свою деятельность, не затрудняясь, корректируют и исправляют ошибки в заданиях типа «Найди и исправь ошибки»

Слайд 19

Успехов в работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач Бондаренко С.В., учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ»

Слайд 3

Метапредметные универсальные учебные действия

Слайд 4

Регулятивные действия целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

Слайд 5

План деятельности: Прочитать задачу, выделить условие и вопрос (требование). Найти в условии данные и искомые. Построить вспомогательную модель задачи. Обдумать план решения задачи. Записать решение. Проверить решение задачи. Написать ответ.

Слайд 6

Задача 1 Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед дальним полетом. Трем дроздам удалось склевать 94 ягоды рябины. Первый дрозд склевал столько же, сколько и второй, а третий — на 4 больше, чем первый. Сколько ягод удалось склевать третьему дрозду?

Слайд 7

План решения задачи 1 дрозд 2 дрозд 94 яг. 4 яг. 3 дрозд ?

Слайд 8

Решение задачи 1) 94 - 4 = 90 (яг.) — съели бы три дрозда, если бы ягод было съедено каждой птицей поровну. 2) 90 : 3 = 30 (яг.) — съел первый и съел второй дрозд. 3) 30 + 4 = 34 (яг.) — съел третий дрозд.

Слайд 9

Задача 2 Может ли одна сойка заготовить к зиме 5000 желудей, если известно, что: а) в каждой кладке (сравни со словом склад) по 25-30 желудей; б) в сентябре сойка сделала 90 кладок, в октябре — 70, в ноябре - 50?

Слайд 10

Задача 3 На сколько желудей уменьшатся запасы сойки, если в декабре она съест 300 желудей, а в январе — 450?

Слайд 11

Задача 3 «В декабре сойка съест 300 желудей, в январе — 450. Сколько всего желудей съест птица за эти два месяца?»

Слайд 12

Задача 4 Первые снежинки закружились в воздухе, и стаи журавлей, гусей, уток потянулись к югу. На сколько километров дальше от дома улетит за 9 суток стая уток, летящая со скоростью 93 км/ч, по сравнению со стаей гусей, летящей со скоростью 50 км/ч?

Слайд 13

Про цесс Участники Величины, их единицы Движение Ско рость Вре мя Расстояние Стая уток 93 км/ч 9 сут. ? на ? дальше Стая гусей 50 км/ч 9 сут. ? 50 • 24 = 1 200 (км) — пролетела стая гусей за 1 сут. 1 200 • 9 = 10 800 (км) - пролетела стая гусей за 9 сут. 93 • 24 = 2 232 (км) — пролетела стая уток за 1 сут. 2 232 • 9 = 20 088 (км) - пролетела стая уток за 9 сут. 20 088 - 10 800 = 9 288 (км) - на сколько дальше пролетит стая уток за 9 сут.

Слайд 14

Второе решение задачи 1) 93 - 50 = 43 (км/ч) — на сколько скорость стаи уток больше 2) 43 • 24 = 1 032 (км) — на сколько даль­ше улетит стая уток за 1 сут. 3) 1 032 • 9 = 9 288 (км) - на сколько больше пролетит стая уток за 9 сут.

Слайд 15

Задача 5 В трех маленьких кладках у сойки столько же желудей, сколько в двух больших. Сколько желудей в одной маленькой кладке, если в одной большой спрятано 36 желудей?

Слайд 16

Схемы 1схема 2 схема 3 схема

Слайд 17

Задача 6 В трех маленьких кладках у сойки столько же желудей, сколько в двух больших. Сколько желудей в одной маленькой кладке, если в одной большой спрятано 36 желудей?

Слайд 18

Математические модели а) (12+ 7)- 100; б) 12 + 7 • 100; в) 7 + 12 • 100; г) 7 • 100 + 12 • 100.

Слайд 19

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....